Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 24 глава

 

Основы конфликтологии 422

 

Казалось бы, выборы в органы государственной власти - лучшая форма разрешения социально-политических конфликтов, накопившихся в обществе за период между выборными кампаниями. Между тем последние кампании - по выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ, в органы государственной власти субъектов Федерации - вызвали значительное обострение борьбы правящих и оппозиционных сил. Коммунисты, победившие на выборах в Думу, и "партия власти", потерпевшая поражение, остались на прежних местах в системе власти. У коммунистической фракции как не было, так и нет права формировать правительство и контролировать его деятельность. Кадры ответственных чиновников как формировались из сторонников "партии власти", так и по сей день формируются. СМИ как были объектом монополии Президента РФ и правительства, так и остались. Мало того, победивший на выборах Ельцин Б.Н. в качестве Президента РФ не отказался от практики конфронтации с оппозицией, даже в какой-то степени ее усилил; он сохранил ее также во взаимоотношениях с Государственной Думой, поскольку там доминируют коммунисты и их политические союзники. В последнее время, правда, наметился компромисс в разрешении конфликта. Будет ли он постоянным правилом, покажет время.

 

Демократическая мировая практика выработала многие формы регулирования и разрешения конфликтов силами институтов государственного управления. В их числе не одни только выборы в органы власти, но также разнообразные формы прямой и представительной демократии: референдумы, партийные съезды, сами политические



 

423_____Лекция 10

 

партии как организации, выступающие соединительным звеном между государственными институтами и крупными социальными группами и орудием согласования интересов и позиций. Авторитарные методы и приемы управления конфликтными ситуациями противопоставляются демократическим по широкому фронту общественных отношений: секретность обсуждения и принятия политических решений - гласности; монолог лидеров - публичному диалогу с оппозицией; административный приказ - рекомендациям наилучшего варианта решения конкретных проблем; командное инструктирование - дискуссии и т.д. Получили распространение такие новые демократические формы оценки деятельности власть предержащих, как теледебаты, определение рейтинга лидеров (своеобразная форма реализации принципа большинства); изучение общественного мнения по наиболее важным вопросам деятельности субъектов государственного управления и состояния конфликтогенной обстановки в обществе; разнообразные формы взаимосвязи институтов государственной власти с общественностью.

 

В качестве эффективной и достаточно популярной формы демократического урегулирования политических конфликтов зарекомендовали себя дискуссии "за круглым столом". "Круглые столы" стали распространенным механизмом в разрешении застарелых и труднейших политических противостояний. С помощью "круглого стола" Монклоа Испания вышла из политического кризиса после смерти диктатора Франко. Не раз прибегала к такому механизму урегулирования конфликтов оппозиция в западно-европейских странах, хотя и не добивалась при этом желаемых результатов. "Круглые столы" постепенно входят в политическую жизнь России.

 

Основы конфликтологии 424

 

Цель любого "круглого стола" - достигнуть согласия относительно проблем, составляющих объект политического конфликта, и путей их решения. Идеальный вариант - реализация этой цели. Подчеркиваем: идеальный, но необязательно при всех условиях осуществимый. У "круглого стола" бывают углы, причем коварные, мешающие снятию конфликта между его участниками. Какие же они? Это - скрываемые от оппонента интересы и намерения, с которыми садятся за стол дискуссии одна или обе конфликтующие стороны. Политическая борьба меньше напоминает школьную арифметику; она более похожа на алгебру и на высшую математику.

 

Кроме идеального варианта исхода дискуссии за "круглым столом", возможны другие: "максимальный выигрыш" одной стороны и "минимальный выигрыш" другой; "выигрыш-проигрыш", в том числе не исключая капитуляцию одной из сторон; безрезультатное окончание заседаний "круглого стола", когда какая-либо сторона или даже обе стремились его использовать с целью выжидания наиболее благоприятного времени для своей победы или накопления сил. Прибегают конфликтующие стороны и к срыву достигнутых договоренностей, если изменившаяся ситуация противоречит реализации их замыслов.

