Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего. Пассивное воображение выступает преднамеренным или непреднамеренным.

Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс вооб­ражения не обязательно сразу заканчивается результатом*


§1. Когнмпшные процессы ■ структуре профессиональной деятельности

например, идея о взаимосвязи элементов по атомной массе реализовалась у Д. Менделеева в «Периодическую таблицу» по йрошествии многих лет. Различают следующие механиз­мы создания образов воображения:

агглютинация обеспечивает создание образа воображе­
ния путем соединения деталей различных объектов, не со­
единимых в реальности. Так появляется сказочный кентавр
с головой и грудью человека и туловищем и ногами лошади,
такое понятие, как «визгливый бас» и т. п. В творческой де­
ятельности механизм агглютинации используется для созда­
ния некоторых механизмов, например, сочетание судна и
крыла самолета позволили создать судно на подводных кры­
льях;

аналогия — механизм, сущность которого заключается
в созданий нового образа по сходству с уже имеющимся/На­
пример, конструкторы нередко используют для создания но­
вых машин идею анатомобиологической конструкции како­
го-либо животного. На аналогии, как механизме творческого
воображения, основана целая наука — бионика. Бионика со­
вершенствует конструкции технических систем на основе
изучения живых. Например, цифровые и аналоговые маши­
ны по переработке информации содержат в своей основе мо­
дели психических способностей — памяти, мышления, вос­
приятия;

акцентировка обеспечивает формирование образов во­
ображения. Ее суть в выделении, подчеркивании части, де­
тали в предмете или ситуации. Классической иллюстраци­
ей действия этого механизма является создание художником
шаржа, карикатуры. Элемент смешного привносится за счет
гипертрофированного, гротескного выделения элемента об­
лика шаржируемого субъекта (большого носа, выпученных
глаз, толстых губ и т. п.);



типизация — наиболее сложный механизм формирова­
ния образа воображения, суть которого заключается в созда­
нии нового образа, типичного относительно какой-то кате­
гории. Механизм состоит в аналитичном разложении образа
восприятия и конструировании путем синтеза на основе этого
образа нового образа воображения.

Воображение в трудовой деятельности обеспечивает пси­хологическую основу творчества. Практически любую тру­довую деятельность можно отнести к одной из точек оси ак-


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тивизации воображения: с одной стороны, бледность, скуд­ность, ограниченность образов воображения; с другой— яр­кость, оригинальность, плодотворность этих образов.

При изучении творческой деятельности приемы творчес­кого воображения объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется продуктивностью, при его активизации создаются Принципиально новые обра­зы, идеи, продукты. Воображение предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной лож­ки и кончая космическим кораблем или компьютером.

Гораздо шире в трудовой деятельности используется соз­дающее воображение. Осознание работником цели своей де­ятельности как потенциального желаемого результата обес­печивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным содержанием которых является one-1 рирование образами воссоздающего воображения, например, закройщица или диспетчер.

Основным механизмом воображения является анализ —] синтез. Вначале человек анализирует информацию, распре­деляя ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синте­зирует ее в новые схемы, «склеивая» новые образы и идеи. Функционирование творческого воображения подчинен* определенным этапам:

1. Возникновение творческой идеи.

2. Сбор информации, концентрация знаний, прямо ил:
косвенно относящихся к данной идее. Сбор недостающе]
информации.

3. Анализ и синтез материала, определение возможны:
вариантов решения, озарение.

4. Реализация идеи. Существуют более детальные схе:
реализации творческого процесса для конкретных сфер да*
ятельности: изобретательства, художественного творчества]
науки.

Функция воображения лежит в основе творческой ини­циативы. Инициатива —- это способность человека стави' новые проблемы и находить им оригинальное решениеИнициатива связана с уровнем интеллектуальной активы* сти работника. Выделяют три уровня интеллектуальной тивности: стимулъно-продуктивный, при котором рабо1 ник не выходит за рамки найденного способа действи; эвристический у при котором работник может перестрои*


§1 • Когнитимы* процессы 1 структуре профессиональной дмтельности

способ действия по собственной инициативе, но в пределах изначально поставленной задачи; креативный — самосто­ятельная, не стимулированная извне постановка задачи и нахождение ее решения/Последний уровень — наиболее творческий, и его психологическим ядром является вооб­ражение.

Память и представление

Субъекту деятельности необходимо сохранять восприня­тую информацию. Это происходит благодаря памяти. Па­мять можно определить как процессы организации инфор­мации в целях предстоящей деятельности; как систему «присвоения» информации личностью, превращение ее

в «свою».

Вобщем виде память — это система средств запомина­ния и воспроизведения хранящейсяу человека информа­ции.Средства запоминания — это мнемические способнос­ти, орудия реализации мнемических процессов.

Мнемические способности и хранящаяся у субъекта инфор­мация являются многоуровневыми образованиями. Пробле­ма организации знаний, умений в памяти субъекта деятель­ности называется проблемой репрезентации информации в памяти человека. Экспериментально показано, что каждый человек помнит и признаки, и образы, и ассоциации, и слова, и понятия. Взаимодействие этих уровней, индивидуальные и типические характеристики этого процесса и составляют ос­новные направления исследования проблемы репрезентации информации в памяти человека.

В основе мнемических способностей лежат природные ме­ханизмы запечатлевать информацию. Их называют функцио­нальными механизмами. В процессе созревания мозга и соци­ализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, сущность которых заключается в обработке запоминаемой информации, например, с помо­щью группировки материала, сравнения, расположения его в ряд и т. д. Эти механизмы называются операционными. Операционные механизмы в процессе освоения деятельнос­ти достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении человека управлять процессами за­поминания, сохранения и воспроизведения информации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.