Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Гшд з. психология субъекта лроф1Ссиональж)й дтшности


f 1. Колштишыбпроцессы ■ структуре профессионально* деятельности


 


Исследования показывают, что для облегчения запо] нания, увеличения объема памяти важнейшее значение им< ет рациональное преобразование исходного, чаще всего переход на более крупные оперативные единицы памяг Для того чтобы перегруппировка материала была более у< пешной, необходимо помнить:

в определенных условиях переход на укрупненные ош
ративные единицы памяти оказывается выгодным, ибо п<
зволяет сократить количество символов в запоминаемо!
материале без увеличения количества информации;

для облегчения запоминания важное значение име<
нахождение в запоминаемом сообщении избыточной инфо]
мации;

в качестве способов сокращения информации, кро]
группировки, можно выделить приемы классификации, т
рекодирования, схематизации, структурирования, систем*
тизации, поиска аналогий запоминаний информации.

Большую роль при запоминании играет установка на о] ределенный результат, например направленность на про1 ность запоминания. Экспериментально доказано, что ее. перед человеком ставится задача запомнить материал короткий срок или надолго, то во втором случае матери* хранится более длительное время, чем в первом.

Считается, что йамять сохраняет прошлый опыт. В дез ствительности память обращена в будущее. Успешность поминания в значительной степени зависит от характе] планирования предстоящей деятельности у от умен] субъекта прогнозировать, т. е. антиципировать возможна события. Эксперименты показывают, что объем и точное запоминания зависят не только от того, что человек й шил, но и от того, что он предполагает делать в будущей Программы будущих действий человека, его предсказан] образуют своего рода систему координат, относительно торой происходят контроль, коррекция и оценка происх| дящих событий. Система ориентиров, т. е. совокупное* наиболее принципиальных моментов для данного субъез та или данной деятельности, запоминается в первую о< редь и служит канвой для эффективного запоминания, ким образом, успешность запоминания зависит от того, человек обрабатывает информацию (какие мнемическ] приемы использует) и как реализует этот процесс (как:




образом планирует, контролирует, корректирует и оцени­вает свои действия).

Сохранение и забывание — противоположные процессы, характеризующие вероятность извлечения информации из памяти. О сохранении говорят в тех случаях, ксщда хотят подчеркнуть долговременное удержание воспринятой ин­формации вскрытом состоянии. Эффективность сохранения зависит от уровня развития способов запоминания и прояв­ляется через отсутствие забывания. Чем выше эффектив­ность сохранения, тем меньше вероятность забывания. Экс­перименты показывают, что потеря информации в первые часы после запоминания составляет около двух третей от первоначального объема; усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% до 30—35%.

В психологии памяти выделяют четыре вида забывания:

потеря информации из-за того, что она не используется;

потеря информации в результате интерференции (про-
активной и ретроактивной);

забывание, обусловленное переструктурированием ин­
формации;

забывание, обусловленное внешней по отношению к па­
мяти регуляцией (мотивами, эмоциями, личностными смыс­
лами, состоянием Я-концепции личности).

Причиной первого вида забывания является «стирание следов» в первой системе. Второй вид обусловлен действием закона индукции нервных процессов (отрицательной индук­цией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием возбуждения). Причиной и первого, и второго видов забыва­ния является слабость природных механизмов памяти.

Проактивная интерференция возникает как результат влияние предшествующей деятельности на последующую (информация, сохраненная во время деятельности, которая уже закончена, мешает запоминанию новой информации). Ретроактивная интерференция -— это отрицательное влия­ние последующей деятельности на предстоящую (новая ин­формация как бы подавляет старую).

