Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вальс «Фантазия» М.И. Глинки, исполняет хореографический коллектив Созвездие», руководитель Чеботарева Светлана Владимировна.

Марта 2014 г. 10:00.

Концертный зал МБОУДО ДШИ № 2 им. М.И. Глинки

Литературный сценарий

Музыкально - литературной композиции

"Музыка-душа моя"

В рамках Всероссийской научно-практической конференции

"Наследие М.И. Глинки в контексте современной

художественной культуры и образования",

Посвященной 210-ти летию со дня рождения М.И. Глинки.

Обоснование выбора темы:

Мой сценарий приурочен к 210-летию со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Тема:«Во славу русского народа – музыка для народа» М.И. Глинки как стремление воспеть и возвысить мощь русского народа.

Проблема:Что такое музыка для народа? Какие струны души затрагивает она у людей?...

Педагогическая цель: Сегодня, в мире, где утеряны нравственные устои, традиции, вера, где брат идет против брата, мы не заметили самого главного, когда патриотизм перестал иметь силу и значение и стал лишь только словом. Только сплотившись вместе, имея общие цели, идя друг с другом плечо к плечу, любя свою Родину, сохраняя в душе память о предках, помня о своих корнях, только так мы останемся великим, не рушимым русским народом. Именно это воспевал в своих произведениях М.И. Глинка, именно эти ценности он хотел донести до сердец своих слушателей.

Сценарным ходом являются произведения М.И. Глинки. Через его музыку я раскрываю тему отношения композитора к родине, любви, философии и отношение современников к его творчеству.

Звуковым лейтмотивом представления является колокольный звон. Он, как голос памяти, то звеня мелодично, легко, то размашисто и тревожно, рассказывает нам о жизни композитора.



Образное решениесценарияпредставления - колокол, он является голосом истории, самой Россией. Колокола слушали по всей России, так и музыку великого композитора знала вся страна.

Сценография: Колокол проецируется на экране. В представлении используются большие ширмы, которые могут вращаться и передвигаться в пространстве. На них проецируется видео во всех эпизодах представления. Во втором эпизоде количество ширм увеличивается. Каждая ширма представляет собой страну, в которых черпал свое вдохновение композитор, каждая из которых имеет свой цвет. С внутренней стороны ширма представляют собой нотную партитуру с произведениями композитора, написанными в каждой из этих стран. Также в 3 эпизоде ширмы бело-черного цвета, символизирующие жизнь и смерть.

Сценарий включает в себя пролог, 4 эпизода и финал.

Пролог вводит зрителя в действие. Танцоры (Хореографический ансамбль «Созвездие», рук. Чеботарева С.В.) вводят гостей и участников конференции в атмосферу предстоящего действа, окунают зрителей в эпоху 19 века. Зрители, попадая на бал, сами становятся участниками представления. Режиссерским ходом пролога является появление самого композитора М.И. Глинки, который приглашает всех зрителей в зал. Звучит колокольный перелив, который перерастает в голос самого поэта. И звучит мощно, энергично. Колокол, поднимаясь от этой мощи в небеса, тем самым отрывает страницу истории композитора.

Й Эпизод: « »

Я хочу показать, что именно в детские годы, почувствовав зловещее дыхание войны и зародилось в будущем композиторе зерно патриотизма, любовь к родным местам, которые он будет воспевать в будущих своих произведениях.

Й Эпизод: « »

Й Эпизод: «Женщина - образ любви в музыке М.И. Глинки».

4 эпизод:« »

Финал « »

Действующие лица:

Кавалеры

Дамы

М.И. Глинка

Кавалер

Дама

Панаев

Бабушка

Евгения Андреевна

Анна Петровна Керн

Серов

официальные приглашенные гости:

Начальник Управления культуры Администрации города Орла Исаева Татьяна Вениаминовна.

Заместитель начальника отдела Управления культуры и архивного дела Орловской области Сомова Анна Юрьевна.

Декан факультета художественного творчества ОГИИК, профессор, Заслуженный работник культуры РФ Дугина Людмила Ивановна.

ПРОЛОГ

Действие происходит на открытой площадке перед школой.

Режиссерским приемом пролога является танец-шествие юношей с канделябрами, вальс на балу, что помогает ввести зрителей в атмосферу 19 века.

Под звуки полонеза М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин» Польский акт, юноши одетые в черно-белые костюмы, торжественно и чинно исполняют танец – шествие с канделябрами в руках. Все свечи зажжены. Юноши поднимаются по ступеням и расходятся в противоположные от лестницы стороны, образуя коридор. Сделав поклон, замирают. Через этот коридор гости и участники конференции входят в фойе школы и попадают на бал. В фойе школы, под музыку вальса из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», кружатся в ритме вальса одетые в бальные костюмы кавалеры с дамами, окуная зрителей в эпоху 19 века. В исполнении оркестра звучит «Славься» - династический гимн М.И. Глинки. (Застывшая картина бала).

