Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мотивационная готовность к школе.

Желание пойти в школу и успешность учебной деятельности во многом обусловлены мотивами, т.е. теми факторами внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, на­правленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития.

Установлено, что учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разно­образных мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение бу­дущих первоклассников к учению.

1. Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»). При условии достаточного развития других компо­нентов школьной зрелости для учащихся с доминирующим социаль­ным мотивом характерно ответственное отношение к учебе, они сосре­доточены на уроке, старательно выполняют задания, переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал, пользуются уважением одноклассников.

2. Учебно-познавательные мотивы, стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов. Дня этих учащихся характерна высокая учебная активность, они, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на много­кратном повторении заданного образца, требующих усидчивости. Ус­воение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый». Если недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.



3. Оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одоб­рении взрослого. Ребенок занимается на уроке, потому что его хвалит за это учитель. Эти дети очень чутко реагируют на настроение значи­мого взрослого. Похвала, положительная оценка взрослого являются эффективными стимулами активности ребенка. Недос­таточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми по­знавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоя­тельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.

4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, пото­му что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»). Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий. Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и суще­ственного влияния на успешность обучения не оказывает. Если пози­ционный мотив занимает доминирующее положение при слабом раз­витии познавательного и социального, то интерес к школе угасает дос­таточно быстро. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внеш­ний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стой­кое нежелание учиться.

5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала», «Я хочу в школу, потому что у меня ранец красивый, новый»). Эти мотивы не имеют отноше­ния к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенно­го влияния на активность и успешность обучения. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

6. Игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзья­ми»). Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности: в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать, а в учебной деятельности действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом. Доминирование игровых мотивов отри­цательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив (стремление к новой роли - школьника), познавательный мотив («узнать новое, интересное в школе»), оценочный мотив (желание услышать одобрение взрослого). Внешние по отношению к самой учебе мотивы (например, интерес к школьной атрибутике) и игровые мотивы быстро угасают и не могут являться свидетельством мотивационной готовности ребенка к школе. Важно наличие именнокомплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном, оценочном либо социальном). Только тогда можно говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.

Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе (См. Приложение 1), наблюдая за предпочитаемыми занятиями (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности).

Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя), если для ребенка значима положительная оценка взрослого, и он старается ей соответствовать, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно длительное время (15-30 минут) - все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению.

Самооценка и самоконтроль

К старшему дошкольному возрасту начинает активно формиро­ваться самооценка – сложное динамическое личностное образование. Эффективность деятельности зависит не только от усвоенных знаний и выработанных умений, но и от уровня самооценки. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека:

· самооценка является одним из важных мотивов деятельности, регулируя усилия, направленные на достижение цели;

· побуждает к совершению поступков или останавливает перед ними;

· защищает личность от разрушительного проникновения сверхнегативных оценок, несовместимых с самоуважением;

· мобилизует или блокирует действия;

· является фактором успешности деятельности: знание своих возможностей, побуждает к их использованию, то есть задается про­грамма роста личности .

Существует два вида проблем в самооценке детей. Одна, самая распространенная, - занижен­ная самооценка. Главная причина неадекватности - стремление ро­дителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. У ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха, а, следовательно, - признания сверстников.

Другая проблема – чрезмерно завышенная самооценка. Для дошкольника несколько завышенная самооценка является нормой. Это позволяет ребенку чувствовать себя успешным, уверенным, преодолевать трудности. Но бывает так, что малейший успех своего ре­бенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его лич­ности. Ребенок с завышенной са­мооценкой переоценивает свои возможности и также не очень старается.

Самооценкой в значительной степени определяется активность личности. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся брать на себя ответственность, уверены в том, что своими силами могут добиться успеха. Они активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более сложные цели, чем те, кто при прочих равных условиях имеет заниженную самооценку.

Дошкольники с разной самооценкой имеют разные мотивы. Для детей, адекватно оценивающих себя, характерен мотив дости­жения успеха в различных видах дея­тельности, особенно в ситуации соревнования с другими детьми. Для тех, чья самооценка неадекватна (завышена, а особенно занижена), характерен мотив избегания неудачи: стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результат деятельности оценивается другими людьми .

Наблюдение позволит выявить детей с неадекватной оценкой. Так, ребенок с заниженной самооценкой обычно говорит тихо, не смотрит в глаза собеседнику, проявляет нерешительность в ситуации выбора, часто застенчив. Ребенок с завышенной самооценкой обижается на критику, громко спорит, обвиняет в неудачах других, некритичен к результатам собственной деятельности. Однако надо иметь в виду, что иногда оценить общую самооценку ребенка по наблюдениям очень сложно. Низкая самооценка может маскироваться напористостью, конфликтностью, проявлениями агрессивности в общении. Для уточнения Ваших предположений целесообразно использовать методику «Лесенка». Она описана в статье Т.А. Березиной.