Третий вид забывания характеризуется тем, что элемен­ты заученной структуры стали позднее компонентами дру­гих функциональных систем и вследствие этого выпали из первоначальной структуры. Иначе говоря, забывание может

Я-687


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


§1> Когнитивные процессы в структуре профессиональной детальности


 


произойти не столько потому, что связь А—В не повторялась^ сколько потому, что за это время образовались связи А—■*? В—Д, что привело к выходу элементов Аи В из первичного^ функционального образования. Этот вид забывания можно рассматривать как конкретизацию процессов ретроактивно­го торможения. Его причиной является недоразвитость про­цессов обработки запоминаемой информации, т. е. операци­онных механизмов памяти.

Четвертый вид забывания выражается в том, что инфор^ мация перемещается из сознания в бессознательные или неосознаваемые уровни психического отражения. Как пра­вило, исключается (вытесняется) тот материал, который противоречит эмоциям, личностным смыслам, мотивам,] Я-концепции личности (например, человек забывает то, *и ему нецриятно; то, что снижает его самооценку). Причиноз четвертого вида забывания являются регулирующие меха­низмы памяти.

Воспроизведение— процессы извлечения информации ш памяти, процессы восстановления и реконструкции ране< запомненного материала. В тех случаях, когда информации извлекается в образной форме, эти процессы называются представлением. Эксперименты показывают, что воспроиз­ведение — это вге механическая калька запомненного, сложный процесс, включающий преобразование информа-ции. Выделяют сознательное, неосознаваемое (относител^' но неосознаваемое) и бессознательное преобразование инфо] мации. На характер реконструкции информации мщу4. оказывать влияние профессиональные знания субъекта, вень развития и тип его интеллекта, возрастные, половые этнопсихологические особенности. Принципиальным м< ментом, определяющим характер искажений оригинал; является цель деятельности, цель воспроизведения. Э] риментально показано, что минимальная трансформ; цели субъектом деятельности (уточнение цели), обозш ная руководителем, влечет за собой минимальные пр< зования оригинала. В тех случаях, когда субъект не п] принял, уточнил или конкретизировал цель, а перефо] ровал ее, происходит значительная трансформация орз ла, привнесение в материал различного рода информа Характер привнесенный информации детерминирован . ностными тенденциями субъекта деятельности. В тех


деятельности, где выводы основываются на свидетельских по­казаниях (судебно-следственная деятельность, журналист­ская и т. д.), необходимо учитывать то обстоятельство, что субъект почти всегда (сознательно или бессознательно) видо­изменяет оригинал. Трансформация оригинала субъектом де­ятельности — это своего рода подгонка материала под себя.

Узнавание — процесс опознания воспринимаемого объекта как такового, который уже известен субъекту, но воспроизве­дение было затруднено. В основе узнавания лежат процессы сличения наличного восприятия со следами, хранившимися в памяти. Узнавание — это процесс взаимодействия восприя­тия и памяти.

Результативную сторону памяти характеризуют следу­
ющие показатели: ■■...-.,

• производительность: количество заполненного и воспро­
изведенного материала (объем памяти); скорость запомина­
ния и воспроизведения;

• качество памяти: точность запоминания и воспроизве­
дения;

• надежность: прочность, вероятность быстрого и точно­
го запоминания и воспроизведения.

Эффективность памяти, т. е. выраженность указанных показателей, предопределяют следующие факторы.

Характер запоминаемого материала: объем; структури­рованность;новизна и привычность; однородность и неодно­родность.

Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия (7 =ь 2 единицы), то число проб, необходимых для научения, резко возрастает. Из этого следует, что количе­ство материала, с которым работает субъект, не должно пре­вышать верхней границы — 9 единиц. В противном случает резко возрастает количество ошибочных действий работни­ка. Хорошо структурированный материал (в котором отчет­ливо представлены элементы и связи между ними: главное и второстепенное, актуальное и менее актуальное) запоми­нается и воспроизводится быстрее, полнее и точнее. Если ма­териал расположен в ряд, то прочнее запоминается инфор­мация, находящаяся в начале и конце ряда.

Если в заучиваемом ряду разнородные элементы переме­жаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.