 

Небольшой опыт "круглых столов" в России продемонстрировал пока лишь негативные последствия их проведения. Известные переговорные процедуры между бывшим Верховным Советом РСФСР и Президентом Ельциным Б.Н. при посредничестве Председателя Конституционного суда и выработанное в результате этого компромиссное постановление "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" мало помогло преодолению острого

 

425 _________Лекция 10

 

конфликта между законодательной и исполнительной ветвями высшей государственной власти. В дальнейшем оно по сути дела было предано забвению. Проект новой конституции РФ на заключительном этапе разрабатывался лишь сторонниками Президента без участия Верховного Совета и его руководства.

 

Остается выяснить вопрос: чем обусловлены противоречивые результаты "круглых столов"? По крайней мере, двумя факторами: соотношением сил, находящихся в состоянии конфликта, характером политической обстановки, тенденцией ее развития. В ситуации равновесия сил, когда ни одна из конфликтующих сторон не может управлять самостоятельно, а другая еще не в состоянии это делать (оппозиция), достигается согласие, конфликт преодолевается хотя бы временно, для сохранения той обстановки, при которой установилось равновесие сил. Конфликтующие стороны меняют тактику, вплоть до отказа от прежних договоренностей, если проявляется тенденция к качественному изменению общественно-политической обстановки в пользу одной из сторон и возникает возможность для ее выигрыша, а для другой - проигрыша. Не худший вариант в подобной ситуации - возможность выжидания дальнейших перемен и предложение об отсрочке выполнения взятых в результате торга на себя обязательств. Неотвратимость капитуляции какой-либо стороны возникает в условиях катастрофической потери ею поддержки находящихся вне конфликта общественных сил (партий, социальных групп), или, по крайней мере, реальной опасности такой потери.

 

Тот выигрывает от использования механизма "круглого стола", кто становится фаворитом актив-

 

Основы конфликтологии

 

ных в данной обстановке общественных сил, на стороне кого оказывается доминирующее общественно-политическое мнение.

 

Продолжение открытых конфронтационных действий Президента РФ Ельцина Б.Н. против бывшего Верховного Совета РСФСР в 1992-1993 гг. было основано на продуманном анализе изменяющейся в его пользу политической ситуации и учете складывающегося перевеса общественного мнения. Тезис Президента РФ - "Верховный Совет - главный тормоз реформ" - работал эффективно, реконструируя конфликт, между главой исполнительной власти и высшим законодательным органом страны не в интересах последнего. Это позволило Президенту настойчиво добиваться Проведения всероссийского референдума о доверии ему лично и о поддержке его политики.

 

Референдумы в западно-европейской политической практике - высшая форма выявления мнения большинства по коренным вопросам политики. В России же и здесь возникают свои проблемы. Сказывается груз длительного господства авторитаризма и диктатуры. Референдум 17 марта 1991 г. за сохранение Союза ССР, его результаты (в РСФСР за сохранение высказались 71% граждан, на Украине - 70%, в Белоруссии - ё3%) были перечеркнуты беловежской тройкой лидеров, объявивших о кончине Советского Союза. Таким образом, мнение меньшинства, в основном не принявшего участия в референдуме, оказалось решающим. Не менее драматическими для судеб российского политического конфликта 90-х гг. стали последствия другого референдума - о доверии исполнительной президентской и законодательной ветвям власти. На первое место были поставлены не результаты, а их проти-

 

Лекция 10

 

воположная интерпретация конфликтующими сторонами. Она органически включалась в структуру конфликта и сыграла определяющую роль в дальнейшем ходе противоборства между властями. Несмотря на то, что большинство принявших участие в референдуме не высказалось за необходимость проведения досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации, президентская команда истолковала итоги референдума как свою победу; курс Президента и правительства по проведению реформ был одобрен. Конфликт теперь приобрел новую фазу остроты; его динамика пошла в направлении к насильственному разрешению. Это и произошло в трагические дни сентябрь-октябрьских (1993 г.) событий.

 

Сказанное выше о неоднозначности результатов применения демократических форм управления конфликтами ("круглых столов" и референдумов) позволяет сделать вывод, что эти технологии, как и прочие, оставляют в политическом пространстве место для неопределенности суждений и оценок конфликтующими сторонами своего положения в политическом противостоянии, о реальности доминирования или же отсутствии его в новой ситуации. Этой неопределенностью стремится воспользоваться сторона, для которой складывается в данное время благоприятная общественно-политическая обстановка. В таком случае орудием разрешения, а скорее прекращения конфликта, становятся не демократические, а административно-властные методы.

