Бюджетный профицит – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года. Доходы госбюджета:
1)Доходы государственного бюджета:
Налоги на доходы юридических и физических лиц
Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
Поступление косвенных налогов и акцизов
Пошлины и неналоговые сборы
Региональные и местные налоги
Источники финансирования бюджетного дефицита
Внутреннее финансирование:
Выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)
Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
Использование средств центрального банка
Внешнее финансирование:
Продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке
Кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций
Кредиты иностранных правительств
Вместе внутреннее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.
Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Неналоговые доходы составляют:
1)доходы от использования государственной или муниципальной 2)собственности;
3)доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;
4)доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;
5)штрафы, компенсации;
Доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.
К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
1)арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2)проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации.
Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.
Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Чередование периодов бюджетного дефицита и профицита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет. Такой подход позволяет государству маневрировать своими финансами с целью выглаживания делового цикла.
Государственный долг – это превышение суммы накопленных за предшествующие годы общих дефицитов государственного бюджета над его профицитами. Государственный долг страны формируется за счет как внутренних, так и внешних заимствований.
Внутренний государственный долг – задолженность правительства своей страны. Он обслуживается с помощью выпуска облигаций государственных займов и получения кредитов у ЦБ страны.
Внешний государственный долг – задолженность государства перед иностранными кредиторами: государствами, частными лицами. Если правительство не способно оплачивать свой государственный долг и срывает сроки платежей, то возникает ситуация дефолта – временного отказа от обязательств, влекущая за собой санкции кредиторов вплоть до бойкота и конфискации государственного имущества, находящегося за рубежом.
Значительный государственный долг приводит в расстройство финансовую систему государства, ухудшает предпринимательский климат в стране и существенно ограничивает рост благосостояния населения.
В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и местного.
В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
-Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонд имущественного страхования, Фонда социального страхования);
-Бюджеты субъектов Федерации (городские - Бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга , краевые и областные бюджеты; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);
-Местные бюджеты (городские, районные, сельские).
Все эти бюджеты функционируют самостоятельно , за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.
В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:
-единство бюджетной системы;
-сбалансированность бюджетов;
-самостоятельность бюджетов;
-полнота бюджетной системы;
-гласность бюджетов;
-разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.
Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.
Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно, без чьей либо помощи определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.
Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности (т. е. чтоб всё население об этом знало).
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны.
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.
Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто — из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате падения темпов производства, низкой производительности труда , многих других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Так же я считаю, что бюджетный дефицит может произойти из-за не правильной экономической политики или неумения правильно использовать денежные ресурсы.
|