Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Начало освоения методов в отечественной соцпси было положено на нашей кафедре работами Л.А. петровской.

Методы

Групповая дискуссия. Групповое решение.

Ее специфическая характеристика – то, что в ней происходит коллективное сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, цель которого – интересное и продуктивное решение групповой задачи.

Стадии развития дискуссии:

1) Ориентация участников дискуссии в проблеме и друг в друге

2) Оценка, сопоставление, конфронтация идей и даже межличностное столкновение

3) Контроль и консолидация

Фазы групповой дискуссии (в организационном плане):

1) Определение целей и темы

2) Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме

3) Упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации

4) Подведение итогов дискуссии: сопоставление ее целей с результатами

Одна из существенных характеристик групповой дискуссии – обратная связь. Она способствует повышению мотивации участников, активизации их интеллектуальной и эмоциональной сфер. Таково же влияние феномена соревнования, неизбежно возникающего в совместной деятельности.

Групповая дискуссия лучше чем индивидуальное решение, т.к. она (группа) может найти большее число альтернатив, чем индивид, актуализировать больший объем уникальной информации ее членов, использовать их опыт, наконец, разделить задачу на отдельные составляющие и распределить их среди участников. Групповая дискуссия оказывается эффективным средством изменения не только мнений, но и поведения участников обсуждения.



Методы групповой дискуссии:

1) Мозговой штурм. Его цель – стимулировать группу из 6 (?) человек к быстрому генерированию большого количества идей. Идеи набрасываются и не критикуются.

2) Синектика. Ее цель – направление спонтанной активности мозга и нервной системы на исследование изменений проектов, предлагаемых группой. К примеру, для лучшего проникновения в проблему участники должны представить, что они бы почувствовали, если бы были элементами проблемы («то бы я почувствовал, если бы был чай липтон?»).

Техники выбора и принятия одного решения из ряда возможных:

* Метод балансных листов: альтернативы оцениваются с точки зрения позитивных и негативных характеристик каждой, а затем выбирается одна из них на основе большего количества позитивных характеристик у той или иной альтернативы.

* Метод «матрица решений»: в данном случае вырабатываются критерии, по которым оцениваются различные варианты решений и вычисляется балл того или иного варианта, что позволяет выбрать решение, которое имеет наиболее высокий балл или, при равных оценках, более высокий балл по наименее значимым критериям.

* Метод поэтапного голосования: из серии найденных вариантов решения требуется выбрать одно или несколько решений, которое получит поддержку большинства членов группы. Таким образом, постепенно отсекаются решения, которые не получают поддержки в группе.

* Консенсус: открытая конструктивная дискуссия, проверка предложений индивидов в групповой дискуссии. Цель – улучшение индивидуального предложения, которые приняла бы вся группа.

* Метод «дьявольского адвоката»: заключается в поиске критических, противоречивых сторон решения, затрудняющих его принятие. Таким образом, критическая оценка улучшает принимаемое группой решение.

* Диалектический метод: параллельное рассмотрение сразу двух альтернатив, выдвинутых на основе одной и той же информации. Столкновение предлагаемых вариантов решения порождает новые варианты, из которых в итоге выбирается одно.

Феномены (возникающие в ГД и влияющие на ее результаты):

ü Сдвиг к риску

ü Сдвиг к осторожности (фактором возникновения сдвига риска является продолжительность дискуссии. Выявлено, что уже при 9-минутном обсуждении сдвига к риску не происходит)

ü Групповая поляризация (формирование консенсуса вокруг экстремальных позиций, а не вокруг среднего)

ü Социальное влияние (нормативное влияние большинства и информационное меньшинства)

ü Правила решения (большинства, единогласия, относительного большинства)

ü Стили обсуждения (конструирование истории, вердикт)

ü Роль ведущего в обсуждении (свободное ведение дискуссии, программированное, промежуточная – компромиссная форма).

Ошибки:

ü Информационные (неверное понимание проблемы или фиксации исходной информации)

ü Нормативные («Абилин-пародокс» - не проясняем позиции других, т.к. уверены, что их и так знаем, или не высказываем свою позицию, т.к. считаем, что она лишняя; феномен группомыслия)

ü Структурные ошибки (несоответствие команды оргусловиям, условиям задачи, структуре вознаграждения, степени технологической оснащенности)

Тренинг.