 

В любой ситуации политическими силами используются СМИ: и как средства информационной демократии, и как орудие легитимации антидемократических механизмов воздействия на конфликтующих субъектов. В современных условиях ни один

 

Основы конфликтологии 428

 

конфликт, ни одну акцию государственной власти и отношение к ней общества нельзя рассматривать изолированно от влияния СМИ. Между людьми и властью сегодня стоят СМИ. Как они преподносят обществу информацию о характере конфликтных ситуаций и реакции государственных органов, так в большинстве своем закрепляется картина в массовом сознании. По желанию руководителей СМИ и обслуживающих их журналистов, а также тех, кто их оплачивает и контролирует, нагнетаются конкретные конфликты или, напротив, замалчиваются. СМИ конструируют конфликтную реальность по своему усмотрению и заказу сильных мира сего, лишая такой возможности в большинстве ситуаций противоположных агентов конфликта. Информационные средства превратились в многофункциональное орудие воздействия на человека и общество в целом: социальной мобилизации и социального контроля, стимулирования и санкционирования, легитимации действий властных институтов и делеги-тимации и т.д. Роль средств массовой информации настолько возросла, что это дало основание некоторым теоретикам считать их фактором первичным по отношению ко всем другим в структуре общественного процесса. Думается, что в части социализации личности и формирования мотивационной базы массового поведения, такое суждение вполне корректно.

 

Фактор неопределенности, сопутствующий любому конфликту, в особенности политическому, включение в конфликтное взаимоотношение массовой информации, выступающей эффективным средством конструирования субъективной реальности, зависимость действий политиков и политических институтов от символического капитала, формируемо-

 

429 ____________Лекция 10

 

го СМИ, - все это тем не менее не исключает объективных закономерностей политики и политических конфликтов.

 

На волне критики марксизма многие авторы отказались от идеи объективных законов исторического процесса в целом и политики в том числе, считая ее догмой вульгарного исторического материализма. Один из активных пропагандистов такой точки зрения на страницах газеты "Советская Россия" (1997 г.) С.Кара-Мурза обозвал эту идею "песенкой об объективных законах" для интеллигенции, "вбитой в наши головы школой", во многом способствовавшей дискредитации социализма. Здравомыслов А.Г. высказывает по сути ту же мысль, утверждая, что "конфликтно-событийное понимание происходящего" отвергает притязания теоретического разума на сведение частного к общему", "демонстрирует несостоятельность стремления открыть и сформулировать некоторые общие объективные законы происходящего." Эта точка зрения "подчеркивает роль субъективности, а следовательно, оставляет достаточно большое место для непредсказуемости совершающегося".4 Последнее умозаключение автора не вызывает возражения, однако оно ничуть не противоречит признанию объективности законов социальной действительности. И как бы. ни оговаривал автор свою точку зрения тем, что ее не следует понимать как отказ от интеллектуального постижения действительности, ее рационализации, такой отказ в ней потенциально заложен.

 

"Большой запас неопределенности" в конфлик-тогенных взаимодействиях, в реальном их развертывании, безусловно, есть следствие роли субъективного фактора и многообразия взаимосвязанных

 

Основы конфликтологии 430

 

конфликтов или даже их серий. Нелепо было бы отрицать, что в политике зачастую доминирует воля лидеров, партий, элит, бушуют страсти и эмоции. Однако конечный итог политических действий организованных социальных групп определяются все же общими интересами, так или иначе признаваемыми активной частью этих групп. Зависимость политических процессов от общих интересов есть один из объективных законов политики.5 Его признание вовсе не означает, что любой политик, действуя в конфликтной ситуации, осознанно и непосредственно ориентируется на общий интерес. И все же конечный успех умиротворения конфликта или его разрешения обусловлен тем, насколько полно этот интерес отражен в стратегии политика.

