Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Суть стабилизационной программы

В сентябре 1973 г. генерал Августо Пиночет возглавил военный переворот, в результате которого было свергнуто социалистическое правительство Сальвадора Альенде. Пиночет и его генералы оказались первыми кандидатами на внедрение британских индивидуализма и свободного рынка как альтернативы марксистским коллективизму и плановому хозяйству. Таким образом, Чили стала первой страной в мире, которая внедрила у себя идеи Нобелевского лауреата 1976 г. Милтона Фридмана. С самого начала экономическими советниками Пиночета были так называемые "чикагские мальчики" - последователи взглядов Фридмана.

В качестве стабилизационной программы, примененной в Чили, был использован монета ристский подход, лежащий в основе всех подобных программ, создаваемых МВФ.

Монетаристы, как неоклассики, видят причину инфляции в избытке денежной массы в обращении в результате неумелого проведения государством политики "дешевых денег" и неумеренной эмиссии. Для оздоровления денежного обращения ограничивается предложение денег путем осуществления ограничительной кредитной и бюджетной политики, которая включает в себя:

o сокращение дефицита госбюджета путем:

§ снижения правительственных расходов, т.е. свертывания социальных программ, инвестиций, субсидий и т.д.;

§ увеличения доходов бюджета за счет применения дискреционного метода регулирования экономики (законодательное изменение ставок налогов);

o снижение потребительских расходов путем замораживания зарплаты или даже ее сокращение. Кроме того, эта мера ведет к снижению совокупных издержек производства;

o политика "дорогих денег", увеличение процентных ставок, что, с одной стороны, ограничивает предложение денег из-за сокращения банковской эмиссии, а с другой - стимулирует приток зарубежных инвестиций;



o сокращение государственной эмиссии денег;

o девальвация национальной валюты с целью поднять спрос на нее на международных рынках, т.е. для стимуляции экспорта;

o ограничение госрегулирования цен и внешней торговли для эффективного распределения ресурсов и перелив их в те отрасли, которые работают на экспорт.

Основой чилийской программы стала жесткая бюджетная политика, в частности были сокращены государственные расходы за счет:

· o уменьшения зарплаты и занятости на предприятиях госсектора,

· o отмены субсидий госпредприятиям,

· o отказа от финансирования образовательных и здравоохранительных программ.

Дефицит госбюджета покрывался сокращением кредитов частным предприятиям, валютных резервов и в основном кредитами МВФ. Практически к нулю была сведена денежная эмиссия (в 1985 г. всего 0,2% от ВВП). Дискреционное регулирование уровня доходов населения и предприятий выразилось в налоговой реформе, которая подняла ставки, расширила базу налогообложения и повысила роль косвенных налогов. Для развития экспорта была проведена 50%-ная девальвация чилийского песо и введен механизм "скользящей" девальвации. Кроме того, более чем в два раза были снижены ставки таможенных пошлин.

Таким образом, в Чили добились снижения инфляции. Если в начале 70-х годов среднегодовой ее темп составлял около 175% в год, то в 1988 г. он стал всего 14% в год, правда, в 90-х он вновь вырос до 26%2.

Результаты реформ/Как писала "The Post": "Страна была спасена благодаря внутренним сбережениям, которые были достигнуты налоговыми мерами, успехом реформы пенсионного обеспечения и снижением расходов".

По утверждению защитников чилийской модели, эти сбережения были направлены на развитие национальной экономики. Часто приводятся данные, согласно которым уровень сбережения в Чили близок к 25% (в других латиноамериканских странах - 15-20%, а в США - 5-6%). Сторонники модели также не отрицают, что в результате таких форсированных мер пострадал уровень жизни населения.

Так, например, более трети населения оказались за чертой бедности, но это рассматривается как досадный побочный эффект в целом успешной свободнорыночной стратегии, который со временем будет исправлен. Но не будем забывать, что такой высокий уровень сбережения был достигнут в основном за счет приватизации пенсионных фондов.

Возникает вопрос, действительно ли эти средства были реинвестированы в промышленность или они пошли на какие-то иные цели? Если эти средства пошли на развитие экономики, как утверждается, то за последние 20 лет экономические показатели должны были значительно вырасти. Однако если проанализировать развитие Чили за данный период с точки зрения выпуска различной продукции на душу населения, то чилийское "чудо" окажется несколько преувеличенным.

Так, например, согласно цифрам, производство потребительских товаров на душу населения значительно упало еще при Альенде (1970-1973 гг.) и затем еще на 13% по сравнению с 1973 г. в первые 9 лет экономических реформ. И хотя с 1982 г. произошло некоторое улучшение, уровень 1992 г. оказался на 6% ниже уровня 1973 г. При этом надо отметить, что производство продуктов питания было налажено относительно лучше остальных потребительских товаров.

Лишь немного лучше обстояло дело с производством инвестиционных товаров на душу населения. Если принять 1973 г. за 100%, что после десятилетней стагнации (1973- 1982 гг.) этот показатель вырос до 135% к 1991 г. (более современных данных еще нет), что соответствует среднегодовому темпу роста менее 1,7% в год. Это, безусловно, лучше, чем ничего, но по сравнению с более успешными примерами экономического развития вроде Южной Кореи или Японии, показывающих десятипроцентный рост, выглядит несерьезно. Заметим также, что "инвестиционные товары" включают в себя как продукты добывающих, так и перерабатывающих отраслей. В Чили производство перерабатывающих отраслей росло гораздо медленнее, чем производство инвестиционных товаров в среднем; другими словами, своим ростом страна обязана добыче полезных ископаемых, в основном меди. Добыча меди с 1973 по 1993 г. увеличилась на 79%, что соответствует среднегодовому росту в 3%, а это почти в два раза больше, чем рост производства инвестиционных товаров в целом. Причем почти вся медь шла на экспорт, а не на внутреннее использование (см. таблицу).

Посмотрим теперь на динамику развития инфраструктуры в Чили. Понятие "инфраструктура" включает в себя так называемую "жесткую" (протяженность путей сообщения, производство электроэнергии и т.д.) и "мягкую" (количество больниц, школ и т.п.) инфраструктуру. Поскольку развитие этих отраслей напрямую зависит от государственной поддержки, то они больше всего пострадали в результате сокращения правительственных расходов. Согласно цифрам, показатели развития инфраструктуры упали с 1973 по 1982 г. на 22%, и она продолжала медленно разрушаться в течение второго десятилетия реформ (снижение показателей еще на 4%). Сегодня чилийские обслуживающие отрасли менее способны выполнять свою задачу, чем 20 лет назад. Это означает катастрофу для всей экономики, поскольку от состояния инфраструктуры зависит общественная производительность труда в стране. Потеря 26% способности обслуживающих отраслей означает резкое снижение эффективности любого национального производства и рост общественных издержек. Отсутствие инвестиций в эту область экономики - одна из характерных черт всех неолиберальных стабилизационных программ - это бомба замедленного действия, заложенная под чилийскую экономику.

Чили и Латинская Америка

О многом говорит и сравнение чилийских экономических показателей с показателями ее соседей. С точки зрения производства на душу населения Чили ничем не выделяется среди oдругих латиноамериканских стран, а по показателям экономического роста ее положение значительно хуже (см. таблицу).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.