Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История размшм психологии труда


 


!

,\

II


ального менеджмента. В основе концепции Мэйо лежат сле-| дующие принципы:

• человек представляет собой социальное животное, ори
ентированное и включенное в рамки групповых взаимоот­
ношений;

> жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его сво­бодой;

• руководители промышленности должны ориентировать-;
ся в большей степени на людей, чем на продукцию. "

Наконец, в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа до военной авиации», посвященная профессио­нальному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и ин­дустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учеб­ник «Индустриальная психология», первый в ряду методо­логических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занима­лись проблемами, связанными с изучением трудовой дея­тельности. В1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из кото­рых занималась прикладными исследованиями в военной сфере.

Европейская психология в исследовании трудовой дея­тельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие вид­ные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восста­новление организационной и индустриальной психологии началось только в 1950-е гг.



Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов органи­зации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера (1920 г.), явилось основой для круп­ных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые про-


•г"

граммы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.

Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической наукц в Евро­пе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой дея­тельности перешло к США. Американская научная литера­тура до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.

f I

Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой де­ятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление — организационная психология, в которую переходят многиепроблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. I Психология труда, в основном, занимается частными вопро­сами организации трудового процесса, особенностями инди­вида, эргономическими аспектами труда; организационная! психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

Развитие психологии труда в России

Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик в научной России. Для отечественной психологии традиционно были характерны тесные связи с немецкой наукой. Большинство известный отечественных психологов учились психологии в Германии. Возникновение нового научного направления (психотехники) было актив­но поддержано в России. Однако исследования в области пси­хологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и пси­хологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопроса­ми занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бех­терева. Развивая идеи «социальной наследственности», В.М. Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и дей­ствий, психологических состояний в труде, личности и мо­тивации. Исследованием трудовой деятельности занимались и представители идеалистического направления. Г.В. Чеп-


Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


 


 


ланов развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил основные задачи психотехники в России:

исследование волевого компонента в труде;

приспособление машины к человеку;

исследование психологии рабочего;

определение профпригодности.

Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособно­сти и утомления, развития способностей и стимуляции тру­да. Эти и другие вопросы разрабатывались многими круп­ными учеными, но все разработки были разрозненны. Подлинный расцвет цсихотехническое направление в Рос­сии получцло после 1917 г. Руководители Советской России предоставили большие возможности для развития науки, как им казалось, в наибольшей степени соответствующей основной идеологической посылке — «гегемонии пролета­риата».

Первым организатором и руководителем психотехничес­кого направления в Советской России был И.Н. Шпильрейн (1891—1941). Профессор психологии И.Н. Шпильрейн по­лучил психологическое образование в Германии, сотрудни­чал с В. Штерном. В своих работах он уделял основное вни­мание методологическому аспекту психотехники. Им была сформулирована задача: «на основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки» с целью использования законов человеческого поведения для обеспечения наиболее эффективной работы. Собственно орга­низационное оформление психотехники в России приходит­ся на 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной I организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦЙТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лабора­тории» под руководством А. Толчинского исследовались про­блемы утомления» волевые компоненты трудовой деятель­ности, упражняемость двигательных функций.

По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах. Особую известность приобрел Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю. Сыркин, М.М. Рубинштейн и др. С1922 г. самостоятельно и при боль-38


шинстве институтов и организаций, связанных с исследова­нием трудовой деятельности, были организованы психотех­нические лаборатории, например, при Московском психоло­гическом институте, Институте охраны труда, Институте профессиональных болезней и т. д. В 1927 г. создаётся Все­российское психотехническое общество.

Активно формировались не только организационные, но и информационные связи. Отечественные исследователи уча­ствуют в различных международных и внутрироссийских конференциях, съездах, семинарах. В1931 г. ежегодная Меж­дународная психотехническая конференция проводится в Москве, что явилось показателем высокого признания: За­слуг отечественных ученых в деле развития псйхо^хнййси. За десять лет было опубликовано более 400 книг й статей по вопросам психотехники. Издается ряд специальных журна­лов, бюллетеней и психотехнических отчетов. Особенно из­вестен журнал «Советская психотехника», выходивший с

По 1936 гг.

