Пиши Дома Нужные Работы


Эпоха «Мэйдзи исин» в Японии и ее историческое значение.

Реставрация Мэйдзи. Политические преобразования последней трети XIX в.

Реставрация Мэйдзи – передача власти в ходе вооруженной борьбы от сегуна к императору, в результате которой создались условия для реформ и модернизации Японии. Реставрация стала результатом взаимодействия внутренних и внешних факторов.
Внешний: прибытие американских кораблей адмирала М. Перри (1853 г.) и предъявление им ультиматума правительству сегуна открыть порты для торговли и пополнения запасов угля и продовольствия. До этого времени Японию от столкновения со странами Запада спасало лишь отдаленность ее от регионов представляющих больший экономический интерес для Запада, а также занятость последнего внутриевропейскими делами и завоеванием позиций в Индии и Китае. К 1840 гг. положение изменилось и поражение Китая в первой опиумной войне показало необходимость срочных реформ, особенно в военной сфере для сохранения независимости страны.
Ультиматум американцев посеял растерянность в японской элите и породил разногласия по поводу ответа на него. Большинства князей из окружения сегуна признало, что Япония не готова к войне. Это решило исход дискуссии и 31 марта 1854 г. был заключен договор, в котором правительство сегуна признало все предложения американской стороны кроме одного – открытия страны для торговли. В 1854 г. аналогичный договор был подписан с Великобританией. В 1855 г. между Россией и Японией в Симоде был подписан русско-японский договор, включавший положение о границе между двумя странами, которая на Курилах проходила между о-вами Уруп и Итуруп, то есть южные острова отошли к Японии, а северные к России, оставляя Сахалин в совместном владении. В 1856 г. была поделена территория Сахалина: юг отходил к Японии, север к России. В 1875 г. был подписан Петербургский договор, по которому Япония заняла все Курильские острова, Россия взамен получила Сахалин. В 1858 г. был заключен договор с американцами, по которому открывались ряд портов для торговли, гарантировалась невмешательство властей в торговлю, неподсудность иностранцев местным законам. Японскому правительству во главе с регентом при малолетнем сегуне удалось отстоять сравнительно высокие импортные пошлины. В том же году на основе данного договора были заключены новые соглашения с Голландией, Россией, Англией и с Францией.
Однако политика регента оказалась неприемлемой для многих. Одни были недовольны его единоличной властью и репрессиями к оппозиции, другие считали унизительными для Японии торговые договора, заключенные регентом под нажимом стран Запада. В результате стали раздаваться требования свергнуть существующее правительство. В 1860 г. группа самураев убила регента. Однако режим сегуната устоял. Княжества в тот момент не решились на вооруженное выступление с целью захвата власти.
Внутренним фактором, который привел к падению более чем двухвекового правления сегунов в Японии, стало усиление власти отдельных княжеств, начавшееся еще в 40-е гг. 19 в. В 1853 г. правительство вынуждено было снять запрет на строительство военных кораблей в княжествах. В некоторых из них создавались небольшие сталеплавильные судостроительные предприятия и заводы по производству артиллерийских орудий. Князья осмеливались нарушать запрет на торговлю с иностранцами.
Многие самураи невысоких рангов в 1860-е гг. посещали Киото с требованиями передать всю полноту власти императору и изгнать иностранцев из страны. К осени 1865 г. возросло военное давление на правительство Японии. Западные послы, угрожая применением силы, потребовали немедленно открыть для торговли один из портов и добиться от императора одобрения торговых договоров. Подавляющее большинство представителей княжеств вынуждено было согласиться на это, Япония официально отказалась от проведения политики изгнания варваров.
