Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные субъекты и элементы налогообложения

Тема 1. Экономическая сущность налогов. Виды налогов и принципы построения налоговой системы

Сущность, функции налогов. Принципы построения налоговой системы

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение- это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения налога и сбора (ст. 8).

Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.



Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Как следует из вышеприведенных определений, важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции:

1) фискальную (от лат. слова fiscus - государственная казна) - являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов - бюджетов и внебюджетных фондов;

2) экономическую (регулирующую) - позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

Соотношение названных функций при взимании налогов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества.

Налоговая система определяется не только совокупностью налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговая система - это порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.

Принципы построения налоговой системы:

- сочетание прямых и косвенных налогов;

- универсальность налогообложения;

- равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

- однократность налогообложения;

- использование системы налоговых льгот;

- стремление к стабильности условий налогообложения;

- запрет обратной силы налоговых законов.

Тема 1. Экономическая сущность налогов. Виды налогов и принципы построения налоговой системы

Классификация налогов

Налоги могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 1.).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности. Исторически прямые налоги являются наиболее ранней формой налогообложения. Первыми возникли такие формы прямых налогов, как поземельный, подушный, подомовый, позднее - налог на ценные бумаги. До начала ХХ в. прямые налоги имели небольшой удельный вес в доходах государственных бюджетов, которые в большинстве стран базировались на обложении косвенными налогами товаров массового потребления. С 30-х годов ХХ в. прямые налоги в большинстве развитых капиталистических стран стали играть определяющую роль.

В России к прямым налогам могут быть отнесены все виды подоходных налогов (налог на доход или прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц), отчисления во внебюджетные фонды социального характера, имущественные налоги (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог на наследования и дарения), ряд других налогов.

Таблица 1

№ п/п Признак классификации Классификационные группы налогов
Способ изъятия Прямые налоги, Косвенные налоги
Характер ставок Пропорциональные налоги, Прогрессивные налоги, Дегрессивные налоги,
Назначение Общие налоги, Специальные налоги
Принадлежность к уровню власти и управления Федеральные налоги, Региональные налоги, Местные налоги
Субъект уплаты Налоги, взимаемые с физических лиц, Налоги, взимаемые с юридических лиц
Источник уплаты Налоги, относимые на индивидуальный доход, Налоги, относимые на издержки производства и обращения, Налоги относимые на финансовые результаты, Налоги, взимаемые с выручки от продаж
Полнота прав пользования налоговыми поступлениями Собственные (закрепленные) налоги, Регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами)
Объект налогообложения (налогооблагаемая база) Имущественные налоги, Ресурсные налоги (в том числе рентные платежи), Взимаемые от выручки или дохода, Налоги на потребление

Косвенные налогивключаются в виде надбавки в цену товара или услуги.

Косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, подлежащие обложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. по существу является - сборщиком налога. Конечным плательщиком, носителем косвенных налогов - выступает потребитель, который приобретает товары по ценам, включающим косвенные налоги.

Исторически косвенные налоги возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появились привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товара при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств получили распространение внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия (монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления, устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет; государство получает предпринимательский доход и высокие налоги).

В отечественной практике косвенными налогами являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Пропорциональные налоги. Ставки таких налогов устанавливаются в определенной фиксированной доле (проценте) к доходу или стоимости имущества плательщика (налогооблагаемой базе) независимо от их величины.

Прогрессивные налоги. Ставки таких налогов увеличиваются с ростом стоимости объекта обложения.

Дегрессивные (регрессивные) налоги. Величина налогового изъятия обратно пропорциональна стоимости объекта обложения. Дегрессивное обложение в зарубежной практике характерно, как правило, для косвенных налогов. В отечественной практике такая форма налогообложения не нашла применения.

Общие налоги. Предназначаются для финансового обеспечения текущих и капитальных расходов государства. Средства, поступающие от сбора общих налогов, не закреплены за отдельными направлениями расходов государства. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, ряд других.

Специальные налоги. Имеют целевое назначение и закреплены за отдельными расходами государства или специальными бюджетными и внебюджетными фондами. К специальным налогам относятся: отчисления в федеральные внебюджетные фонды социального характера, налоги, поступающие в дорожные фонды, земельный налог, платежи за природные ресурсы и т.д.

Федеральные налоги. К ним относятся налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые Налоговым кодексом (НК) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Перечень федеральных налогов определен ст. 13 НК.

Однако в соответствии с Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 г. № 147 - ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ" данная статья вводится в действие со дня введения части второй НК РФ.

До этого момента действует ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы РФ". Представим сравнительный перечень федеральных налогов (табл. 2.).

Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусматривать особый порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней.

Региональные налоги.Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК (ст. 14) и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК. Сравнительный перечень региональных налогов и сборов представлен в табл. 3.

Местные налоги.Устанавливаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога. Определяется форма отчетности по местным налогам и сборам. Перечень местных налогов и сборов представлен в табл. 4.

Таблица 2

Федеральные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 13) Федеральный закон "Об основах налоговой системы РФ" (ст. 19)
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные внебюджетные фонды социального характера; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина, таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) лесной налог; 12) водный налог; 13) экологический налог; 14) федеральные лицензионные сборы; 15) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 16) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные группы и виды товаров; 3) налог с биржевой деятельности; 4) налог на операции с ценными бумагами; 5) таможенная пошлина; 6) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 7) платежи за пользование природными ресурсами; 8) налог на прибыль предприятий; 9) подоходный налог с физических лиц; 10) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; 11) гербовый сбор; 12) государственная пошлина; 13) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 14) сбор за использование наименования "Россия"

Таблица 3

Региональные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 14) Федеральный закон "Об основах налоговой системы РФ" (ст. 20)
1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы 1) налог на имущество предприятий; 2) лесной доход; 3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

 

 

Таблица 4

Местные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 15) Федеральный закон "Об основах налоговой системы РФ" (ст. 21)
1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; 4) сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территорий и на нужды образовательных учреждений; 5) сбор на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурных учреждений; 6) ряд других налогов и сборов (всего 23)

Основные субъекты и элементы налогообложения

Субъектами налоговых отношенийявляются:

- организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

- организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов);

- Министерство налогов и сборов РФ и его территориальные подразделения;

- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;

- государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;

- Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.

Права и обязанности перечисленных субъектов предусмотрены в налоговом законодательстве.

Элементами налогообложения являются определяемые законодательными актами государства принципы построения и организация взимания налогов. К элементам налогообложения относятся: объект налога, ставка налога, единица обложения, налоговая база, источник налоговых платежей, налоговые льготы.

Объектами налогообложениямогут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Основополагающие определения объектов налогообложения представлены в табл. 5.

Таблица 5

№ п/п Объект налогообложения Определение
Имущество Объекты гражданских прав, в том числе: вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права
Товар Любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации
Работа Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц
Услуга Деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности
Реализация Передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу
Доход Экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки

К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Единица обложения - единица измерения налоговой базы (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Источником уплаты налога являются различные элементы стоимости реализованной продукции предприятий (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан.

Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Варианты предоставляемых налоговых льгот:

- введение необлагаемого минимума объекта (наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от налогообложения);

- изъятие определенного вида объекта из налогообложения;

- освобождение от уплаты отдельных лиц или категорий плательщиков;

- применение пониженных налоговых ставок;

- вычет из налогового платежа;

- целевые налоговые льготы.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.