Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предмет и задачи психологии труда

располагает современная психология, как общая, так и «от­раслевая».

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулиру­ют трудовую активность субъекта и реализуютее в испол­нительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Сфера психологии труда очень широка, а ее границы
с иными психологическими дисциплинами достаточно ус­
ловны. Психология труда ^~ это, по существу, конкретиза­
ция всей психологии по отношению к важнейшей стороне
человеческого бытия — труду. у .

Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи. Во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности. Во-вторых, гумани­зация трудовой деятельности и содействие развитию личнос­ти в ней. Решение этих задач возможно лишь в том случае, если будут созданы теоретические и практические предпосыл­ки для решения иных— более частных, но также очень з?а-чимых — задач психологии труда. В настоящее время суще­ствует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии тру­да на теоретические (исследовательские) и прикладные (тер­минальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психо­логическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и *руда с общепсихологйческой про­блематикой. Е числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

• исследование особенностей психических процессов
(ощущения, восприятия, внимания, представления, памя­
ти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельнос­
ти и их развития в деятельности;



• изучение основных психических свойств субъекта тру­
довой деятельности и их структуры как факторов организа­
ции трудовой деятельности и ее эффективности;

• изучение особенностей и структуры функциональных со­
стояний в трудовой деятельности (так называемых пракси-
ческих состояний), а также их связи с динамикой трудового
процесса и его эффективйост|да;



"V v


Гмм!. ОЩМХЛРШтКЖА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


§1. Продилг и ми*ш психологии ipyjp


 


       
 
   


исследование закономерностей развития личности в тру­
довом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерми­
нации (обусловленности) личности и профессии;

изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; рас­
крытие основных закономерностей формирования и развития
системы профессиональных мотивов личности; установление

отивационной системы личности на эффективность еятельности; разработка на этой базе психологичес-анной системы стимулирования труда; ше эмоционально-волевой сферы личности как ре­гулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности — ее стрессустой-

• раскрытие психологического содержания, состава,
структуры и механизмов трудовой деятельности на основе
общепсихологических представлений, сформулированных в
теории деятельности;

разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой дея­тельности; установление закономерностей структуры спо-

субъекта и нх развитие в процессе овладения де­
ятельностью; ;/: ■ ;,•:..:-.,. : ■-^^■^к:^ ' =. ,-

к исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «орга­низационной среды» деятельности и влияющих на эффек­тивность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе пси­хологического изучения и оптимизации трудовой деятель­ности. Наиболее типичными и важными среди прикладных

еоретико-психологических основ и конкрет­ных прикладных процедур профессионального отбора; (£\ • развитие исследований и разработок по важнейшей при­кладной проблеме — проблеме профессиональной ориента-

ции личности; • ./;;.;,<_ ;.. ; ::,/.;:,: У,,.;,,г^К

ф • оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом; ■ ^

• психологическая рационализация и оптимизация содер­жания и условий профессиональной деятельности на основе






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.