Одной из ключевых задач любых тренингов является обучение.

Тренинг, как технологии командообразования.

Можно выделить несколько видов тренинга:

ü Тренинг как дрессура (формирование определенных моделей поведения, которые должны соответствовать стандарту и быть отработаны до автоматизма). Ведущий – «дрессировщик»

ü Тренинг как тренировка (формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения). Ведущий – «тренер».

ü Тренинг как активное обучение (участники группы либо овладевают знаниями в новой области, либо актуализируют и структурируют имеющиеся знания). Ведущий – «консультант».

ü Тренинг для самораскрытия (самостоятельный поиск участниками способов решения собственных профессиональных и личностных проблем). Ведущий – «фасилитатор».

Командообразование – один из самых идеологически насыщенных методов соцпси воздействия и, возможно, наиболее гуманистически ориентированный из всех тренингов.

Развитие команды может иметь искусственный и естественный характер.В случае искусственного процесса под командообразованием понимают процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в группе и придание этой группе некоторых целевых характеристик, при этом сами эти характеристики могут варьировать в широком диапазоне.

 

1 - За отправную точку принято естественное развитие команд.

2 - командные испытания (известные под названием «веревочные курсы») ориентированы на развитие эмоциональных отношений, имитируют жизнь группы в экстремальных условиях (походах, состязаниях, изоляции). Группы преодолевают различные препятствия, степень экстремальности которых возрастает. Создаются условия совместного переживания эмоционально насыщенного опыта.

3 - Тренинги навыков имеют инструментальный, обучающий характер. Участники осваивают различные навыки командной работы. Это единственный вид технологий командообразования, который можно осуществлять не только в реальных группах, но и в условиях наборного тренинга, поскольку социоэмоциональная сторона отношений здесь имеет второстепенное значение. Подразумевается, что участники могут научиться навыкам, отторжимым от непосредственной группы членства, т.е. акцент делается на мастерстве отдельных участников.

4 – командный коучинг, или командообразование в режиме реального времени. Обычно для действующих организация проводится комплексная деятельность по позиционированию участников и выработке общего видения (инструментальная сторона) и оптимизации их отношений (социоэмоциональная сторона).

5 - Деловые игры, тренинги по разработке общего видения направлены на позиционирование участников, развитие внутри- и межгрупповых отношений, на согласование целей и ценностей. Деловые игры строятся на имитации деятельности. Базой для деловой игры может стать конкретная проблема, причем результаты работы команд и последствия принимаемых решений могут быть измерены по критерию успеха или неудачи с большей ясностью, чем в режиме реальной деятельности.

 

 

Ключевые процессы командообразования:

1. комплектование

2. знакомство и его углубление

3. позиционирование

4. общее видение

5. планирование

6. 1 шаг – ОС

7. 2 шаг

 

Ролевые, деловые игры.

Исходным моментом развития всех игр, в которые играют люди, являются ролевые игры.Особое развитие получили так называемые «деловые игры», которые имитируют вполне конкретные условия производства, деятельность и отношения работающих (специалистов). Деловая игра используется как средство развития творческого профессионального мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи

В истории развития игрового метода невозможно выделить единой линии, поэтому и единой классификации игр тоже нет. Т.Ю. Базаров все игры делит на три основные категории по типу процессов:

Оргдеятельностные - Оргдеятельностные игры (ОДИ) являются методом и технологией работы с деятельностью в различных областях практики. Моделирование в процессе ОДИ предполагает размышление о деятельности, однако реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствуют. Ведущий игры в ситуации ОДИ является центральной фигурой, организующей коллективную мыследеятельность, и выступающей посредником в процессах коммуникации и понимания

 

Деловые - Деловые игры в общем виде определяются как «метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многоактна. ведения об изменениях состояния объекта через систему оценивания деятельности участников поступают к игрокам. На основе полученной информации игроки вырабатывают решение о следующем акте управления, которое имеет целью новое воздействие на объект. Таким образом, в деловой игре существует цепочка решений, но она не является непрерывной.

Ролевые - игры являются не только социально-экономические и производственные, но и социальные и культурные системы. Часто в ролевой игре присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к реальности. Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. Игроки сами анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, им в этом никто не помогает, за счет чего достигается самоорганизация участников игры.

