TИстория розшлпм психологии трудо
выявить приоритетное положение субъекта в системе «человек — машина» и вывести проблему оптимизации трудовой деятельности на новый уровень. Особое значение для анализа вопросов психологии труда имело использование системного подхода. Представление о системной организации субъекта труда и трудовой деятельности в целом помогло раскрыть принципиально новые закономерности и феномены психической организации деятельности. В частности, Б.Ф. Рубахин разработал струк:турно-авристическу1ркон-цепцию послойной переработки информации оператором; В. Щ. Щадр#ков — концепцию системогенеза труд овой де-яте^ьцрстй;9. А. Бодров установил феномен совмещенной деятельности и разработал структурно-динамический подход к профессианадьному отбору операторов; Д.А. Ошанин раскрыл механизмы формирования оперативного образа и создал концепцию оперативности отражения; А.А. Крылов разработал концепцию «включения»; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко — принцип активного оператора; Е.А. Климов — представление об индивидуальном стиле деятельности и создал классификацию профессий. Параллельно с исследованием собственно (системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, а также методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в трудовой деятельности.
iSf$O-e гг, привели к окончательному статусному оформ-леншо психологии труда. 1970—1990-е гг. ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Это, прежде всего, кафедры психологии труда в Ленинградском и Московском университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и ряд других. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные научные направления/Следует особо отметить создание ряда научных школ, плодотворно развивающих перспективные идеи в области проблем психологии труда.
В Московском университете разрабатываются теоретические и методологические проблемы деятельности в русле идей 42
Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Яркие достижения в области психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В.П. Зинченко, Е.И. Ивановой, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой, Ю.К. Стрелкова и др.
Плодотворно развивают идеи Б.Г. Ананьева и В.Ф. Ломова в Санкт-Петербургском университете. Разработку методологических вопросов в рамках системного и информационного подхода ведут А.А. Крылов, Г..В. Суходольскндй, А.И. Нафтульев, В.Л. Марищук и их ученики.
Большая работа в области психологии труда иорганизационной психологии проводится в ярославской психологической школе. Начиная с работ В,Д. Шадрикова, посвященных разработке концепции системогенеза профессиональнЬй деятельности, исследования ярославских психологов охватывают практически весь спектр проблем психологии труда. Это и обобщающая психологическая концепция профессиональной деятельности (А.В. Карпов), и проблема профессиональных способностей (Н.П. Анисимова, Л.Ю. Субботина, Л.В. Чере-мошкйна), и проблема профессионализации субъекта (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел), и проблема профессиональной психодиагностики, и многие другие.
Институт психологии РАН является одним из ведущих центров фундаментальных и прикладных исследований в области психологии труда и инженерной психологии. Исследовательские проекты, начатые под руководством Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, К.К. Платонова, Ю.М. Забродина, В.Ф. Рубахина, активно продолжаются в работах современных ученых. Проблемы психической регуляции деятельности отражены в исследованиях А.В. Брущлинского, В.А. Бодрова, А. Л. Журавлева, В,Н. Дружинина, Л.Г. Дикой, Ю.Я. Голикова, Д.Н. Завалишиной, А.Н, Костина и их учеников.
На сегодняшний день психология труда — это наука, решающая различные прикладные проблемы, например, отбора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; проектирования средств предъявления информации; планирования организационных изменений и т. д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рамках той или иной организации. Область исследований психологии труда и организационной психологии объединяет
Глава V. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
.*
§4. Место психологии труда ■ системе наук и ее основные методологические принципы
все исследования» связанные со сферой труда и деятельности профессиональных организаций.
Литература
Бодрое В А. Психология профессиональной деятельности // Современная психология: справочное руководство. — М., 1999.
История советской психологии труда: хрестоматия. — М.г 1983.
Климов Е А., Йоснова О Т. История психологии труда в России: учеб. дособие. —- М., 1992.
Котепова Ю.В. Очерки по психологии труда. — М., 1986.
Леонова AM., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестома тия). — М., 1995. ' * ■ '
Попов АЛ. Теория и организация американского менеджмента. — М., 1991.
Человеческий фактор. В б-ти тт. Т. 1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ. / Ж. Кристенсен и др. — М„ 1991. '
Шпилърепн ИД. Работы лаборатории промышленной психотехники. — М., 1924.
Вопросы для самопроверки
|