Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

СОДЕРЖАНИЕ


 


ПРЕДИСЛОВИЕ



 


Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ П86 Под ред. проф, А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.— 352 с.

ISBN 5-305-00111-0.

В учебнике изложены основы психологии труда в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Подробно рассмотрены основные раз­делы психологии труда, ее главные направления, проблемы, задачи. Особое внимание уделено современным исследованиям в области пси­хологии труда.

Учебник состоит из четырех основных разделов: общей характерис­тики психологии труда (ее предмета, объекта, метода, задач, принципов и др.); основ психологии профессиональной деятельности как главного предмета психологии труда; психологии субъекта профессиональной де­ятельности; «прикладной» психологии труда (профессиональная под­готовка, профессиональный отбор и ориентация, профессиональное кон­сультирование и др.). Представлен подробный терминологический словарь основных понятий психологии труда.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям вузов, а также практическим работникам, занимающимся вопросами науч­ной рационализации профессиональной деятельности.

УДК 159*9(075.8) ББК 88.4я73


Глава 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА................ 10

§ 1. Предмет и задачи психологии труда {Карпов AJB.) ............ 10

§2. Методы психологии труда {Орел BJS.)................................................................................................... «14

§3. История развития психологии труда (Субботина JTJD.)................................................................................................ ..*..... 31

§4. Место психологии труда в системе наук и ее основные
методологические принципы (Башаева Т.В.)....



«*,«. ? ♦ •...

Глава 2.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...... ....... 51

§1. Понятие профессиональной деятельности (Карпов A3.) .....,..**..... 51

§2. Психологическая структура профессиональной деятельности

§3,Основные типы и виды деятельности (Карпов АЛ.) ................................................................................................................ ... 68

§4. Психологическая структура совместной деятельности

§5. Психологические механизмы формирования деятельности

§6. Физиологические основы трудовых процессов (Мышкин ИЖ>.) .... 98


 


ISBN5-305-00111-0


Коллектив авторов, 2003 ООО * Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

Серия «Учебник для вузов» и се­рийное оформление. ООО «Изда­тельство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003


Глава 3.

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

••••••••••• ■•••••••••#••••••♦••»•••. .

§1. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
(Конева EJB., Субботина JIJD., Черемошкина ЛЗ.)............... 113

§2. Регулятивные процессы в структуре профессиональной

деятельности (Кпрпов А*В,)................... •.............. ..-...... *•.................................................................. ,*• 144



СОДРЖАНМ


} "'-'г


 






*• «а** • *
! ■ fill 1

9ЯО «...••• 4U? \274 281
•*•*.••*•*••••••••»».*.

§3. Коммуникативные процессы в структуре профессиональной
деятельности (Конева JSJJ3.)............................

§4. Способности как факторы профессиональной деятельности (Черемошкина J7J3.)........

§5. Понятие профессионально важных качеств деятельности
(Карпов AJB.)............................ .....i..... .••«....,•;••••••••••••..•

§6. Функциональные состояния как регулятор профессиональной

§7; Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной

§8. Мотивация -трудовой деятельности (Субботина Л JO.)

.*,... - . ■ ■ ' ■ . ■■■ ■ " ■ ■ . . ■

«•••*•

§9. Шшп^е коллективного субъекта профессиональной деятельности §10.Развитие личности профессионала (ОрелВЛ.)

Глава 4,

ПРГОСЛАдаАЯ^П

..........

§1 f Профессиональный отбор (Маркова JEJJB.)...

§2. Профессиональная подготовка (Субботина ЛJO.)

§3. Профессиональная ориентация (Орел ВJK-)..

§4* Профессиональное консультирование (Скитяева ЦМ.)

§5. Профессиональная аттестация (Разумовская ОМ.) ..................

§6. Основы техники безопасности и психология труда (Субботина ЛJD.) ......„,;....•..

. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов {Скитяева

СЛОВАРЬ

§7, Проблема рационализации трудовой деятельности


Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества» затронули и сферу профес­сиональной деятельности человека, и сферу общественного разделения труда, В условиях нашей страны тесно взаимо­действуют глобальные тенденции развития производитель­ных сил и специфические российские закономерности и осо­бенности. Все это кардинально меняет и значительно усложняет как профессиональную деятельность в целом, так и большинство ее конкретных видов.

