Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Причины, ход и историческое значение бабидских восстаний в Иране. Баб и его учение.

Восстание бабидов. Бехаизм.

Бехаизм – религиозно-философское учение. Возникло в Ираке в 60-х гг. XIX века после подавления бабидских восстаний, наибольшее распространение получило на Ближнем Востоке. “Религия бахаи” - так называют свою веру её сторонники. Слово “бахаи” происходит от арабского слова “баха”, означающего “свет”, “сияние”, “слава”. Себя сторонники этой религии именуют тоже словом “бахаи”.
Ирак тогда находился в составе Турецкой империи. Городом, в котором сформировалась первая бахаистская община, был Багдад. Основателем новой религии – перс по имени Мирза Хусейн Али, ставший известным под именем Бахаулла (в переводе с арабского: Слава Божия). Родился Бахаулла в Тегеране в 1817 г. в аристократической семье. Его отец являлся первым министром шаха. В 1844 г. Бахаулла стал сторонником религиозного течения, которое называлось бабизмом.
На основе видоизмененного бабизма (от имени своего основателя - Баба) и возник бехаизм. Главная идея бабизма, унаследованная бахаизмом, состояла в утверждении, что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определённой исторической эры, что после него новую эпоху открывают два пророка, одним из которых является Баб (в переводе с арабского: Врата), а имя второго, который придет позже, пока неизвестно. В 1844 г. ровно через тысячу лет после исчезновения последнего легендарного 12 имама, основатель этого движения Али Мохаммад из семьи сейида, торговец тканями, объявил, что он Баб – то есть Врата, открывающие путь для истины, для Махди. Он считал, что наш мир переживает сменяющие друг друга исторические этапы. Старые порядки и законы уничтожаются с концом старой эпохи и с наступлением новой заменяются более приспособленными к изменившемся условиям законами. Али Мохаммад провозгласил приход новой эры в истории Ирана и объявил Коран и Шариат устаревшими, отменил пятикратную молитву, пост, паломничество к святым местам, обязательную раздачу милостыни, джихад. Баб объявил, что Иран будет первой страной, где установится царство справедливости. В нем смогут жить только бабиды и иностранные купцы. Торговлю Баб считал лучшим видом занятий, обеспечивающим благосостояние и дальнейшее развитие общества. Он разрешил взимать ростовщические проценты, запрещенные исламом, требовал обязательной уплаты долгов. Баб настаивал на соблюдении прав личности и гарантий неприкосновенности ее имущества, но не осуждал торговлю рабами. Религиозный деятель выступал за изучение наук и иностранных языков. Быстро распространявшееся новое учение обеспокоило духовенство и местные власти. В конце 1844 г. Баб и его проповедники были арестованы. В Ширазе Баб предстал перед судом улемов, на котором был признан сумасшедшим. Его прирговорили к тюремному заключению и наказанию палками. Бабу удалось бежать в Исфаган, который стал новым центром распространения учения.На сторону бабидов перешли ряд очень популярных шиитских улемов. Учение нашло последователей среди купечества, чиновничества, феодалов, даже при шахском дворе у него были защитники. Основную массу бабидов составляли низы иранского общества. Распространение нового учения свидетельствовало о жажде перемен в обществе. Учение Баба было изложено в его книге Беян (“Откровение”), законченной им в тюрьме. Сочинения Баба написаны очень туманными заумными фразами, непонятными не только простому народу, но и образованным людям из числа его сторонников. Вместе с тем он мог производить приятное впечатление на людей благодаря своей красивой внешности, хорошим манерам, прекрасной одежде. В 1848 г. после смерти губернатора Исфагана, покровителя Баба, тот был арестован. В июле 1848 г. состоялся второй суд над Бабом в Тебризе. Суд не был публичным и на нем Баб был приговорен к смерти. В Тебризе Баб объявил себя Махди, что произвело большое впечатление на население. Решение о казни Баба не было приведено в исполнение.
После смерти Мохаммад – шаха в сентябре 1848 г. началась борьба принцев за шахский престол. В этой ситуации произошли восстания бабидов в различных регионах. Восставшие пытались провести идеи своего учителя в жизнь – ели из общего котла, выделяли определенных лиц для распределения одежды и жилья. Одним из требований бабидов было равное распределение всего имущества и раздел крупных земельных владений среди нуждающихся. В создавшихся условиях глава правительства Таги-хан настаивал на казни Баба. Тот был расстрелян солдатами из христианского полка. После казни Баба правительство смогло подавить восстания. В 1852 г. после покушения на шаха были казнены все бабиды, участвовавшие или подозреваемые в заговоре. Восстание бабидов заставило власти приступить к назревшим реформам в области экономики, просвещения и военной сфере.