Дама: Какая прекрасная музыка открывает наш вечер!

Кавалер: А кто ее автор?

Дама: Михаил Иванович Глинка.

Кавалер: Глинка? Эта фамилия мне знакома. Мы слушали музыку Глинки в салоне Зинаиды Волконской.

Дама: Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живет в нашей стране. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце XX века на несколько лет стала Российским гимном.

вбегает Панаев

Панаев: Господа, нашего полку прибыло. Глинка здесь! (Застывшая картина бала «оживает», кавалеры с дамами перешептываются). Какой страстный, увлекающийся человек, настоящий поэт! Я почти не встречал еще в жизни человека, который с первой минуты так вызывал к себе большую симпатию и увлекал многих своими фантазиями и парадоксами, как он…Недаром Мельгунов так любил его и так горячо писал о нем: «Ублажаю себя надеждою, что Глинка будет этим основателем, по крайней мере предтечею, русской музыкальной школы». Действительно, это человек с избранной натурой. А вот и он! (Застывшая картина бала).

входит Глинка

Звучит колокольный перелив, который перерастает в голос самого поэта.

Глинка(обращается к зрителям): Вот и еще одна годовщина в моей биографии. Я рад приветствовать уважаемых участников и гостей конференции, посвященной 210-летию со дня рождения М.И. Глинки. А теперь я попрошу всех пройти в зрительный зал! (гости и участники конференции проходят в зрительный зал и усаживаются на свои места).

Конференцию открывает заместитель директора по методической работе Горбачева Л.Ю., которая пригласила для слов - приветствия приглашенных гостей.

Официальную торжественную часть открыла Начальник Управления культуры Администрации города Орла Исаева Татьяна Вениаминовна. Далее на сцене прозвучало приветствие Заместителя начальника отдела Управления культуры и архивного дела Орловской области Сомовой Анны Юрьевны, декана факультета художественного творчества ОГИИК, профессор, Заслуженный работник культуры РФ Дугина Людмила Ивановна. Директор МБОУДОД ДШИ №2 им. М.И. Глинки Жердев Александр Семенович обьявил конференцию открытой.

Связка к эпизоду 1

Выгородка на сцене:

рояль

кресло

канделябр с зажженными свечами.

Композитор сидит за роялем, руки перебирают клавиши.

Вальс «Фантазия» М.И. Глинки, исполняет хореографический коллектив Созвездие», руководитель Чеботарева Светлана Владимировна.

Глинка:Я думаю, мои сочинения стали так популярны среди современников, потому что я обладал удивительным даром - мелодизмом. Оказалось, что это музыкальное дарование у меня проявилось уже в раннем детстве. Бабушка меня баловала до невероятной степени, — мне ни в чём не было отказа; несмотря на это, я был ребёнком кротким и добронравным, и только когда тревожили меня во время занятий, становился недотрогою (мимозою), что отчасти сохранилось и доныне.

Одним из любимых моих занятий было ползать по полу, рисуя мелом деревни и церкви. Я был веcьма набожен, и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом. Музыкальная способность выражалась в это время страстию к колокольному звону; я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы....Даже по 8-му году, когда мы спасались от нашествия французов в Орел, я с прежней жадностью вслушивался в колокольный звон, отличая трезвон каждой церкви, и усердно подражал ему на медных тазах..

ЭПИЗОД 1

« »

Выходит Бабушка. Ей навстречу выходит Евгения Андреевна. Слышится щебетание птиц.

Бабушка (грозно): Это еще что такое? Почему Мишеньку гулять на улицу вывели?

Евгения Андреевна:Так лето, маменька. Дозвольте мальчику по травке погулять, свежим воздухом подышать.

Бабушка:Незачем ему по улице ходить, вдруг заболеет. Уж вы не уберегли своего первенца, не учите теперь меня, как внука воспитывать.

Евгения Андреевна:Да ведь ему скучно без прогулок будет.

Бабушка:Я его развеселю. Прикажу девушкам, пусть песни поют да сказки сказывают.А ты знаешь, Евгения, какие он мне картины мелом на полу рисует! И усадьба наша и пруд, и деревья, как живые! А еще я ему азбуку показала, он теперь читать умеет. А недавно собрал на кухне медные тазы да и стал на них поварешкой изображать колокольный звон.

Евгения Андреевна: Колокольный звон?