Игра – это многоплановое, многоцелевое образование, и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей зависит от конкретных обстоятельств.

Характерной чертой игровых методов является то, что чаще всего они основываются на групповой форме деятельности. Игровой подход позволяет тем самым создавать условия для «ненасильственного», спонтанного формирования команд, способных быть эффективными в ситуациях, релевантных задачам и особенностям людей.

Групповой тренинг как метод практической социальной психологии.

Соцпси тренинг– область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении.

Петровская: «СПТ – практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы».

Цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:

· Овладение психологическими знаниями

· Формирование умений и навыков в сфере общения

· Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения

· Развитие способности адекватного познания самого себя и других людей

· Коррекция и развитие системы отношений личности.

 

 

Жуков на лекциях выделяет 3 основных типа соцпси тренинга:

1. Публичного выступления (презентация)

2. Коммуникативных умений

3. Управления группой

А потом новые 3 (возможно они не специфично соцпси):

1. Навыков и умений (расширение поведенческого репертуара)

2. Управление, овладение своим поведением

3. Тренинг понимания

4.

Что делает тренинг эффективным?

От чего зависит его успешность? (по Журавлеву?)

1) Личность тренера (придя без всего, провести тренинг, сделать его)

2) Управление межличностным контактом (например, быстрое запоминание имен => обращение к участникам по имени + хорошие диагносты – по поведенческим проявлениям понять, кого о чем можно спросить)

3) Управление группо-динамическими процессами (работа с открытыми вопросами, резюмирование, схематизация и др.; можно не знать правильного решения, важно умение управлять процессом, не вступая в него)

4) Технология (программа должна задавать групповой процесс, работать сама по себе (если это хорошая программа:))

Тренинг предполагает использование различных активных методов в зависимости от задач тренинга.

 

Лекция – сообщение большого количества информации за короткое время

§ Семинар – ориентирован на более активное включение слушателей в диалог с тренером и друг с другом. Может применяться для упорядочивания теоретического материала, обмена информацией, выработки умений, контроля знаний.

§ Разбор конкретной ситуации (case-study)

§ Игры

§ Просмотр учебных кино- и видеофильмов с дальнейшим анализом

§ Психогимнастика

§ Мастерская – работа с отдельными темами, в которых основной акцент делается на практические аспекты

§ Психодиагностика

§ Групповая дискуссия

Тренинг строится на Событии (по Жукову), опыт имеет событийную основу (для соцпси событие – это то, о чем люди говорят между собой, рассказ о чем возбуждает у слушающих неподдельный интерес и вызывает у них ряд вопросов). Событие привлекает внимание и запечатлевается в памяти. Опыт складывается из ответов на вопросы Что? Зачем? Почему?и Как?, т.е. происходит работа идентификации (Что произошло? и Из чего оно состоит?), квалификации (Что это значит для нас? Каков смысл осуществившегося?) и интерпретации (почему и в связи с чем произошло то, что произошло?) событий.

Оптимально количество участников 6-14

Распределение профессионально-демографических, должностных и личностных характеристик - состав групп.

Организация тренингового пространства.

Распределение активности между участниками и ведущим.

Тренинговая программа и номер как элемент программы.

Обратная связь

 

Для того чтобы определить удовлетворенность тренингом и его полезность, усовершенствовать обучение с учетом полученных результатов, сформулировать цели дальнейшего обучения, необходима оценка его эффективности.

Косвенный метод (тесты после обучения, наблюдение за поведением прошедших тренинг на рабочих местах, оценка эффективности руководителем и др.)

Можно выделить различные эффекты тренинга:

§ Типичный эффект для каждого вида тренинга

§ Универсальный эффект для всех тренингов

§ Кратковременный эффект

§ Долговременный эффект

Эффективность тренинга. Шкала Киркпатрика.

- *уровень возврата затрат (введен после Киркпатрика)

- Уровень результативности (удовлетворен ли запрос)

- Уровень реализации (проблема переноса полученных на тренинге данных в реальную жизнь)

- Уровень продуктивности (достиг ли тренинг заявленной цели)

- Уровень притязания (ПИНТ)

- Уровень успешности (эмоциональное принятие/неприятие)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.