Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Соотношение практики и познания. Роль практики в познавательной деятельности человека.

Главная особенность диалектико-материалистической теории познания, ее коренное отличие от всех предшествующих эпистемологических концепций заключается в том, что практика включена в теорию познания, стала ее важнейшей категорией, а философия в целом преодолела созерцательность, стала средством не только правильного объяснения действительности, но и орудием ее изменения.

Субъективный идеалист под практикой понимает духовную деятельность субъекта, ограничивает ее сферой переживаний либо вообще игнорирует эту категорию. Объективный же идеалист рассматривает практику тоже как духовную теоретическую деятельность, реализующую цели, относящиеся к области абсолютного (к Абсолютной идее Гегеля, например).

Не смогли дать верное толкование практике и метафизически мыслящие материалисты. Они противопоставляли мысль и бытие, в лучшем случае сводя практику к опытам ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент). Между тем основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не сама природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек изменял природу.

Интериоризация внешнепредметной деятельности оказывается условием формирования способности мыслить, которая, в свою очередь, выступает необходимым условием дальнейшей практической деятельности человека. Мышление в конечном итоге можно рассматривать как сокращенную и обобщенную (с элементами фантазии и воображения) внешнепредметную деятельность человека.

У материалистов домарксовского периода сказывалось и отсутствие понимания того, что производство, благодаря которому человек создает необходимые ему для жизни материальные блага (жилище, пишу, одежду и т. п.), является необходимой и решающей сферой практической деятельности людей.



Практика не сводится к своей главной сфере — материальному производству, в котором, конечно же, задействуется большая часть ресурсов общества. Практической и тоже материальной, по существу, является деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений — социальная борьба, революционное движение и т. д. К практике относится и научный эксперимент, часто предполагающий широкое использование дорогостоящего оборудования (синхрофазотрона, ЭВМ и других сложных устройств).

Итак, практика представляет собой материальные действия людей, направленные на изменение внешнего мира. Структура практики сложна и многоуровневая. Практика — это не только внешнепредметная, чувственная деятельность отдельного человека, а прежде всего общественно-исторический процесс, в котором так или иначе интегрируется деятельность миллионов людей. Впрочем, и познание только первоначально, в период становления человеческого общества, было вплетено в повседневную деятельность людей, в практику. Со временем оно тоже превращалось в особый вид духовной деятельности, обретало самостоятельность, становилось многоуровневым.

В силу того, что практика есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, удается преодолеть единичность, фрагментарность отдельных действий, операций и обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются именно благодаря, а не вопреки практическому взаимодействию человека и природы. Осуществляя свои цели, человек „сталкивает" созданные им орудия деятельности с предметами внешнего мира, „заставляя" их взаимодействовать по объективным законам и тем самым раскрывать эти законы.

Кроме того, повторение, воспроизводство, выделение в процессе практической деятельности каких-то значимых предметных ситуаций, свойств и отношений в истории общества закрепляются, фиксируются в языке, переносятся в идеальный план (категории и нормы логики).

Практика является основой и движущей силой, а так конечной целью познания. В этом смысле она выше теории. Познание, как правило, не самоцель, оно осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. Когда у общества появляется практическая потребность, то она значительно дальше продвигает науку, чем сотня университетов. И хотя любознательное желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают соответствующее ускорение познанию, все же именно практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических изысканий, главной точкой приложения знаний. Короче говоря, практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию, придает импульс дальнейшим усилиям мысли, направленным на объяснение сущности более глубокого порядка.

Сложность взаимодействия познания и практики далеко не исчерпывается сказанным. Практика и познание взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Так, например, любой трудовой акт предполагает наличие каких-либо знаний, замысла. Создавая своими руками предметы, мир культуры, „опредмечивая" свои знания, человек тем самым двигается от познания к практике, к внешнепредметной деятельности путем своеобразной экстериоризации своих знаний. Наоборот, его трудовые операции переносятся в сокращенном и свернутом виде в умственный план (интериоризация). А если человек исследует, изучает предметы духовной и материальной культуры, то происходит процесс „распредмечивания", движение опять-таки в направлении субъекту познания путем наращивания его знаний. Естественно, что в молодом возрасте человек занимается больше „распредмечиванием", а в более зрелом „опредмечиванием".

На уровне общества мы наблюдаем ту же самую картину. Потребности практики, как известно, породили различные науки. Геометрия, например, возникла как ответ на практическую потребность земледелия; астрономия была в звана к жизни нуждами мореплавания и земледелия; кибернетика — практической необходимостью автоматизации производства и управления путем моделирования счета и логических операций; развитие здравоохранения потребовало внедрения биотехнологии, на основе которой теперь получают инсулин, гормоны роста и другие препараты, необходимые человеку, а также домашним животным, сельскохозяйственному производству.

В свою очередь, итоги познания, научные знания постоянно используются в практической деятельности людей. Более того, успехи наук, потребности дальнейшего развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее. Успехи атомной физики, например, необходимость осуществления управляемой термоядерной реакции (кстати, это и практическая потребность) поставили перед практикой задачу создания материала, способного выдержать огромные температуры; достижения молекулярной генетики, биологии в целом породили генную инженерию, создали возможность направленного изменения наследственности, что уже сегодня используется практикой для улучшения племенного стада, селекции культурных растений и т. д.

Таким образом, теория и практика постоянно „подстегивают друг друга, тесно взаимодействуют между собой, стимулируя развитие обеих противоположностей. В связи с этим очень важно добиваться их соразмерности, единства теории и практики.

Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда и не во всех своих частях непосредственно определяется потребностями практики; ее связь с практикой часто оказывается опосредованной множеством промежуточных звеньев. Некоторые фундаментальные открытия и научные разработки вообще никакой видимой связи с практикой не имеют; тем не менее так или иначе, рано или поздно они находят свое, иногда довольно неожиданное использование в практической деятельности человека. Особенно много примеров подобного рода имеется в математике, которая чаще всего применяется в практике опосредованно, через достижения естественных и технических наук. (Теория функций комплексного переменного, например, нашла свое применение в электротехнике только спустя столетие после ее разработки.)

Хотя в итоге практика лежит в основе познания, любое практическое действие предполагает побудительный мотив, в роли которого выступают потребности и интересы, осознание которых обычно принимает форму идеи как концентрированной мысли, воплощающей единство прошлого, настоящего и будущего. Реализация идеи и соответствующей ей цели предполагает волю, убежденность, а также необходимые практические действия.

Практика включает в себя необходимый идеальный, духовный компонент; она не исчерпывается материальным и тем отличается от обычных материальных процессов (схема 5). Точно так же познание не исчерпывается духовными процессами, идеальным. Оно в какой-то степени всегда предполагает предметную, чувственную деятельность (при использовании технических средств и приборов в особенности)

Существенно, что реализацию идей, целей и планов в ходе практической деятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеального в материальное. Воплощение идеи в действительность надо понимать как претворение в жизнь замысла субъекта по преобразованию объекта, будь то перестройка материального производства или социальные изменения в обществе. Успех практической реализации имеющих обычно большой социальный смысл, вучание идей и планов предполагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий, единство слова и дела.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.