Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ И ГРУППОВАЯ КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

Межгрупповая дифференциация (МД) – один из главных признаков социальной группы – способствует становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяет различать их со стороны и идентифицировать их представителей. (МД напрямую связана с групповой идентификацией, причём Поршнев ставит МД на первое место, а Тэшфел, наоброт, говорит, что сначала идентификация, а уж потом МД. Но это невадно – главное – они связаны).

МД – это некий континуум с 2 полюсами дифференциации в форме противопоставления (эти полюса, соответственно, - это ин- или аутгрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение своей / чужой группам). Посередине же континуума у нас дифференциация в форме сопоставления (восприятие двух групп как объединенных). (Кстати, уже ясно, что именно соспоставление как признание и принятие различий - наиболее приемлемая форма взаимодействия этнических общностей, а вовсе не устаревшая конецпция «котла», когда мы якобы должны получить некую однородную массу).

Основные механизмы МД – атрибутивные процессы! Их 2 вида: стереотипизация (особый случай атрибуции черт, когда мы приписываем индивиду хар-ки согласно его групповому членству); социальная каузальная атрибуция (приписывание причин поведения и достижений индивидов согласно групповму членсту).

Стереотипизация Социальные стереотипы – упрощенные схематизированные образы социальных объектов, характеризирующиеся высокой степенью согласованности социальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве обычно из вторичных источников, а не из непосредственных впечатлений. Стереотипизация – атрибутивный мех-м, выполняющий ф-ции гр диф-ции и гр идентиф-ии.



Термин «социальный стереотип» был использован У. Липпманом в 1922 – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают ценности, позиции и права.

Восприятие чужой группы чз стереотип: Стереотип помогает быстро и довольно надёжно категоризовать воспринимаемую группу; При наполнении стереотипа другой группы негативными характеристиками, он способствует формированию межгрупповой враждебности. В зависимости от того, какого объекта касается этот образ, различают и виды стереотипов: профессиональные, полоролевые, национальные стереотипы. Этнические стереотипы – упрощенные образы этнических групп.

Существуютт 2 направления: 1) Описательное - изучает хар-ки; 2) Функцион-ое - изучает пр-сс стереотипизации.

Сначала развивалось только описат-е напр-е, нач.30-х г.г. Кац и Брейли: Студентам Принстона был предложен список из 84 личностных черт, из кот студенты должны были выбрать по 5 наиболее характерных для 10 национальностей. (согласованное описание: 84 % считали, что афроамериканцы суеверны, 78 % - что немцы способны к наукам)

Свойства стереотпов:

1. Эмоционально-оценочный характер. ряд предпочтений, настроений и эмоций. Стер-пы м/ нести в себе как +, так и - эмоц-й заряд (Фиск – стереотипы презрения по отн-ию к чужим низкостатусным группам; по отн-ию к своим - стер-пы восхищения. + есть амбивалентные стереотипы зависти (к представителям высокостатусных, «холодных» групп) и патернализма (к низкостатусным, «теплым»).

2. Устойчивость и ригидность к новой информации. Относительна, при изменении отношения между группами или при поступлении новой инф. У принстонских студентов после 2 мировой войны в негативную сторону изменились стереотипы немцев и японцев (1933 японцы – умные и прогрессивные; 1951 хитрые и предатели). В исследовании московских студентов в 1990 г. изменился стереотип относительно русских, их стали считать терпеливыми, выносливыми, подавленными, послушными и пассивными, 2 г раньше их не было.

3. Согласованность, (высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы). Социальными стереотипами считают лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов. Причины согласованности стереотипов: 1.гип-за предубеждения – консенсус отражает единообразную предвзятость части инд-ов; 2.гип-за невежества – консенсус вытекает из недостатка личных контактов со стереотипизуремой группой. 3. Сейчас – объяснение согласованности стереотипов у представителей национ-х групп исходя из теории самокатегоризации Тернера: к согласованности предст-ий о группе приводит выпуклость соц-й идентичности, что в свою очередь: а) усиливает воспринимаемую гомогенность своей группы; б) обеспечивает ожидание взаимного согласия ее членов; в) способствует активному достижению консенсуса благодаря взаимовлиянию группы.

4. Неточность стереотипов – по причине неверного направления и по степени обобщенности (т.е., даже если кач-во действительно хар-ет группу, ошибочная тенденция оценивать всех и каждого как обладающих этим кач-вом).

Выделение степени истинности стереотипов. C 50-х годов получила распространение гипотеза «зерна истины» О. Клайнберга.

А) считается, что стереотипы более истинны, если имеется согласованное мнение двух и более групп о третьей.

Б) гипотеза контакта: более глубокие и длительные контакты между двумя группами приводят к более высокой доле реальных черт в стереотипе.

В) признаком истинности можно считать согласованность между восприятием группы самой себя и восприятием другой группой – критерий автостереотипа.

Г) точность стереотипов тем выше, чем более похожи культуры (Триандис)

Д) отчетливость гетеростереотипов, постоянство во времени и согласованность между членами одной группы – истинность. Ясперс и Хьюстон.

Признак истинности стереотипов – сопоставить стереотипы с действит-ми эмпирич-ми хар-ками, присущими группе. Стереотипы отражают кач-ва стереотипизированной группы и кач-ва стереотипизирующей группы, отраж-ся отн-ия м/у группами.

В отеч психологии социальный стереотип определяют, как образ социального объекта, а не представление о нем (мнение). Как отмечал А. Леонтьев, образ может быть более или менее адекватным, более или менее полным, иногда даже ложным. Но мы всегда его «вычерпываем» из реальности.

От характера МГО зависят содержание, направленность и степень благоприятности стереотипов. В случае конфликта между группами строятся полярные образы, где своей группе приписываются только положительные качества, а врагам противоположные, негативные.

Тешфел функции стереотипизации:

Психологические: А) Упрощение и систематизация Б) Сохранение и защита ценностей индивида

Социально-психологические: 1 Межгрупповая дифференцация 2.Поддержка позитивной групповой идентичности

Социальные: А) Объяснение и оправдание существующих отношений между группами

Этноцентризм – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном её предпочтении.

Агеев – классификация методов исследования стереотипов: 1) свободного описания, 2) прямого опроса (шкала соц дистанции, шкала этноцентризма и др), 3) проективные методики, 4) психосемантические методы (СД, методика «множественной идентификации»).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.