Роль и значение философии в обществе и жизни человека. Дофилософские мировоззрения.
Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражение как мифы.
В современной жизни мифы - иллюзорные мировоззренческие идеи о расовом, национальном превосходстве, об НЛО, о новейших панацеях и т. п.
Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная не на теоретических доводах, а на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них большими группами людей.
В отличие от науки мифилософия объясняет все, для нее нет непознанного. Мифилософия – самая ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения.
Другая форма мировоззрения - Религия. Зародилась в недрах нерасчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, апеллирует к образному мышлению и чувствам (любви, благоговения, надежды, веры).
В отличие от мифа земное и сакральное не смешиваются. Творческая всемогущая сила - Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.
На протяжении истории религиозное сознание развивалось, приобретая многообразные формы в разные эпохи у разных цивилизаций. Общее в них – поиск высших ценностей, истинного пути жизни, перенос их в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцениваются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия стоит между мифологией и философией. Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов.
Религия - сознание массовое, а философия - теоретическое. Религия требует веры, которая здесь выше разума, а философия требует доказательства, разумного обоснования. Дорациональные мировоззренческие формы исторически и логически предшествуют философии. Мифологическое сознание - сознание глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание - первый взгляд человека в вечность, осознание единства человеческого рода, прочувствование универсальной целостности бытия.
Мировые религии. Христианство (с I в.). Главная идея – эсхатологическая (второе пришествие, конец света, конец земной истории). После ждет жизнь вечная, но только праведное меньшинство человечества. Чтобы удостоиться ее, надо жить по заповедям любви к Богу и людям.
Буддизм (с VI в. до н. э.) - стремление к нирване («угасанию, затуханию» жизни). Поскольку страдание - неизбежное следствие существования и потребностей человека, избавиться от страдания можно подавлением потребностей и страстей, поднимаясь по лестнице нравственной жизни. Высшая ступень - нирвана - высшее блаженство, всеобщее милосердие и любовь.
Ислам (с VII в.). Абсолютная власть над миром - у единого Бога, его воля навечно предопределяет судьбу каждого.
Философия и религия в истории по-разному взаимодействовали.
Философия как мировоззрение.
Понятие мировоззрение достаточно широкое, и нельзя выделить четкой границы. Все от примитивного созерцания до глубокого осмысления является нашим мировосприятием. Философия, как термин, не тождественна мировоззрению, потому что является хоть и значительной, но все же частью этого понятия. Философия действительно глубоко и многогранно рассматривает наш мир, место в этом мире человека, но это далеко не априорная точка зрения, и есть множество иных взглядов, которые наряду с философией включены во всеобъемлющее понятие мировоззрения.
Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности.
Первый, самый примитивный, уровень - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое.
Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но тяжело назвать это венцом человеческой мысли, так как этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.
Но вот третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.
Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.
Роль и значение философии в обществе и жизни человека.
Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.
Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии.Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.
Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
|