В 1852 г. был арестован властями Бахаулла. Он провёл в тюрьме 4 месяца, а затем, в 1853 г., был выслан из Тегерана в Багдад, а через 10 лет, в 1863 г., власти приняли решение выслать Бахауллу из Багдада в Стамбул. Перед выездом из Багдада 12 дней (с 21 апреля по 2 мая) Бахаулла жил в загородном саду. Этот сад впоследствии назвали словом Ризван (арабско-персидское слово “ризван” в буквальном переводе означает “довольство”, “удовлетворение”, в переводе по смыслу – “рай”). 21 апреля 1863 г. (этот день бахаисты сейчас называют “первым днём Ризвана”, считают днём рождения бахаизма и ежегодно отмечают его как большой религиозный праздник) он открыл своим ученикам истину, полученную им якобы от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Бахаулла и является тем вторым пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб. С этого дня Бахаулла перестал быть проповедником бабизма и стал проповедником новой независимой религии – бахаизма. В 1872–73 гг. Бехаулла написал священную книгу “Кетаб-е Акдес”, где содержатся основные принципы учения. Умер он в Бахджи (сейчас в Израиле) в очередной ссылке в 1892 г.
Всего в мире – около 5 млн. Бахаистов. В бахаизме нет духовенства. По вероучению бахаизма, Бог - это единственное сверхъестественное существо в мире. Бог – творец всего, что существует в видимом и невидимом мирах. Будучи абсолютно благим, Бог не сотворил ни демонов, ни Сатану; они не существуют. Слово “демоны” используется бахаистами лишь для символического обозначения греховных страстей и поступков человека, а слово “Дьявол” – для обозначения совокупного зла, существующего в мире. Под ангелами понимаются не бесплотные существа иного мира, а наиболее совершенные души людей, покинувших этот мир и живущих в невидимом потустороннем мире. Бог всемогущ, всемилостив, всеведущ. Он сотворил мир и управляет им. Человек не в состоянии познать Его природу, но узнает о Его делах по словам и поступкам Его пророков. По вероучению, Бог через посланников постепенно и последовательно давал людям Свое Откровение. На протяжении всего существования рода человеческого Бог посылал посланников с учениями, соответствующими потребностям людей в определённую эпоху. В бахаистской литературе есть разногласия по вопросу о количестве посланников, приходивших на землю. Чаще всего речь идет о девяти посланниках. Называются следующие имена:
Кришна (Индия),
Авраам (Палестина),
Моисей (Палестина),
Зороастр (Персия),
Будда (Индия),
Иисус (Палестина),
Мухаммад (Аравия),
Баб (Персия),
Бахаулла (Турецкая империя).
Общей целью всех посланников было научить людей высоким моральным принципам и способствовать цивилизационному развитию. Каждый последующий посланник сохранял истину, принесённую ранее, и возвещал новые идеи, которые давали людям более широкое и глубокое овладение истиной. Поэтому бахаисты считают, что отдельные существующие религии по сути составляют главы или ступеньки единой религии Бога.
Как и в Христианстве, и в Исламе в бахаизме верят, что душа человека не зависит от тела, сотворена Богом, бессмертна. Бахаисты признают существование рая и ада. Но в отличие от христианства и ислама рай - это состояние духовной близости к Богу, а – ад – удаление души от Бога. Душа блаженствует, когда она рядом с Богом, и мучается, когда она далеко от Него. Бахаисты считают, что, если пребывание праведников в раю является вечным, то пребывание грешников в аду – событие временное. В аду, учат бахаисты, идёт процесс перевоспитания душ грешников. Все души, учат бахаисты, в мире ином продолжают развиваться и совершенствоваться. После того, как души нравственно переродятся в лучшую сторону, они приблизятся к Богу и тоже окажутся в раю. Но чем больше грехов человек совершит при жизни и чем глубже эти грехи, тем больше времени будет продолжаться процесс его перевоспитания в аду.
Желающий стать членом общины бахаи должен познакомиться с учением бахаи и ответить для себя на три вопроса:
Признаёт ли Бахауллу пророком нашего времени? Признаёт ли основные принципы учения бахаи? Согласен ли с административным порядком бахаи?
Если на все три вопроса кандидат в члены общины даст для себя положительный ответ, то на ближайшем богослужении (а они совершаются у бахаистов один раз в 19 дней) он встаёт и говорит: “Объявляю себя бахаи”. Молитва совершается три раза в день. Раз в год со 2 по 20 марта бахаисты постятся. Управляют общинами бахаи выбранные демократическим путем административные советы.
Основу учения бахаистов составляют 11 принципов: единство человечества (расовые, политические, религиозные различия между людьми должны исчезнуть), индивидуальный поиск истины,единство религиозного учения, единосущность бога, религия как источник единства людей, гармония религии и науки, равноправие мужчин и женщин, неосуждение других людей, установление мира во всем мире (бахаистам запрещено служить в армии и носить оружие), всеобщее образование по единому мировому стандарту, решение социальных проблем, распространение всемирного языка. Бахаисты поддерживают идею создания мирового правительства, против чего выступали и выступают отцы русской православной церкви, видя в этой идее осуществление пророчеств о приходе антихриста в мир как земного правителя всей планеты за исключением России. Бехаулла выступал против насильственных методов борьбы за достижение какой-либо цели, пусть даже очень благородной. Он считал, что нужно подвергать критике политику властей, если она несправедлива, и призывать правительство к реформам существующего строя. Существует ряд религиозных праздников связанных с событиями жизни Баба и Бахауллы.








ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.