Проблемы, которыми занимались отечественные психотех­ники, были весьма разнообразны. Общие вопросы рационали­зации физического и умственного труда, профессиографичес-

Профессий, гигиены труда

способностей, диагностики, социальной инженерии разраба­тывались глубоко и плодотворно. Прикладная проблематика включала исследования функциональных состояний личнос­ти в трудовом процессе, психологических аспектов аварийно­сти, проектирование орудий труда, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, организацию профкон-сультаций и т. д. Особенно много прикладных исследований было посвящено разработке и применению профессиональных тестов и тестовых программ. Известность приобрел и такие уче­ные, как С.Г. Геллерштейн, М.А. Юровская, М.Ю. Сыркин, К.Х. Кекчеев, Н.А. Бернштейн, А.П. Болтунов и др.

В целом, достижения психотехники были впечатляющи, особенно своей массовостью. Но вместе с тем в развитии на­правления, как и любой другой молодой науки, наблюдались и определенные сложности. В частности, для психотехни­ков характерен был эклектический подход к пониманию ос­новных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механическая трактовка профессионального поведения. Все это привело к кризису


Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


§3* История (кшцпмя психологии труцо


 


                           
 
   
 
     
   
 
   
     
     
 
 

I 1

}

I I i i

н


направления. В 1931 г. И.Н. Шпильрейн опубликовал ста­тью «О повороте в психотехнике», в которой попытался дать критический анализ современного состояния психотехники, предостерегал от безответственного использования тестов.

К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление ; вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и сво­бодную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как винтика в го­сударственной производственной системе. Она, по мнению руководителей партии, не имела право на существование. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педагогичес­ких извращениях в системе Наркомпроса», резко критико­вавшее и психотехнику. При сложившейся в тот период об­становке в государстве подобная критика являлась сигналом к началу репрессий в соответствующей сфере. В последую­щие три года исследования по психотехнике были сверну­ты, организационные структуры ликвидированы, уничтоже­ны публикации, многие психотехники репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой дея­тельности были приостановлено, был прерван научный ин­формационный обмен с зарубежными учеными.

Отечественные психотехники внесли большой вклад в ис­следования по изучению трудовой деятельности. Мвогие конкретные разработки актуальны и по сей день. Эти иссле­дования внесли Свою лепту в развитие психологии труда, да­вая новые импульсы ее развития.

Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Вы­делились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная область психология труда. Исследования j в большей степени стали концентрироваться в области пси -хологии управления.

Отечественные исследования трудовой деятельности во­зобновились й 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х. Появились новые имена: Ю.В. Котелова, В.Н. Мя-сищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышева — еще ученики пси­хотехнической школы, а также И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, Е.А. Милерян, Д.А. Ошанин, Д.Ю. Панов, В.Д. Шадриков и многие другие. Характерная особенность нового периода в 40


развитии отечественной психологии труда — перенос вни­мания на общетеоретические вопросы, в то время как приклад­ные исследования концентрируются в области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессио­нальное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудо­вого процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда (НОТ). Своей задачей ее сторонники ставили разработку

, трудовой деятель-

ности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных дей­ствий, изучение механизмов формирования субъективного от­ражения. Анализ внешней системы труда нашел свое отраже­ние в социологической теории раз деления труда, концепциях, объясняющих природу и механизмы дифференциации трудо­вой деятельности.

В 1970-е гг. сформировались четыре направления, по ко­торым осуществляли основные исследования трудовой дея­тельности:

психофизиологическое направление. Концентрирует
изучение функциональных состояний в труде, таких как ра­
ботоспособность, стресс, утомление, монотония;

инженерно-психологическое направление изучения воп­
росов «человек — машина». В его рамках шла разработка
системотехнических и психологических принципов проек­
тирования деятельности оператора с учетом психологичес­
кого обеспечения надежности человека;

эксплуатационное направление по исследованию надеж
ности систем управления. Разработка оптимальных режи­
мов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация
контроля и многие другие практические вопросы психоло­
гии труда являются приоритетами этого направления;

педагогическое направление. Объединяло работы по про­
фессиональному обучению, профессиональному отбору и

Системе аттестации.

Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Антропоцентри­ческий подход, предложенный Б.Ф. Ломовым, позволил


Гяаша IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.