Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Современного русского литературного языка

Теоретическая справка о типах норм

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Культура речи
Языковой компонент Коммуникативный компонент Этический компонент
Языковые нормы Коммуникативные нормы Этические нормы
орфографические грамматические Соблюдение требований точности, понятности, выразительности, логичности, уместности, богатства и чистоты речи Этикет устного общения
пунктуационные лексические

Типы норм

Языковые нормы
письменные устные
орфографические труженик или *труженник? грамматические левая ту́фля или *левый туфель?
пунктуационные Москва – столица России орфоэпические языково́й вуз или *языко́вый?
лексические класть или *ложить?

Типы норм (уровни нормы)

Типы норм Примеры
1. Орфоэпические нормы – правила произношения Конечно [шн], скучно [шн], шинель [н’э], фанера [н’э], оплачено (пла́та)
2. Акцентологические нормы – правила ударения То́рты, пара ту́фель, балова́ть, подро́стковый – не реком.подростко́вый, догово́рный, а не договорно́й, при́нял – не приня́л, со ско́льких? до ско́льких?, а не со скольки́? до скольки́?
3. Лексические нормы – правила словоупотребления (правила употребления и выбора слов в зависимости от их значения) Адресат – адресант, эффектный – эффективный, невежа – невежда, единичный – идентичный, туристский – туристический
Грамматические нормы (морфологическиеисинтаксические)
4. Морфологическиенормы – правила образования грамматических форм, правила изменения слов Точный пенальти, черный кофе (м. р.)  
5. Синтаксические нормы – правила построения словосочетаний и предложений (правила построения связной речи) Мы встречаем своих коллег по прибытии, диплом получаем по окончаниивуза, встречаемся по приезде из командировки, кредит выдается по предъявлении паспорта
6. Стилистические нормы – правила выбора языковых единиц в зависимости от ситуации общения, употребление слова с учетом его стилистической окраски Нарушение нормы: Инвесторы подготовили всю документацию, но их ждал большой облом.
7. Орфографические нормы – правила написания слов Аккуратно, акклиматизация, баланс, беллетристика, грипп, интеллигенция, труженик
8. Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания Москва – столица Росси

Критерии и параметры оценки



Стилистической и грамматической правильности текста

Логика организации и построение письменного текста

а) текст логично построен, хорошо структурирован, имеет плавные переходы между фрагментами;
б) в тексте имеются нарушения логики, последовательности повествования, есть не вполне удачные переходы между фрагментами;
в) логика повествования многократно нарушается, текст не сконструирован, фрагменты часто не связаны между собой

Выразительность языковых средств

а) богатый словарный запас, лексические и стилистические средства употребляются полностью адекватно и выразительно; активно используются индивидуально-авторские средства выразительности
б) достаточный словарный запас, но лексические и стилистические средства иногда употребляются стилистически небрежно;

в) бедный словарный запас, лексические и стилистические средства часто употребляются не адекватно в контексте письменного высказывания

Стилистическое единство, языковая и грамматическая правильность

а) текст полностью отвечает требованиям точности и правильности речи; допущены отдельные (1-2) речевые или стилистические недочеты
б) текст в целом оформлен правильно, но имеются отдельные грамматические и стилистические ошибки;
в) грамматические и стилистические ошибки искажают смысл повествования; серьезно нарушаются требования орфографического и пунктуационного режима

 

 

Содержание требований к речевому оформлению высказывания

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Речевые ошибки в синтаксисе

Формальные (ошибки формы) Смысловые (ошибки смысла)
вызваны неверным оформлением мысли в предложении содержится взаимоисключающее суждение, неразрешимое (смысловое, логическое) противоречие
Он имеет на своих товарищей большой авторитет (вместопользуется авторитетом у своих товарищей) В заключение у меня есть просьба: их три. Семья Ивановых удвоила свое состояние втрое.Предпочитаю услышать обо всем этом из первых рук

Сложное предложение

Основные ошибки, связанные с нарушениями литературной нормыв сложном предложении

Ошибки Примеры ошибок
1) постановка рядом двух однозначных союзов (но, однако, что, будто и т. п.) Автор пишет, что будто бы...(при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто)
2) лишнее употребление конструкции с союзом Докладчик просил, чтобы ему была предоставлена возможность...(лучше: просил предоставить ему возможность)
3) неуместное употребление частицы бы в придаточном предложении, в котором сказуемое выражено формой сослагательного наклонения Если бы эти мероприятия были бы проведены
4) повторение одинаковых союзов или союзных слов Наше экономическое развитие идет такими темпами, что можно смело предполагать, что задача выхода из кризиса будет решена уже в этом году
5) неправильный порядок слов, который создает двусмысленность Беседа с руководителем драмкружка, который недавно поставил новую пьесу...(неясно, к какому из предшествующих существительных относится союзное слово)
6) смешение прямой и косвенной речи Заведующий клубом сослался на плохое помещение и сказал, что в связи с этим условий для развития работы у меня нет. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же выможете не замечать того нового, что имеется в книге