 

Объективность законов политики примитивно истолковывать в смысле абсолютной их независимости от действий политического субъекта. Ведь социальные законы, в том числе политические, суть всеобщие и необходимые формы общественных действий людей. Реализоваться иначе, как только через сознание, волю и действия людей, они не могут. Кроме того, людские сообщества, изменяя обстоятельства своей общественной жизни, тем самым создают условия Для возникновения одних законов и блокирования других, способствовавших сохранению и функционированию старой социальной системы. В настоящий период такай процесс характерен для России. Здесь формируется иная, в отличие от советской, политическая система с иными закономерностями, выражающимися, в частности, в моделях либеральной демократии западно-европейского образца. Новое, специфическое не отвергает всеобщего, например, объективной необходимости легитимности политической власти. Изыскиваются

 

431 Лекция 10

 

и реализуются лишь другие формы и методы легитимации. Не отрицаются давно проверенные историческим опытом способы распределения власти и взаимодействия различных типов властей, к примеру, разделение законодательной, исполнительной и судебных властей. Обосновываются и закрепляются законом соответствующие российским условиям формы разделения и институты государственной власти. Наконец, наличие в нашей стране многих общецивилизационных политических конфликтов, в частности между различными ветвями власти, доказывает реальность бытия объективных законов. И это не зависит от поведения тех или иных политиков, стремящихся выдавать свои цели и действия за объективные, безальтернативные, за абсолютную истину.

 

Только на основе знания о закономерностях политических процессов возможно разработать более или менее приближенный к реальности сценарий прогноза конфликтной картины. Здравый смысл - верный помощник научно-рационального сознания, однако заменить его он не в состоянии. Действия методом "проб и ошибок", управление, построенное на базе тривиальных житейских аксиом типа: "поживем-увидим"; "что делается, все к лучшему"; "наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь" - результат здравого смысла, продукт обыденного сознания. В конфликте он также присутствует вне рационального, однако не ускоряет достижение согласия.

 

Сценарий прогноза как необходимый инструмент управления конфликтом служит базой для разработки программы (проекта) действий. Программное мышление по своему существу выступает как проблемное. Программа (проект) - это обозначение

 

Основы конфликтологии 432

 

комплекса проблем и обоснование путей и методов их решения. За проблемами кроются противоречия и конфликты, исход которых до некоторого времени остается непредсказуемым. Составление программы требует разграничения проблемного знания о конфликте и конфликтной ситуации от непроблемного, то есть известного, не требующего дополнительного исследования. Программа слагается из комплекса мероприятий, осуществление которых позволит решать задачу управления конфликтом. В программе может быть заложен ряд вариантов достижения цели, намеченной государственным субъектом. Обсуждение этих вариантов и выбор оптимальных для данных условий и характера конфликтной ситуации представляет собою объект демократического воздействия на процесс управления. Здесь открывается поле для любых дискуссий, теледебатов, "круглых столов", соглашений и разногласий и т.п., что не может подменять профессиональную работу кадров госуправления.

 

Программа, сформулированная с участием общественности и научно выверенная профессионалами, становится стержнем политики в конкретной сфере деятельности государства. Описанная структура программирования политики управления конфликтом - идеал, норма, не всегда реализуемые в жизни, поскольку в процесс вмешиваются многие (объективные и субъективные) корректирующие его элементы. Главным образом, они связаны с незнанием последствий реализации поставленных целей. Познавательный процесс усложняется различием противоречий и конфликта, в частности, в социальной сфере. Социальные противоречия в стране в настоящее время очевидны (о них шла речь выше). Конфликты же намечаются и возникают не во всех

 

433____________Лекция 10

 

регионах. Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что социально-политический конфликт формируется чаще всего в регионах и субъектах Федерации с относительно хорошими по сравнению с другими условиями жизни (например, Краснодарском и Ставропольском краях). Следовательно, традиционный марксистский анализ по принципу "политика есть концентрированное выражение экономики" в этом случае неприменим. Скорее всего полезнее апеллировать к другому тезису (ленинскому): о первенстве политики над экономикой. В конфликтных ситуациях переходного периода этот тезис является теоретическим ориентиром в политическом руководстве. Иное положение в обществе со стабильной экономической и политической системами: здесь экономика выступает основополагающим фактором по отношению к другим сферам, хотя и в границах, заданных спецификой каждой из сфер, а также особенностями социального пространства.

 

Из сказанного вытекают принципиальные выводы, касающиеся некоторых правил регулирования и разрешения конфликтов.

