Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип — трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполня­ет предметообразующую функцию по отношению к психоло­гии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих нау­ках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории сийтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию по­нятия деятельности — функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуаль­ной деятельности является своеобразной квинтэссенцией все­го трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только ос­новным предметом, но и своеобразным средством — методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особен­ность: она характеризуется двумя сторонами — внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непос­редственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержа­нию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в це-





Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

лом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

Для того чтобы составить адекватное представление о со­держании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей боль­шинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а име­ют статус общенаучных понятий и даже междисциплинар­ных категорий. Категория деятельности; наряду с иными основополагающими психологическими понятиями — со­знания , личности, поведения, общения и другими, — яркий пример этого. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность— это индивидуаль­ная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личностив существующую систему разделения труда.Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получа­емых в ней знаний обозначается как принцип комплекснос­ти визучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психо­логия.

Другой общей для основополагающих категорий психо­логии особенностью является то, что они представляются на первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомы­ми и обыденными. Типичный пример этого — деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержании.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятель­ности как психологической и общенаучной категории, пе­рейдем к более детальному рассмотрению его собственно пси­хологического содержания. В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мне­нию авторов данного издания, является следующее опреде­ление деятельности: деятельностьэто форма активного отношения субъекта к действительности, направленнаяна достижение сознательно поставленных целей и связанная


{1. Понятие профессиональной деятельности

с созданием общественно значимых ценностей или освое­нием социального опыта.Преимущества данного определе­ния (существует и много других) состоят не только в его дос­таточной полноте, но ив том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо — это подвести определяемое под некоторую более общую катего­рию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помо­щью которой определяется деятельность, выступает общепси­хологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалисти­ческих определений деятельности, одновременно создает ос­нову для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех раз­новидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность — это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отноше­ние продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изде­лия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основ­ных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность — этр такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и ди­намики. И в этом заключается важнейшее отличие деятель­ности от иных форм активности человека (например, от им­пульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо про­дукта, получение определенных знаний и пр.). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем,






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.