Ошибки, связанные с нарушением норм согласования

При согласовании зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже:
зеленая трава, зеленой травы, о зеленых травах

 

Ошибки Примеры ошибок
1. Неверный выбор формы числа и рода сказуемого (рассогласование) *Большинство молодежи думают вместо большинство молодежи думает; *несколько пожаров вспыхнули вместо несколько пожаров вспыхнуло; *у него было день рождения вместо у него был день рождения
2. Неверный выбор формы числа, рода или падежа согласованного определения *Две лучших подруги вместо две лучшие подруги. *Были рассмотрены проекты нескольких институтов, нуждающихся в переделке(правильно: проекты нескольких институтов, нуждающиеся в переделке)

Основные ошибки, связанные с нарушением норм управления

При управлении главное слово управляет зависимым и требует от него постановки в определенном роде, числе и падеже:
подготовиться к экзамену, удивляться(чему?) смелости, восхищаться(чем?) смелостью
Ошибки Примеры ошибок
1. Смешение предложного и беспредложного управления (избыточность предлогов) Сопричастный к коррупции(вместо сопричастный коррупции). Докладчик подчеркнул о важности вопроса(вместо подчеркнул важность вопроса)
2. Неправильный выбор предлогов (не учтены стилистическая окраска и оттенки значения предлогов) Приехал с Москвы, пришел с армии(ошибочное употребление предлога с вместо из), участвовать навыборах(правильно участвовать в чем? ввыборах), поехать в Украину(правильно на, а не в). Об этом мы познакомим вас позже(правильнос этим)
3. Неправильный выбор падежа при производных предлогах типа благодаря, согласно, вопреки Благодаря стараний родителей; поступать вопреки здравого смысла;согласно приказа, устава; займите места согласно купленных билетов(Р. п. вместо Д. п.: благодаря чему? стараниям; вопреки чему? здравому смыслу; согласно чему? приказу, уставу; согласно купленным билетам)
4. Неправильный выбор падежа управляемого слова при глаголах и существительных (субстантивированных существительных) Указать ошибки (вместо указать на ошибки) (В. п. вместо П. п.); командующий армии (вместо командующий чем? армией); заведующий кафедры (вместо заведующий чем? кафедрой) (Р. п. вместо Т. п.)
5. Неправильный выбор падежа управляемого слова при глаголах  
а) смешение моделей управления глаголов-синонимов Отзыв на книгу (правильно: отзыво чем – рецензияна что; ср.:отзыв о диссертации– рецензияна книгу). Оплатить за проезд(правильно оплатитьчто– заплатить за что; ср.:оплатить проезд, покупку–заплатить за проезд, за покупку). Первоклассники уже отличают букву и звук (правильно: различатьчто и что – отличатьчто от чего; ср.:различать букву и звук – отличать букву от звука). Остается только удивляться его знаниями и поражаться его действиям (вместо: удивляться чему? знаниям, поражаться чем? действиями)
б) не учтены оттенки значений разных падежей при одном глаголе Сегодня будем наблюдать за солнечным затмением (правильно: наблюдать что (проводить наблюдения; смотреть: наблюдать солнечное затмение) – наблюдать за чем (иметь надзор: наблюдать за поведением учеников)). Сообщить нужные сведения и результаты проверки (правильно: сообщить что (по существу: сообщить нужные сведения) – сообщить о чем (в общем виде: сообщить о результатах)). Удостоить правительственной наградой(правильно: удостоить чего (признав достойным, наградить чем-либо: удостоить правительственной награды) – удостоить чем (сделать что-либо в знак внимания: удостоить вниманием). Обратите внимание: поражаться чем (восхищаться: поражаться величием и красотой сооружения)– поражаться чему (удивляться: поражаться отваге альпинистов); поместить куда (с В. п.; определить место, назначение для чего-либо: поместить сбережения в сбербанк) – поместить где (с П. п.; предоставить место: поместить приезжих в гостинице, поставить, расположить: поместить книги в шкафу; передать для публикации, напечатать: поместить статью в журнале, поместить объявление в газете)