Отсюда — принципиальные сложности, с которыми стал­кивается в настоящее время психология труда как область знания и как психологическая дисциплина. Их сущность как раз и стоит в том, что мир труда, содержание и структура профессиональных деятельностей, система общественного разделения труда -1— все это принципиально, качественно изменилось и продолжается меняться. Трансформируется сам объект этой науки, что не может не сказываться на всем ее содержании, на ее принципах и общих подходах. Однако традиционная структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и П|юдрлжащ сохранять, свою преобладающую связь с теми видами профессиональной деятельности» которые уже утратили или утрачивают свою ведущую роль в общественном разделении труда. Это, как правило, относительно простые виды профессиональной де­ятельности, которые легче изучать, на которых проще уста­навливать те или иные психологические закономерности. Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведения в соответствие содержания психологии труда и мира профессий, ее объекта и ее предмета, придания этой науке более диверсифицированного и широкого характера, адекватного современным реальностям. Это очень сложная комплексная задача, причем не только собственно научная, но и дидактическая. Она со всей остротой проявляется в учеб­ной литературе. Традиционная — классическая психология труда, отраженная в соответствующих учебниках, базирует-


ПРЕДИСЛОВИЕ


ЛКДИСЛМИЕ


 


ся, как уже говорилось, на более простых (но и более изучае­мых) видах профессиональной деятельности. Современный же мир профессий открывает иные реалии, диктует другие требования, связанные с необходимостью изучения нетради­ционных для классической психологии труда видов деятель­ности. Именно с ними в первую очередь столкнется большин­ство выпускников вузов. Преодоление этого противоречия составляет наиболее общую ив то же время наиболееслож­ную, актуальнейшую задачу развития психологии труда..

Среди глобальных изменений, происходящих в обществен­ном раздел ейии труда, необходимо в первую очередь отметщъ следующие трансформации. Это и появление совершенно но­вых видов профессиональной деятельности, которых просто не было еще несколько лет назад, причем именно оди характери­зуются наибольшей сложностью и «психологичностью»«Это и исчезновение многих —■ отживших (или отживающих) свой век — профессий. Это и изменение пропорций в соотношении разных типов деятельности — выход на доминирующие пози­ции одних из них и утрата лидирующего положения другими. Наконец, это существенное изменение самого содержания боль­шинства видов профессиональной деятельности в направлении его усложнения, ужесточения требований и к ее процессу, и к результатам, а также и к условиям выполнения.

Указанные изменения взаимодействуют с теми специфи­ческими особенностями, которые присущи нашей стране, нашей экономике и обусловлены русским менталитетом и особенностями российского общества. Они также обостри­лись в последнее время в связи с известными трансформаци­ями самого нашего общества. Во многом они затрагивают основную сферу человеческого бытия — его профессиональ­ную деятельность. Так, под влиянием всех этих изменений структура и содержание отечественной психологии труда вынуждены резко расширяться за счет включения таких тем, которые были ранее совершенно несвойственны этой науке. В частности, обострение конкурентных отношений на рын­ке труда и появление скрытой и явной безработицы ставят целый комплекс связанных с ней психологических проблем: профессиональной консультации безработных и их трудоус­тройства, профессиональной переподготовки и при необхо­димости— психокоррекционной работы. Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения при-


водят к резкому изменению удельного веса f акйх профессий, которые также были не характерны для отечественной прак­тики (например, профессии менеджера, предпринимателя). Они не укладываются в традиционную отечественную пси­хологию труда, но не перестают от этого быть именно вида­ми профессиональной деятельности, причем наиболее слож­ными, ответственными.

Важным направлением происходящих изменений, в ко­тором переплетаются и глобальные тенденций* и специфи­ческие (отечественные) особенности, явЛяетсй изменение пропорции между Двумя основными классами профессйб-нальной деятельности — субъект-объектнъщ и с^гбъёкт-субъектным. Если в течение очень большого исторического периоДа явно доминировал первый из них, тб в середине •-*-конце XX в. произошел явный перелом в пользу второго, и эта тенденция с развитие^ общества только усиливается. На первый план выходят именно субъект-субъектные виды деятельности, в которых предметом труда человека являет­ся другой человек (педагогическая, управленческая, орга­низационная, предпринимательская, врачебная, маркетин­говая и др.). Они становятся доминирующими в предмете психологии труда.

Постепенно, достаточно медленно, меняется отношение и к самому труду. Труд как повинность, хотя и декларирован­ный как «свободный и желанный», постепенно начинает осознаваться значительной частью общества объективно и трезво — в качестве средства, которое дает ровно такую от­дачу, насколько хорошо (или плохо) это средство будет ис­пользовано. В результате такого переосмысления многие представители наиболее квалифицированных видов профес­сиональной деятельности приходят к необходимости изыс­кания средств для повышения эффективности своего тру­да. Одним из них как раз и является знание собственно психологических закономерностей. Тем самым психологи­ческие знания о труде способствуют повышению професси­ональной компетентности. Последняя является основным фактором, главной производительной силой индивидуаль­ного труда. Поэтому, способствуя развитию профессиональ­ной компетентности, психология труда также выступает фактором повышения эффективности профессиональной де­ятельности.


ПРЕДИСЛОВИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


В обществе, в его образовательных структурах меняется отношение к психологическим знаниям в целом, и к приклад­ной психологии в особенности. Знания об основных психоло­гических закономерностях, о психологических основах про­фессиональной деятельности рассматриваются сегодня как необходимый компонент общей культуры личности специа­листа любого профиля, В силу этого психологические дисцип­лины, и в частности психология труда, получают все большее распространение в структуре учебного процесса факультетов, не только психологического, но и других профилей.

Из всего этого следуют два основных вывода: все проис­ходящие сегодня социально-экономические изменения схо­дятся на одном и том же — необходимости возможно более полного и глубокого использования знаний о психологии деятельности и ее субъекта, основу чего составляет психо­логия труда; эти изменения одновременно бросают вызов самой классической, традиционной психологии труда— переориентируют ее на иные, новые профессии, на иные про­блемы, направления и области изучения; не отменяя преж­ней — классической психологии труда, новая психология профессиональной деятельности должна ответить на этот вызов. Это стратегическая задача развития психологии тру­да, и ее еще предстоит решить.

Рассмотренные особенности современного состояния пси­хологии труда нашли отражение как в общей композиции книги, так и в содержании ее разделов, при этом за прихоло* гией труда был сохранен статус базовой психологической дисциплины— своего рода теоретической основы для иных, «отраслевых психологии». Понимание психологии труда как общей психологии, но преломленной сквозь призму практической деятельности, позволило решить две задачи. Во-первых, избежать размывания границ психологии тру­да, когда она в силу расширения своего предмета становит­ся максимально широкой, но одновременно с очень неопре­деленной областью научного знания. Во-вторых, определить специфику психологии труда как научного психологическо­го направления. Она должна быть общей прикладной пси­хологической дисциплиной. Это общая теория профессио­нальной деятельности и ее субъекта; только так можно отграничить ее предмет от других прикладных дисциплин, избежать поглощения психологии труда такими комплекс-


ными научными направлениями, как организационная пси­хология, индустриальная психология и др. В силу этого при подготовке данной книги намеренно делался акцент именно на соответствующих общих и теоретических вопросах при­кладной психологии профессиональной деятельности и ее субъекта. Три из четырех ее глав посвящены тому, что мож­но условно обозначить как общая психология труда. Это гла­вы, посвященные общей характеристике психологии труда (ее предмета, объекта, методов, принципов, места в системе наук и др.); общей психологической структуре деятельности (ее сущности, психологическим компонентам, закономерностям организации и функционирования, психофизиологическим основам, генезису и др.) и психологии субъекта деятельности (психических процессов как регуляторов трудовой деятель­ности, психических свойств и способностей, психических со­стояний, мотивации и др*)- В четвертой главе рассматрива­ются основные направления прикладной психологии труда — профессиональные отбор и подбор, ориентация, подготовка, консультирование, а также психологическая рационализация и оптимизация деятельности и



Глава1.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития, явля­ется совершенствование способов и форм, которыми оно про­изводит необходимые для своего существования и развития средства, продукту Существуют два принципиально раз­ных, хотя и взаимообусловленных пути ее решения. Пер­вый — технологический, состоящий в неуклонном техноло­гическом совершенствовании, в прогрессе средств труда как таковых. Это базисный процесс развитии производительных сил общества. Второй ■ — организационный, связанный с со­вершенствованием уже не столько технической стороны трудовой деятельности (т. е. ее объекта), сколько с познани­ем особенностей самого субъекта труда — человека, с необ­ходимостью раскрытия и учета его физиологических, биоло­гических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особеннос­тей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация. Система субъективных особенностей очень разнообразна; в нее входят не только психологические характеристики человека, но и иные его особенности. Их ком­плекс обозначается понятием человеческого фактора трудо-вогр процесса. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда. Трудовая деятель­ность является общим объектом изучения для таких дисцип­лин, как, например, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Каждая из них, используя свои специфические средства, методы и знания, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности, ее гуманизацию, на повышение ее эффективности. Психология труда использует в этих целях всю систему данных, которой


с?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.