Бабушка: Ну да. Точь-в-точь на нашей церкви колокола в праздники так звенят.

Евгения Андреевна:Это значит, у Миши музыкальный слух очень хороший.

Бабушка:Вот он каков у нас - молодой хозяин поместья смоленского.

Евгения Андреевна: Так может быть, Мишеньке суждено музыкантом сделаться? Надо ему учителя по музыке нанять.

Бабушка:Еще чего - музыкантом! Ему в наследство вступать, от меня да от отца своего имением управлять. А вот насчет учителя музыки ты, пожалуй, права. Учителя надо будет ему нанять получше.

Уходят

свет гаснет на сцене и в зрительном зале

Выгородка на сцене меняется:

белая ширма

проектор

Звучит фонограмма с щебетаньем птиц. Теневой театр. За белой ширмой пластический этюд (Мальчик кормит с руки птиц, которые кружат вогруг него. Роль птиц исполняют три участницы хореографического ансамбля «Созвездие», рук. Чеботарева С.В.). Голос за сценой на фоне фонограммы зовет ласково: «Миша…Мишенька….». Затем раздается тревожный перезвон колокола… Голос зовущий срывается на крик: «Миша, Мишенька…Война!...». Птицы разлетаются. Мальчик остается один. На экране проектора слайд с парящими над землей в багряном закате воронами.

На сцене под песню Т. Гвардцетели «Дети войны» пластический этюд «Война», исп. хореографический ансамбль «Созвездие», рук. Чеботарева С.В. Вновь опять звучит колокол, постепенно утихая…В полной тишине на экране проецируются слайды войны 1812 года. Минута памяти..(Глинки задувает свечи на канделябре).

Глинка: Когда в 1812 году французские войска вторглись в Россию, и началась Отечественная война, по всей Смоленщине прогремел призыв «Встанем на защиту родной земли». Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне устраивали в лесах засады незваным гостям. Смоленщина обратилась в пылающий костер.

Связка к эпизоду 2

на сцене и в зрительном зале загорается свет

входит Глинка

Глинка: Мой отец отправил всю семью в Орел. Тогда-то я и познакомился с вашим краем. С Орловщиной связано не только мое детство. Двадцатилетним юношей я вновь оказался здесь, когда ехал лечиться на Кавказ. Радушно я был встречен на орловской земле в 1838 году, когда возвращался с Украины в Петербург после набора певцов для придворной певческой капеллы. Среди ваших земляков я нашел и многих друзей - это и мой приятель и однокашник Николай Мельгунов, и любезно меня принимавший орловский вице-губернатор Василий Николаевич Семенов, и поэты-орловцы Семен Раич и Сергей Дуров, и, конечно, Анна Петровна Керн с дочерью Катей. Были у меня две встречи и с Иваном Сергеевичем Тургеневым.

И.С. Тургенев стихотворение в прозе «Деревня», исп. Сальникова Владислава, театральная студия «Радуга», рук. Галуцких А.И. На экранах проецируется видеоряд из слайдов, на которых изображены Орловская земля - поля, колоски пшеницы, церкви, мосты…

слова Н. Кукольника, музыка М. Глинки песня «Жаворонок», исп. Мирошниченко Елизавета, рук. Куринная И.В.

 

 

ЭПИЗОД 2

«Моя земля-моя Орловщина»

Выгородка на сцене:

На сцене 6 больших белых передвижных ширм, которыми управляют 6 танцовщиц в костюмах разных цветов, которые соответствуют цвету каждой из ширм. Каждая ширма представляет собой страну, в которых черпал свое вдохновение композитор, каждая из которых имеет свой цвет. С внутренней стороны полотна представляют собой нотную партитуру с произведениями композитора, написанными в каждой из этих стран.

1 полотно «Италия» - зеленый цвет

2 полотно «Испания»- красный цвет

3 полотно «Франция» белый цвет

4 полотно «Германия» - желтый цвет

Глинка: Это было в начале мая; было холодно, шёл снег, я чувствовал усталость после каждого перегона и в первые дни часто останавливался, чтобы полежать и отдохнуть на станциях. Впоследствии дело обошлось, и в Бресте я уже ходил довольно свободно.

Девушки с полотнами начинают двигаться вокруг композитора

Глинка: Вот я еще больше убедился в том, чего нам, русским композиторам, не надо делать. Чего же? Не писать для России по-итальянски. Музыку можно и должно писать по-русски! Вы спросите: как это по - русски? Разве есть особый музыкальный язык в нашей дикой тайге среди снегов и медведей?

Девушки, управляя полотнами движутся по кругу вращаясь, образуя кольцо вокруг композитора, которое с каждым кругом сжимается все сильнее.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.