 

Первое. Социально-экономические и политические конфликты в нынешней России прежде всего обусловлены характером политической системы, пришедшей на смену советской системе, несоответствием продекларированной режимом демократичности системы и реальной тенденцией к авторитарности, "демократической диктатуре". Системный кризис в российском обществе имеет свои объективные причины, однако пока доминируют не они, а причины субъективные. Значит, коренным условием управления конфликтами, их регулирования и разрешения является изменение политики и систе-

 

Основы конфликтологии 434

 

мы в направлении обеспечения согласования интересов социальных групп и их возможно максимального в данной исторической ситуации удовлетворения.

 

Второе. Противоречия в сфере интересов были и остаются основным источником конфликтов. Велико значение осознания их людьми. Конфликт интересов не разрешается только путем "переосмысления" интересов участников конфликта. Объективная сторона интересов, будь то общественных или личных, переформируется, а затем может быть переосмыслена, если изменяется их действительная основа - социально-политическое бытие. Тогда устраняется и предмет конфликта.

 

Третье. Регулирование и разрешение конфликтов становится реальностью при соблюдении демократического принципа большинства, но также при уважении интересов меньшинства, даже в случае, когда меньшинство оказалось стороной, проигравшей в конфликте.

 

Четвертое. Управление конфликтами дает ожидаемые результаты при условии соответствующего правового обеспечения демократических и прочих технологий, включая применение государственного принуждения. Принудительные методы погашения конфликта на неправовой основе приводят к новым конфликтным ситуациям, во многих случаях еще более болезненным для общества, чем прежние.

 

Политика и конфликты

 

В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от дру-

 

435 _____Лекция 10

 

га, а так или иначе взаимосвязаны. Система определяет характер конфликтов (скажем, антагонистический или неантагонистический), их типичную структуру и динамику, основные технологии управления. В свою очередь, свойственная данной системе совокупность конфликтов образует ее конструктивно-созидательный или разрушительный потенциал. Поэтому системный подход к государственному управлению конфликтами так же необходим, как и в целом к социальному управлению. Проблема в том, как его обеспечить.

 

На наш взгляд, драматическая история нашей страны в последнее десятилетие дала материал для решения этой проблемы. Политика как система государственной власти и основное направление ее деятельности - вновь стала первенствующим фактором во всех решающих коллизиях государства и общества. Вопреки догматически трактуемым материалистическим постулатам экономическая система начала разваливаться под воздействием в первую очередь не экономических, а политических конфликтов. "Война суверенитетов" взяла верх над экономической необходимостью сохранения десятилетиями складывавшихся экономических отношений и единого экономического пространства. Мало того, политический фактор, в частности политические споры между лидерами теперь уже суверенных государств, бывших советских республик, парализовали восстановление не только единой экономической, но и других систем взаимоотнршений и связей, а также общего правового и информационного пространств.

 

Реальная картина общественно-исторического процесса на территории бывшего Советского Союза и влияния на него политики не осознается правя-

 

Основы конфликтологии

 

щими кругами, а скорее всего игнорируется. За последнее время они с упорством, достойным лучшего применения, стремятся убедить общество в том, что политика якобы напрочь отделена от экономики, что политические конфликты, равно как социальные или идеологические, не следует рассматривать и оценивать сквозь призму характера политического режима и его курса. Даже, как говорится, "чистые" государственные политические институты (законодательной и исполнительной власти, включая правительство России) характеризуются как институты, призванные заниматься конкретными делами а не политикой. Поистине бывшие завлабы, пришедшие к власти в результате политического переворота, забыли о своей "альма матер" (матери, их породившей).

 

В современном обществе, тем более в таком политизированном, как нынешняя Россия, нет другого универсального интегрирующего факторе, как политика, равного по своему характеру и эффективности воздействия на любые социальные конфликты. Именно она выступает системообразующим звеном, оставаясь в конечном счете по своей природе концентрированным выражением (непосредственным или опосредованным) общественных экономических, социальных интересов и духовных ценностей больших социальных групп.

 

Политические конфликты, как свидетельствует опыт нашей страны, являются определяющими по отношению к другим и в совокупности с ними составляют зону, в которой могут возникать и действовать последние.

 

Подчеркивая взаимосвязь политических конфликтов с иными социальными, было бы ошибочно политизировать любые из них. Безоговорочная полити-

 

437____________Лекция 10

 

зация в данном случае так же далека от истины, как и деполитизация любого конфликта, будь то макроконфликт или конфликты, возникающие на уровне субъектов Федерации, конфликты внутри институтов высшей госвласти или местного самоуправления.