Летом 1866 г. правительство подписало новые торговые договора, снизившие импортные тарифы до 5 % и устранившие все ограничения во внешней торговле с иностранцами. В марте 1866 г. два крупных княжества юга Японии заключили тайный союз с целью свержения власти сегуна и восстановления императорского правления в стране. К ним присоединилось еще несколько крупных княжеств, недовольных уступками иностранцам, что изменило соотношение сил в стране. Естественно, сегун не мог проигнорировать вызов, брошенный его власти и летом того же года начались военные действия. Войска сегуна не смогли добиться победы, но военные действия были прерваны смертью сегуна. Было объявлено перемирие. Новый сегун начал проводить курс реформ направленных на создание армии по западному образцу. Это встревожило княжества, не желавшие усиления власти правителя. Возникла новая опасность продолжения гражданской войны. В таких условиях сегун согласился на сложение с себя полномочий и 9 ноября 1867 г. заявил о своем отречении от власти. Но при этом он потребовал сохранения за домом Токугава всех его земельных владений. Однако ряд княжеств не согласились на предложения бывшего сегуна и в январе 1868 г. добились от императора указа о лишении дома Токугава всех владений. Конечно, после такого последний сегун попытался оказать вооруженное сопротивление, но действовал нерешительно, поэтому на его стороне выступило лишь небольшое количество князей, чьи войска потерпели два поражения в январе 1868 г. После этого все колеблющиеся перешли на сторону победителя. Столица сегуна Эдо была занята войсками княжеств. Последнего правителя объявили мятежником, лишили всех званий и титулов и отправили в ссылку. Спустя 30 лет он был принят императором и восстановлен в званиях.
Упорное сопротивление флота сегуна продолжалось до мая 1869 г. Неограниченная власть императора была восстановлена и на повестке дня стал вопрос о неотложных реформах.
В 1868 г. правительством было объявлено о свободном выборе профессии, разрешались браки между лицами разных сословий. В 1871 г. ликвидировали деление страны на княжества, вместо них появились префектуры. В следующем году власти издали указ о переходе на всеобщую воинскую повинность, чем подрывалось исключительное право самураев заниматься военным делом.
В 1877 г. открылся Токийский императорский университет, готовивший кадры государственных чиновников. Появилась также система экзаменов на получение должности в административном аппарате. За образец административных и законодательных реформ часто бралась германская политическая система и право. В 1885 г. был создан кабинет министров из 10 министерств во главе с премьер-министром. Чуть раньше для знати ввели европейские титулы: принца, маркиза, графа, виконта, барона. Их получили 500 аристократов. В 1886 г. формируется совещательный орган – Тайный совет, имевший огромное влияние на политическую жизнь страны. Его члены назначались императором. Все важнейшие законопроекты предварительно обсуждались на заседаниях членов Тайного совета.
В 1889 г. была принята, заимствованная большей частью из немецкого права, конституция страны. Особа императора по ней объявлялась “священной и неприкосновенной“. Он утверждал законы, объявлял войну и заключал мир, назначал на государственные должности и увольнял с них, жаловал титулы, дворянство, ордена. Трон наследовался по мужской линии: от отца к старшему сыну. Власть императора ограничивалась двухпалатным парламентом: верхняя – палата пэров, нижняя – палата представителей. Ни один закон не мог быть издан без санкции законодательной ветви власти. Если верхняя палата состояла из членов императорской фамилии, титулованной знати и персон, назначенных императором; то представители нижней выбирались по одномандатным округам на основе мажоритарной системы ( 1-2 депутата от избирательного округа, получивших большинство голосов избирателей ). Налоговый ценз был до того высок, что правом голосовать пользовался только 1 % населения. Парламент собирался на заседания раз в год на три месяца.
Кабинет министров не подчинялся парламенту и не отчитывался перед ним. Его нельзя было отправить в отставку голосованием парламентского большинства. Правительство могло выступить перед императором с инициативой роспуска парламента и назначения новых выборов. В случае отклонения парламентом бюджета правительство брало за основу прошлогодний.
Губернаторы управляли префектурами, опираясь на избираемые собрания префектур. Мэры городов выбирались депутатами городских собраний. На выборах в местные органы власти могло участвовать лишь 10 % наиболее богатого населения Японии.
Политические и экономические изменения коснулись и образа жизни: так император Муцухито в 1872 г., подавая пример подданным, появился на приеме в европейском костюме, в следующем году императрица показалась в обществе без сбритых бровей и крашенных в черный цвет зубов. Аристократки стали надевать на балы модные парижские туалеты. Европейский деловой костюм стал официальной одеждой чиновничества.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.