Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Индуктор передает эмоциональный заряд, который многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени установочного эмоционального накала индуктора.

Заражение — сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Внушение представляет собой активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой. Внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Внушение адресовано не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния неуверенности в себе.



К основным условиям эффективности внушения относят авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-организованного воздействия. Убеждение оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.

Убеждение — это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.

Заинтересованность — это (1) стремление получить определенную информацию, (2) потребность осмыслить что-либо.

Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.

Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм "психологического наследования".

По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.

Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Социальная структура общества включает в себя:

1. Социальные слои;

2. Социальные общности;

3. Социальные институты;

4. Социальные группы;

Социальный слой (класс) - это социальная группа, выделяемая на основании некоторых общих признаков (например, квалифицированные рабочие, пенсионеры, бизнесмены, актёры, писатели и др.)

Социальные общности - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Типология социальных общностей по величине:

1) Крупные социальные общности. К таковым объединениям можно отнести: наемных работников, предпринимателей, фермеров, защитников окружающей среды, противников военных действий.
Большие социальные общности обладают значительным влиянием, поэтому вызывают интерес у социологов. Благодаря своей значительной численности, общности могут распространять влияния на значительные территории.

2) Малые социальные общности.К ним относятся семьи, сотрудники отделов, группы студентов в учебных заведениях, выпускники, объединения собственников жилых домов.
Малые общности представляют интерес для социологии, так как в ряде случаев на их основе возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений.

Типология социальных общностей по степени организованности:

1) Малоорганизованные общности, которые возникают для совместного решения ограниченной задачи, а по мере её решения прекращают свое существование. Например: избиратели какой-либо партии, участники общественных движений.

2) Жесткоорганизованные общности. Отличаются наличием четкой программы, руководящих органов, преемственностью деятельности. Примерами могут быть: общественные движения, политические партии и проч. Зачастую общности с жесткой организацией возникают на основе малоорганизованных общностей.

Социальные институты – это группы людей, приближенных к человеку и влияющих на его социализацию.

Социальные группы— это устойчивые группы людей, кото­рые имеют только им присущие признаки, такие как социальное положение, интересы, ценностные ориентации.

В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшимимолекуламималой группы.

Диадасостоит из двух человек (например, двух влюблённых). В такой группе создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе. Однако она является очень хрупкой и разрушается, сели один участник выбывает или требует более тесного, упорядоченного или позитивного взаимодействия.

Втриаде активно взаимодействуюттри человека, она более стабильна. Однако отношения в ней достаточно сложны, т.к. рано или поздно произойдёт сближение между двумя членами группы и исключение из неё третьего. Третьему человеку отводится одна из следующих ролей: безучастного посредника, человека, использующего других в своих целях или следующего принципу «разделяй и властвуй!» Пример, первый ребёнок в семье может укрепить отношения родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребёнка может способствовать разобщению родителей и причиной ревности и конфликта. Если родители не ладят между собой, ребёнок может стать на сторону одного из них.

Характерными чертами малой группы являются:

1. малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

2. пространственная близость членов группы;

3. устойчивость и длительность существования:

4. высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5. интенсивность межличностных отношений;

6. развитое чувство принадлежности к группе;

7. неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

 

Большая группа— это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). С

Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

1. сочетание интересов индивида и общества;

2. общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

3. предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

4. социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

 

Виды социальных групп по характеру взаимодействия: первичная и вторичная.

Первичная социальная группа — это небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга (друзья, соседи). Социальное взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Такая группа оказывает сильное влияние на человека, входящего в её состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.

Вторичная социальная группа — это группа, члены которой объединяются для реализации определённых социальных целей (творческие союзы, политические партии). Могут состоять из одной или нескольких первичных социальных групп.

По факту существования социальные группы подразделяются на номинальные и реальные.

Номинальная группа — группа, выделенная с целью статистического учёта индивидов (пассажиры самолёта, любители классической музыки).

Реальная группа— группа, выделенная по каким-либо ральным признакам (пол, национальность, профессия).

По способу организации и регулирования взаимодействия социальные группы подразделяют на формальные и неформальные

Формальная группа — группа, которая создаётся и существует только в рамках официальных организаций (класс, спортивная команда).

Неформальная группа— группа, которая возникает и сущес­твует на основе личных интересов её членов (фанаты спортивных команд, поклонники артистов).

Квазигруппа— это малоустойчивая неформальная совокупность людей, которая объединена одним или немногими типами взаимодействия и имеет неопределённую структуру и систему ценностей.

Разновидности квазигрупп:

1. Аудитория — объединение людей, в котором есть главное действующее лицо. Для аудитории характерны передача и при­ём информации;

2. Фан-группа— объединение людей, связанное с фанатичным поклонением спортивной команде, музыкальному ансамблю или религиозному течению;

3. Толпа— временное собрание людей, которые объединены общим интересом или идеей.

Толпа— временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния.

Выделяют общие характеристики толпы:

¾ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

¾ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

¾ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

¾ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

1. Случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

2. Конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

3. Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

4. Действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде:

¾ сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям;

¾ восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном.

Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции:

¾ нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации;

¾ сравнительную,выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

 

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения),асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. д.) и антисоциальной (преступные группы).

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и др. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и проч.).

В тюрьмах, армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть основывается на грубой физической силе — наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям — создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально положительных неформальных группах лидерами становятся глубоко уважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Таблица 1. Классификация социальных групп

Основание классификации Разновидности групп
1. По способу образования § стихийно возникшие — не официальные; § специально организованные — официальные; § реальные; § условные
2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов § малые; § средние; § большие; § контактаые (первичные); § дистанционные (вторичные)
3. По характеру совместной деятельности § практические (совместная трудовая деятельность); § гностические (совместная исследовательская деятельность); § эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); § гедонические (досуговые, развлекательно-игровые); § непосредственно коммуникативные; § идеологические; § общественно-политические
4. По личностной значимости § референтные; § элитарные
5. По социальной значимости § социально положительные; § асоциальные — социально деструктивные; § антисоциальные — криминальные, преступные

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.