 

Политический процесс, курс государственной политики - общее условие, тот, образно говоря, кислород, который наполняет жизненной силой действия технологий управления. Поэтому каждая группа конфликтов требует наряду с общим политическим курсом разработки соответствующей политики, создающей благоприятную основу для их регулирования и снятия (или же стимулирования). Конфликт должен быть точкой отсчета, исходной категорией анализа и разработки стратегии и тактики руководящей политической деятельности.

 

К примеру, экономические конфликты, коими перенасыщена страна, в большинстве своем не сглаживаются и не разрешаются, а множатся и обостряются в силу того, что экономическая политика ориентирована на стимулирование противоречий между интересами широких масс трудящихся и обогатившейся за счет присвоения госсобственности кучки новорусской буржуазии. Нынешний кризис экономики - концентрированное выражение ее конфликтного состояния. Никакие демократические технологии, правовые и прочие методы без использования материальных ресурсов и средств, не помогут преодолению кризисной ситуации. Нужна хорошо продуманная антикризисная программа развития самой экономики, то есть экономическая политика, предусматривающая реальный прогресс производительных сил общества. Она и будет орудием преодоления всеобщей конфликтной ситуации в стране, наряду с другими видами политики.

 

Основы конфликтологии

 

Острейшие социальные конфликты, сотрясающие российское общество в настоящее время, не исчезнут сами по себе, если партия власти будет глушить недовольство одних слоев населения путем ущемления интересов других. Только социально-политическая стратегия, рассчитанная на перспективу, имеющая под собой необходимую экономическую базу, осуществляемая не на словах, а на деле, может стать реальным и эффективным орудием регулирования и разрешения социальных антагонизмов, порожденных капитализацией общества.

 

Теперь уже большей части здравомыслящих рядовых граждан и даже политической бюрократии понятно, что развитие национально-этнических конфликтов с их разрушительными последствиями невозможно предотвратить как путем критики так называемого тоталитаризма бывшего советского режима, так и военными средствами. От государства требуется прагматическая национальная политика, которая бы способствовала и даже обеспечила возможность контролируемого и ограничено терпимого для государства и общества уровня состояния межнациональных противоречий и последующего их преодоления на взаимоприемлемой для этносов основе. Такую политику не могут разработать ни отставные генералы, ни бесправные и безликие министры. Это дело Федерального Собрания и Президента РФ. К сожалению, пока россияне являются свидетелями бессистемных политических акций, объективно противопоставляющих одни этнические группы другим: бывшие репрессированные народы - не подвергавшимся репрессиям, так называемые коренные национальности - некоренным.

 

Не справившись с конфликтом, возникшим между Россией и Чечней, между федеральным центром

 

439____________Лекция 1О

 

и чеченской националистической верхушкой власти, Президент РФ пошел на открытое военное его подавление. Трагические результаты и позорные последствия чеченской войны известны. Теперь предпринимаются разнообразные усилия, чтобы в малой доле сгладить военное поражение мирными средствами, вернуться к цивилизованным формам и методам преодоления образовавшегося в результате войны чудовищного отчуждения одного из народов России от российского сообщества и государства. В случае сохранения кризисной ситуации в межнациональных отношениях государство не гарантировано от возникновения новых "горячих" точек и даже зон на российском политическом пространстве.

 

Широко признанным фактом стал конфликт между СМИ, в первую очередь телевидением, и духовными потребностями большинства народа, его национальными традициями и культурой. Свобода слова, о которой так долго твердили демократы-реформаторы, чаще всего используется СМИ для прикрытия морально-психологического насилия над людьми и навязывания массам чуждых им образа мыслей и поведения. Это сопровождается вытеснением национальных культурных ценностей, искусства, традиций. СМИ превращены в супероружие против культуры. В последние годы они занялись внедрением в массовое сознание иррациональных мистических и мифических идей, представлений и переживаний, религиозных суеверий. Пропагандируется псевдонаука, полунаука и антинаука. Одновременно под видом критики марксистской коммунистической идеологии дискредитируется научное мировоззрение. Тем самым миллионы людей насильственно отброшены на архаический уровень со-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.