ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель практики:ознакомление с организацией системы управления в учреждении, на предприятии, а также со спецификой экономической деятельности, связанной с вопросами социального обеспечения и социального страхования его работников.
Задачи практики:
‒ изучение действующей практики организации финансов и управления учреждением (организацией, предприятием);
‒ изучение нормативно-правовых документов, регулирующих управление и деятельность учреждения (организации, предприятия);
‒ ознакомление с формами и методами управления учреждением (организацией, предприятием);
‒ освоение профессиональных ролей и функциональных обязанностей специалистов по вопросам организации социального обеспечения и социального страхования в учреждении (организации, предприятии);
‒ приобретение умений и навыков принятия финансовых и управленческих решений в учреждениях социальной сферы в процессе их деятельности по удовлетворению социальных потребностей населения, а также повышение качества его обслуживания;
‒ активное участие в выполнении поручений и мероприятий в учреждении (организации, предприятии).
Социально-экономическая практика студентов 3 курса специальности «Социальная работа (социально-экономическая деятельность)» проводится в течение ? недель и является ___________ звеном в системе практической подготовки специалиста по социальной работе – экономиста.
Требования к содержанию практики: Практика организуется деканатом факультета социальной педагогики и психологии совместно с кафедрой социально-педагогической работы, а также коллективом учреждений, на базе которых проводится.
До начала практики проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с ее целями и методами организации; обязанностями студентов-практикантов; критериями оценки итогов практики, требованиями к оформлению отчетной документации, объектами практики и групповыми руководителями.
В течение первой недели практики студенты знакомятся с: действующей практикой организации финансов и управления; нормативно-правовыми документами, регулирующими управление и деятельность учреждения; формами и методами управления. Оставшиеся три недели в учреждении (организации, предприятии): осваивают профессиональные роли и функциональные обязанности специалистов по вопросам организации социального обеспечения и социального страхования; приобретают социально-экономические умения и навыки; принимают активное участие в выполнении поручений и мероприятий.
В ходе практики студенты руководствуются ее целями, задачами, содержанием. Ведут дневник, в котором отражается вся проводимая работа: выполнение заданий по основным направлениям практики, анализ деятельности специалистов по социальной работе, а также специалистов по социально-экономическим вопросам с базы практики (экономистов, бухгалтеров, финансовых менеджеров) и собственной деятельности.
Групповой руководитель обеспечивает выход студентов на практику, общий контроль за их работой, методическое руководство, принимает меры по устранению недочетов в организации и проведении практики, анализирует отчетную документацию и оценивает работу студентов.
Решение организационных вопросов о проведении ознакомительной практики возлагается на факультетского руководителя.
Базами практики являются: Государственные учреждения системы социального обслуживания и социальной защиты (ТЦСОН), отделения Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), отделы по социальной защите населения администраций районов, организации и предприятия различных форм собственности и направлений деятельности.
Для проведения практики будут привлекаться специалисты с баз практики.
Программа согласована с директором ТЦСОН Первомайского района Старинской Т.А.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Направления содержания практики:
1. Ознакомление с общей структурой базы практики, беседа с руководителями учреждения, составление социального паспорта учреждения;
2. Ознакомление с функциональными обязанностями специалиста по социальной работе, а также специалистов по социально-экономическим вопросам с базы практики (экономистов, бухгалтеров, финансовых менеджеров);
3. Знакомство с опытом и конкретными видами и формами деятельности учреждения.
Требования к профессиональным знаниям и умениям студентов
После прохождения практики студент должен знать:
- основную документацию учреждения;
- социально-экономическую составляющую социальной работы с различными категориями населения;
- параметры и процедуру оказания социально-экономической поддержки различным категориям населения;
- требования к профессиональным результатам, касающимся социально-экономической деятельности учреждения (организации, предприятия), способы проверки их эффективности, планирования и отчетности.
Студент должен уметь:
- выявлять объекты социальной работы по признакам социального неблагополучия, устанавливать контакты и собирать необходимую информацию;
- описывать социально-экономический статус различных категорий населения;
- оценивать экономическую эффективность оказываемых социальных услуг различным категориям населения;
- предлагать меры по повышению экономической эффективности оказываемых социальных услуг, находить оптимальные решения социально-экономических проблем различных категорий населения;
- уметь работать с документацией учреждения (организации, предприятия).
Студент должен владеть:
- методикой расчета сумм страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), в Белгосстрах по обязательным видам страхования;
- умением оценки экономической деятельности учреждения (организации, предприятия) с точки зрениях их прибыльности и рентабельности.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Календарно-тематический план прохождения практики
№
| Задание
| Виды деятельности
|
| Ознакомиться с программой социально-экономической практики, распределиться по базам практики
| Участие в работе установочной конференции.
|
| Составить индивидуальный план работы
| Составление индивидуального плана работы на весь период прохождения практики (Приложение 2).
| 1-я неделя
| 1.
| Знакомство с действующей практикой организации финансов и управления в учреждении (организации, предприятии)
| Выполнение заданий (Приложение 3)
Задание 1: Проанализировать процесс финансового планирования в учреждении (организации, предприятии).
Задание 2: Оценить объемы финансовых ресурсов и направления их использования на социальные нужды.