в) использование разноуправляемых дополнений при одном слове Всё в нашей семье делаетсяна благодетей и Родины (использование разноуправляемых дополнений при одном слове; ср. оттенки значений разных падежей при данном существительном: делается на благо кому? детям (Д. п. при обозначении лица) –на благо чего? Родины (Р. п. при обозначении не лица)). Противник всяких условностей и новшеств (ср.:противник всяких условностейвсяким новшествам противник). Враг всяких традиций и условностей (ср.:враг всяких традицийвсяким условностям враг)
г) использование одного дополнения при глаголах с разным управлением Жмурил и хлопалглазами(использование одного дополнения при глаголах с разным управлением: жмурилчто? глаза, хлопалчем? глазами). Надеяться и веритьв своихвыпускников (ср. правильный вариант: надеяться на своих выпускников и верить в них). Препятствует или затягиваетдостижение соглашения. Ловил и избегал устремленный на него взор
6. Нанизывание падежей в одной конструкции (скопление, нагромождение одинаковых падежных форм)  
а) нанизывание родительных падежей В целях лучшейпостановки дела повышенияпрофессиональногоуровня; Длярешения задачи ускорения подъема уровнязаработнойплаты; Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшегоулучшения качества воспитанияподрастающегопоколения. При правке обычно отглагольные существительные заменяют инфинитивами или другими конструкциями, распространенные обороты придаточными предложениями, устраняют лишние слова и т. д., например: Чтобы повысить профессиональный уровень...; С целью повысить заработную плату...
б) нанизывание творительных падежей Речь неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами (ср. правильный вариант: Слушатели неоднократно прерывали речь шумными аплодисментами); Этот вопрос рассматривается выделенной профкомом комиссией (ср.:Этот вопрос рассматривает выделенная профкомом комиссия)
в) нанизывание дательных падежей Приступили к подготовке к выборам (ср.: Начали подготовку к выборам)
г) нанизывание предложных падежей Актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении (ср.:Актуальность проблемы соглашения о взаимном разоружении)
7. Нанизывание падежных форм с одинаковыми предлогами Беседа с инженером с большим производственным стажем (ср.:Беседа с инженером, имеющим большой производственный стаж); Обращение к стремящейся к овладению английским языком молодежи (ср.: Обращение к молодежи, стремящейся овладеть английским языком)
8. Нанизывание инфинитивов Я не мог решитьсяпоручить ему пойти просить вас написать статью для журнала(ср.:Я не решался поручить ему обратиться к Вам с просьбой написать статью для журнала)
9. Сочетание родительного субъекта (производителя действия) и родительного объекта (предмет, на который переходит действие) в одной конструкции Оценка Добролюбова «темного царства» (ср.:Оценка «темного царства» Добролюбовым). Также конструкции с одним родительным падежом, который может быть воспринят и как родительный субъекта и как родительный объекта: Проверка сбербанка показала...(возможные варианты в зависимости от смысла: 1) Проверка, проведенная сбербанком, показала...;2) Проверка работы сбербанка показала...). Характеристика старосты была положительной (ср.:Характеристика, выданная старостой... – Характеристика, выданная старосте...)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Типы речевых ошибок

