Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Факторная стратегия исследования личности с помощью теста PF-16 Кеттелла. Описание личностных факторов 1 порядка

16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла* (форма А) позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.ОпросникКеттелла 16 pf одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.

Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет".

Полученные результаты выражаются в шкале стэновс минимальным значением в 0 баллов, максимальным – 10 и средним 5,5 балла (см. оценки шкальные). Строится профиль личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными

Факторы первого порядка: Полюс «+»Эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный; Самоуверенный, склонный к лидерству; Жизнерадостный, беспечный; Совестливый, моралистичный, степенный;Смелый; Чувствительный, с художественным мышлением; Подозрительный, не дает себя провести; С развитым воображением, мечтательный; Обвиняющий себя, неуверенный; Экспериментирующий; Предпочитающий собственные решения; Контролирующий себя умеющий подчинять себя правилам.



Полюс «-»Необщительный, отстраненный; Невнимательный, слабо развито логическое мышление;Эмоционально неустойчивый;Мягкий, уступчивый; Трезвый, молчаливый, серьезный; Практичный, стремящийся к выгоде; Несмелый, застенчивый; Полагающийся на себя, рациональный; Доверчивый, принимающий условия от других; Прагматичный, занятый текущми заботами; Уверенный в себе, спокойный; Консервативный, уважающий традиции; Зависимый от группы, несамостоятельный; Импульсивный, неорганизованный; Расслабленный, невозмутимый, возможно инертный.

30. Форма С теста 16 PF Р. Кеттелла: процедура, обработка

Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кэттелломв 1949г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности.

В формах С и D - по 105 вопросов, на взрослых людей с более низким уровнем образования (5-7 классов).

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального "ключа". Максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов, минимальная - 0 баллов.

Обработка полученных данных производится с помощью ключа для формы С.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц. Таблица перевода сырых баллов в стены так же существует для формы С.

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка. Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

31. Личностные тесты Айзенка.Айзенка личн. опросник(ЕРI)- 1963 г. Для изуч. инд-псих. черт личности. 24 вопр- выявление экстра-интроверсии, 24 - нейротизм, 9 - оценка искренности, достоверности рез-в. 2 вар. методики (А и В), отлич. текстом опросника. Айзенк, проанализ. материалы обслед. 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что можно выд. 2 гл. фактора: экстра-/интроверсию и невротизм. 1фактор биополярен, крайние полюса соотв-т ориентации личности либо на мир внеш.объектов (экстраверсия), либо на субъект. внутр. мир (интров). Экстравертам св-ны общит-ть, импульс-ть, гибкость пов, иниц-ть и выс. соц. приспособл. Интровертам, наоборот, необщит-ть, замкн, соц. пассив, скл. к самоанализу и затруд.соц. адаптации. 2 фактор - невротизм – хар-т чел. со стороны эмоц. устойчивости, тревожности, ур. самоуваж. и возможных вегет. расстройств. Фактор биполярен: на 1 полюсе-люди, хар-ся устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, на др. - нервозный, неустойчивый и плохо адаптир. тип. Большая часть людей - м/у полюсами. Сильный и слабый типы по Павлову близки к экстра- и интроверт. типам. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных св-вах ЦНС, которые обеспечивают уравновешенность возб. и торможения. Экстра-, интроверсия и нейротизм-стабильность не зависят др. от др. Айзенк делит людей на 4 типа. Т.о., можно вывести показатели темперамента личности по классиф. Павлова. Психотизм-скл. к асоциальному пов, неадекватности эмоц. реакций, выс. конфликтности, неконтактности, эгоцентр., эгоист. Согласно Айзенку, выс.показатели по экстраверсии и нейротизму соотв-т диагнозу истерии, интроверсии и нейротизму –тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выр-ти - «предрасполож.» к соотв. патологиям.Процедура пров.Испытуемому предлаг. отв. на 57 (101) вопр. Время не огранич. Инстр: «Вопросы напр. на выявление вашего обычного способа пов. Постарайтесь представить типичные сит.и дайте первый «ест.» ответ, который придет вам в голову. Отв. быстро и точно. Помните, что нет «хор» или «плохих» отв. Если согласны с утв., поставьте рядом с его № знак +(да), если нет - – (нет)».Рез.: за соотв. ключу- 1 б., несоотв. - 0. Суммир. Выс. оценки по шк.экстра-интроверсия соотв-т экстрав-му типу, низкие – интр. Рез.- <8б. -эмоц. стабильности, >16 - эмоц. нестаб. Людям, набравшим более 10 б., не реком.работать по спец. типа "чел-чел". Коэфф. надежности для шк.нейротизма 0,85-0,9, экстра-интров. - 0,75-0,85, коэфф. ретестовой надеж.- 0,83 и 0,81. Валидность обеих шкал устан. способами, которые признаны многими иссл-ми. Тест Айзенка имеет корреляцию м/у шк.экстра-интроверсии и нейротизма с коэфф. 0,15-0,4, что подтв-т положение Айзенка о независимости данных измерений.

32. ПСИХОГЕОМЕТРИЯсистема анализа типологии Л на осн набл-я за пов чела и предпоч выбора им какой-л геометр фигуры. Расположив различ геометр фигуры в порядке их предпочтит-ти, по фигуре, помещ на 1ое место, можно опр-ть осн доминир особенности Л и пов. П. как система сложилась в США, ее автором явл Деллингер — спец-т по соц-психол подготовке управл-х кадров. Психогеометр тест- проективная методика иссл-я Л. Опублик Деллингер в 1989 г.

Стимульный материал сост из 5 геометр фигур: квадрат, прямоуг, треуг, зигзаг и круг. Деллингер говорит о 85%-ной точности диагностики с пом разраб ею теста, не указывая сп-бы, которыми рассчитывалась эта точность. Данные о валидности и надежности отсутствуют. «Посм на 5 фигур, изобр на предыдущ стр. Выберите из них ту фигуру, в отнош которой можете ск: " это - я!" Только не занимайтесь никаким логич анализом и ненужными умопостроениями» Квадрат. Неутомим труженик, усердный, доводит дело до кон, вынослив и методичен, коллекционер всевозм данных, эрудирован. Сильная стор - мыслит анализ. Любит распланир, предсказ жизнь. Треугольник. Рожден, чтобы быть лидером. Сп-ть концентрир-ся на гл цели. Решителен, неудержим, сильная Л. Глубоко и быстро анализирует сит, сосредотачиваясь на сути проблемы. Уверен в себе и хочет быть первым во всем. Честолюбив. Прямоугольник. Символизирует сост перехода и изменения. Осн сост - замешательство, неопределенность. Непоследователен, непредсказуем, низк самооц, стремится быть лучше. Любознателен, смел, наивен. Круг. Доброжелателен, заинтересован в хороших межличн отнош. Высш ценность - люди. Лучший коммуникатор и слушатель. Эмоционален, эмпатичен, уступчив. Зигзаг. Креативен, правополушарный. Интуитивность, образность, интегративность, ищет новое, не выносит рутины и постоянства. Восторженный.

Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по Леонтьеву и Занкову.

Пиктограмма— методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивид. обследовании.

Процедура исследования: испытуемому для запоминания предлагается определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, т. е. пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно. Особенностью инструкции испытуемому является его ориентация на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использования любых буквенных обозначений. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

При использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.
Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым. Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.