Задание 3: Оценить показатели учреждения (организации, предприятия) с точки зрения его экономической эффективности (прибыль, рентабельность и т.д.).
| 2.
| Знакомство с нормативно-правовыми документами, регулирующими управление и деятельность учреждения (организации, предприятия)
| Выполнение заданий (Приложение 4)
Задание 1: Изучить финансовую отчетность учреждения (организации, предприятия), установленные в уставных документах в форме сметы, баланса доходов и расходов, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и т.д.
| 3.
| Знакомство с формами и методами управления учреждением (организацией, предприятием)
| Выполнение заданий (Приложение 5)
Задание 1: Дать характеристику организационной структуре управления (ОСУ) в учреждении (организации, предприятии); отметить сильные и слабые стороны применяемой ОСУ.
Задание 2: Определить специфику применения и сочетание различных видов организационных методов управления учреждением (организацией, предприятием).
| 2-4 недели
| 4.
| Освоение профессиональных ролей и функциональных обязанностей специалистов по вопросам организации социального обеспечения и социального страхования учреждения (организации, предприятия)
| Выполнение заданий (Приложение 6)
Задание 1: Оценить соотношение бюджетных и внебюджетных средств, используемых организацией на социальные нужды.
Задание 2: Изучить порядок начисления и уплаты сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения (ФСЗН) по государственному социальному страхованию.
Задание 3: Изучить порядок начисления и уплаты страховых взносов в Белгосстрах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Задание 4: Оценить результативность социальной политики, проводимой в учреждении (организации, предприятии).
| 5.
| Приобретение социально-экономических умений и навыков
| Выполнение заданий (Приложение 7)
Задание 1: Составить паспорт-характеристику учреждения (организации, предприятия) по следующим параметрам: форма собственности; организационно-правовые формы; цели и виды деятельности; модель финансового обеспечения деятельности; виды и источники финансовых ресурсов.
Задание 2: Внести предложения по совершенствованию (оптимизации) механизма финансирования системы оказания социальных услуг.
| 6.
| Самоанализ результатов деятельности
| 1. Выполнение индивидуального плана (объем, качество, сроки).
2. Осознали ли Вы цель прошедшей практики? Какие основные задачи решались в ее период?
3. Какое отношение у Вас сложилось в процессе прохождения практики: к социально-экономическому направлению в социальной работе; к избранной специальности в целом?
4. Чем Вы руководствовались в большей мере при выполнении заданий практики, при подготовке к мероприятиям:
- указаниями и консультацией методиста;
- советами специалиста по социальной работе и специалистов по социально-экономическим вопросам с базы практики (экономистов, бухгалтеров, финансовых менеджеров);
- теоретическими и методическими источниками (учебниками, пособиями и т.д.);
- собственным творческим подходом?
1. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе прохождения социально-экономической практики, в чем их причина, каковы, на Ваш взгляд, пути их устранения?
2. Что наиболее эффективно удалось реализовать в ходе практики?
3. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?
4. Общие выводы о практике, ее значении в Вашем становлении как специалиста по социальной работе – экономиста.
5. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
| Методические указания для студентов (курсантов, слушателей) и руководителей практики:
Общее руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, а непосредственное руководство практикой студентов осуществляет преподаватель-методист, специалист учреждения.
Повседневную помощь студентам-практикантам оказывает специалист учреждения.
Все документы студент сдает на кафедру социально-педагогической работы в течение трех дней после окончания практики.
По окончании учебной практики студент сдает зачет в комиссии, назначенной деканатом, в состав которой входят ведущие преподаватели, руководитель практики, руководитель учреждения, на базе которого проходила практика.
В соответствии с общими требованиями студент по результатам практики получает оценку, которая должна быть внесена в его зачетную книжку.
Студент, не выполнивший программу социально-экономической практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.
За отсутствие студента на практике без уважительных причин, а также за несвоевременное составление и сдачу документации оценка по практике снижается.
Критерии оценки итогов практики:
1. Качество и объем выполнения студентами поставленных задач и предлагаемых заданий.
2. Отношение студентов к практике (самостоятельность, инициативность, творческий подход к выполнению заданий, ответственность, трудовая дисциплина).
3. Своевременность выполнения всех заданий.
4. Качество содержания.
5. Своевременное предоставление отчетной документации.
Форма отчетности:
1. Дневник работы с индивидуальным планом работы, ежедневными записями о работе, ее анализом и выполненными заданиями.
2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие финансовую деятельность учреждения (организации, предприятия).
3. Примеры документов финансовой отчетности учреждения с базы практики (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, баланс доходов и расходов, сметы).
4. Паспорт-характеристика учреждения (организации, предприятия) по следующим параметрам: форма собственности; организационно-правовые формы; цели и виды деятельности; модель финансового обеспечения деятельности; виды и источники финансовых ресурсов.
5. Проект по совершенствованию (оптимизации) механизма финансирования системы оказания социальных услуг в рамках базы практики.
6. Отчет с самоанализом деятельности.
Обязанности студента (курсанта, слушателя) во время прохождения практики:
1. Ежедневно работать в учреждении не менее 6 академических часов.
2. Выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, указания группового методиста.
4. Своевременно вести всю документацию.
5. В течение практики студенты ведут дневник, который носит исследовательский, аналитический характер (Приложение 1).
6. По итогам практики студенты предоставляют отчет с анализом собственной деятельности.
7. Итоги практики подводятся на конференции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Документы по практике
Титульный лист
Форма дневника
|