Типы речевых ошибок Примеры ошибок
1. Употребление слова в несвойственном ему значении(употребление слова без учета его семантики) а) Автор замечательных сортов яблок; б) Наш музей выполняет все свои особенности.(Особенности выполнять нельзя, слово употреблено в несвойственном ему лексическом значении, вероятно, вместо слова обязанности.); в) Мы надеялись получить ответ на эти обязанности.(Обязанности не требуют ответа. Следовательно, имелось в виду другое слово: вопросы, предупреждения, угрозы.); г) На предприятии возникли новые рабочие места.(Слово возникнуть означает «появиться, образоваться». «Возникнуть» могут тревога, подозрение. Рабочие места сами по себе возникнуть не могут, они создаются.)
2. Не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность Компания РИКО обует всю страну! (реклама обувной компании). Футболисты ушли с поля боя без голов. Фотограф-профессионал снимет комнату. За год мы потеряли 6 студентов. Перед школой мы видим разбитые цветники. Это дело рук наших учащихся. И когда на круглом столе выступил председатель Финансовой академии, всем сразу стало всё ясно
3.Неразличение паронимов(однокоренных слов, близких по звучанию, но не совпадающих в значениях) Он полный невежа в искусстве(невежа – грубый, невоспитанный человек; правильно невежда, т. е. малосведущий, необразованный человек). Она отправила письмо другому адресанту (вместо: адресату). Этот абонент дает нам право пользования бассейном в течение месяца(вместо: абонемент). Закончил вуз (вместо: окончил вуз). Она одела перчатки (вместо: надела; надеть что? на кого? на что? одеть кого? во что?Ср.: надеть(на голову) шапку, надеть на водолаза костюм, надеть на мебель чехлы – одеть ребенка, одеть водолаза в костюм, одеть мебель в чехлы. Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог нанадеть на плечи. Глагол одеть имеет антоним раздеть). Директор поставил свою роспись в журнале (вместо: поставил подпись). Слово представляется Иванову(правильно – предоставляется). – Документы необходимо предоставить до 1 июня(правильно – представить). Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск, должность, кредит, заем, права, независимость, слово и т. д.), а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо» (представить отчет, справку, факты, доказательства; представить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии и т. д.)
4. Неверное употребление синонимов (неразличение синонимов) Приехал в Париж там шел огромный дождь(нужно– сильный). Поехали в длинные просторыАрктики (нужно – в далекие). Все не удовлетворены малостью суммы, которую правительство выделяет на образование(вместо– недостаточностью)
5. Смешение омонимов(слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по лексическому значению) Дочь Александра уехала на дачу(дочь зовут Александрой или отец Александр?). Портрет Репина (на картине изображен Репин или портрет кисти Репина?). Эта кофта Ленина(кофта принадлежит Лене или Ленину?). Покупайте аспирин у ... пса! (производители «Упсы» явно не учли своеобразие русской транскрипции и возможности «особачивания» их товара)
6. Нарушение норм лексической сочетаемости (лексическая несочетаемость). Слова в словосочетании могут: а) противоречить друг другу по смыслу(мини-супермаркет); б) не сочетаться по эмоциональной окрашенности(ужасно красивая девушка); в) не сочетаться по традиции(иметь значение, но играть роль) Стая зайцев, фиолетовый апельсин, квадратный круг (употребленные слова не могут дополнять друг друга), бо́льшая половина (вместо более половиныполовина не может быть большей); На всех будет одета обувь фирмы. (В русском языке нужно правильно говорить обувь обувают, а одежду надевают.); Только у нас самые дешевые цены на бытовую технику (цены бывают низкими и высокими, а дешевыми или дорогими могут быть только товары); Занимает большое значение (есть фразеологизм иметь большое значение (иметь значение), но «занимать значение»– неправильно. Играет большое значение (правильно: играть роль)
7. Неправильное употребление фразеологизмов Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (смешение (контаминация) фразеологизмов узкий круг и ограниченный круг людей). Успехи этого ученика желают лучшего (вместо – оставляют желать лучшего). Был он не из робкой десятки (правильно – робкого десятка). Наш герой живет как сыр в масле (нужно – как сыр в масле катается)
8. Неправильное употребление слов одной предметной категории Поднять тост (надо: поднять бокал), держать палец на мушке(надо: на курке)
9. Смешение родовых и видовых понятий (употребление слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением и наоборот) Моей подруге вырезали аппендицит (нужно – аппендикс). На стенах мастерской висела живопись (нужно – висели картины, репродукции и т. д.). Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества (нужно – из его произведений)
10. Многословие,или речевая избыточность(употребление лишних слов) а) В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега; б) Зачем ты вернулся обратно? в) Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены(из речи спорт. комментатора)
а) плеоназм – употребление близких по смыслу и потому лишних слов Главная суть(суть – самое главное, существенное), коллеги по работе (коллеги – товарищи по работе, сослуживцы), незаконные бандформирования, лестные комплименты, денежный штраф, повседневная обыденность, предчувствовать заранее, бесполезно пропадает, упал вниз
б) тавтология– 1) повторение в предложении однокоренных слов; 2) соединение иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга(скрытая тавтология) 1) Умножить во много раз, возобновить вновь, заплатить зарплату, покупать покупки. Преподаватель преподавал в аудитории. В приложении прилагаются работы студентов. Можно спросить вопрос? Значение этого нововведения означает... Автор пытается доказать свою правоту бездоказательными доказательствами; 2) Памятные сувениры(сувенир – памятный подарок), первый дебют(дебют – первое выступление), свободная вакансия(вакансия – свободная,   незамещенная должность; правильно: открытая (закрытая) вакансия), своя автобиография(автобиография – биография, написанная самим человеком), биография жизни, аудитория слушателей, прейскурант цен(прейскурант – указатель цен), странный парадокс(парадокс – странное мнение, расходящееся с общепринятым), рыночный маркетинг, сервисное обслуживание
11. Речевая недостаточность (непреднамеренный пропуск нужного слова) Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете). Сдается квартира с ребенком. В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета(коляски синего цвета или младенцы?)

Виды стилистических ошибок

Вид ошибки Примеры
1) Смешение в одном контексте слов разных стилей (стилевая несочетаемость слов в контексте), нарушение стилевой однородности текста (стилевая разнородность текста), употребление слов иной функционально-стилистической окраски «За неимением (ввиду отсутствия)красной розы жизнь моя будет разбита» (один из переводовромантической сказки). Очевидно, что форма «за неимением»(или«ввиду отсутствия») с ярко выраженной принадлежностью к официально-деловой (или научной) лексике недопустима в художественном тексте
2) Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов а) Л. Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность; б) Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки; в) Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире; г) Гоголь показал Плюшкина ужасным жмотом; д) Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком(соч.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тесты по нормам

современного русского литературного языка

 

Стартовый тест






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.