В школе на уроках ребенку необходимо будет выполнять задания, требующие от него точного выполнения инструкций, соблюдения некоторых правил. Поэтому необходим определенный уровень развития самоконтроля. Способность к самоконтролю предполагает внимание ребенка на содержание собственных действий, оценку результатов этих действий, осознание своих возможностей. Самоконтроль ярко проявляется в продуктивных видах деятельности, в играх с правилами.

Проведите (индивидуально или с небольшой подгруппой детей) игру, например, «Да и нет не говорите». Ребенку задаются вопросы, отвечая на которые запрещается говорить слова «да» и «нет». Отметьте, как долго смог контролировать свои ответы ребенок. Если не допустил ошибок, умеет контролировать себя, если нарушил правило после 6-7 вопросов или даже раньше – самоконтроль низкий.

Примерные вопросы игры.

Ты хочешь пойти в школу?

Тебе уже купили портфель?

Ты любишь, когда тебе читают сказки на ночь?

Ты в школе будешь получать двойки?

Ты в школе будешь получать пятерки?

Ты хочешь сидеть за первой партой?

Ты будешь болеть и пропускать уроки?

Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

Ты знаешь, в какую школу ты пойдешь?

Ты всегда будешь делать домашние задания?

Ты будешь давать списывать уроки?

Весьма показательны для оценки самоконтроля результаты задания Графический диктант (Д.Б. Эльконин). Проводится фронтально со всей группой детей.

Цель: определить уровень произвольности детей, умение слушать, понимать, выполнять указания взрослого, действовать по его инструкции.

Процедура выполнения: Каждому ребёнку выдаётся тетрадный лист в клетку, на котором ему предлагают «поучиться рисовать красивые узоры». На листе отмечено точкой начало выполнения диктанта.

«Две клетки вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две клетки вниз, две направо, две вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз».

Дальше ребёнок продолжает узор самостоятельно.

По окончании он оценивает свою работу и отмечает допущенные ошибки. Выполнение задания оценивается следующим образом:

Безошибочное выполнение задания или задание, выполненное с ошибкой, замеченной ребенком – сформированный самоконтроль.

Две-три ошибки, замеченных ребенком – самоконтроль формируется, требуется поддержка этого процесса.

Четыре и более допущенных ошибок или/и неспособность замечать допущенные ошибки - самоконтроль не сформирован. Требуется активная помощь ребенку в формировании самоконтроля.

В Приложении 3 приведен еще один вариант задания, направленного на оценку сформированности самоконтроля.

Произвольность поведения.

Показателями произвольности поведения выступают целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, умение управлять собственной деятельностью, сдерживаться, подчиняться правилу.

Произвольность поведенияможно оценить, наблюдаяза ребенком в разные моменты времени, при осуществлении им различных деятельностей.

Показатели для наблюдения:

· Выполнение решений без напоминания

· Умение найти себе занятие и организовать свою деятельность

· Умение овладевать своими эмоциями

· Способность тормозить свои соблазны, прихоти

· Умение продолжать деятельность даже при нежелании и отсутствии интереса к ней

· Умение проявить упорство при столкновении с трудностями

· Проявление терпения

Ребенок проявляет произвольность в поведении, если способен длительное время (7-10 минут без отвлечений) занимать себя деятельностью, которая требует внимания и сосредоточенности. Например, составлять пазлы, рассматривать иллюстрации в книгах. О произвольности свидетельствуют способность к преодолению затруднений в процессе деятельности, следование правилам, стремление улучшить результат. При проигрыше в играх с правилами дети не обижаются на сверстников, проигрывают достойно. Когда ребенку делают прививку, укол или иную болезненную манипуляцию, он не плачет, сдерживается, терпит боль.

Сформированность произвольного поведения ярко проявляется в играх с правилами. Запланируйте эти игры во время проведения диагностики. При их проведении будьте особо внимательны к проявлениям детей, фиксируйте свои наблюдения. Вот пример такой игры.

«Пауки и мухи».В игре принимают участие пять и более игроков. В одном из углов площадки очерчивается круг — «паутина», где живет «паук» — водящий. По сигналу взрослого «мухи» разбегаются по ком­нате, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет. Через некоторое время взрослый говорит: «Паук!» Мухи должны застыть на одной ноге на том месте, где услышали команду. «Паук» имеет право ловить только тех, кто, потеряв равновесие, опустил на пол вторую ногу. Каждый выход «паука» должен продолжаться не бо­лее 10—20 секунд, так как детям трудно сохранять равновесие дли­тельное время.

Если большинство указанных выше показателей ярко проявляется в поведении ребенка в разных ситуациях, это свидетельствует о сформированности произвольности поведения. Если проявления ситуативны, неустойчивы, следует обратить на это внимание и учесть при проектировании работы с детьми.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.