Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДОТЕЛЬНОСТИ


§1. Когнитивные процессы ■ структуре профессиональной деятельности


 


субъект—объект или субъект—субъект. В профессиях субъект—субъектного типа (врач, учитель, руководитель^ анализ взаимодействующей системы является сложней?; шим процессом. Необходимо учитывать не только обппцИ ный ряд психологических свойств человека как партнера! по общению, но и связи этих свойств между собой, их взаи?| мовлияния друг на друга, диапазон их изменений вслед­ствие различных воздействий. Это, в свою очередь, требуем от профессионала развитого умения выделять в ходе обще­ния соответствующие признаки внешности и поведение партнера. Такая способность в значительной степени о деляет успешность человека при выполнении деятельное* ти субъект—субъектного плана.

На всем протяжении решения мыслительной задач] в практической деятельности так или иначе проявляются ocf новные черты практического мышления? направленность hi реализацию, индивидуализированы ость, слабая осознавав мость и низкая вербализуем ость, функционирование в модейртвующей системы * црогностичность, податливое объектов, которыми оперирует мышление, и связанная с этим необходимость использования операций оценивание

Свойственные разрешение проблемных ситуаций в npi тической деятельности черты профессионал переносит в мы< лительную деятельность вне рабочего места, в бытовую, об] денную сферу. Перенос состоит, прежде всего, в том, чг субъект выделяет в обычной жизни схожие с трудовой тельностью мыслительные задачи и использует аналогичнз приемы их решения. Даже максимально нейтральная эк< периментальная ситуация способствует проявлению особез ностей, свойственных решению мыслительных задач в п] фессиональной сфере. Это еще одно выражение влиян: профессиональной деятельности на функционирование пс) хики индивида.



^Литература

■ ■ >

Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноме] логия и эксперимент / Сб. переводов. Ч. III. —Душанбе, 197&

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 198( Бочарова СЛ. Память как базовая функциональная система в струю ре деятельности человека — оператора // Психол. журн. 1981. № 3. Т.


Гостев АЛ. Образная сфера человека. — М., 1992.

Грановская РМ. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

Завалова ЯД., Ломов Б.Ф., Пономаренко В А. Образ в системе психи­ческой регуляции деятельности. — М., 1986.

Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М., 1980.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.

Зинченко ТЛ. Опознание и кодирование. —■ Л.\ 1981.

Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. — М., 1978.

Конева Е.В. Особенности мышления в субъект—субъектных видах деятельности // Психологический журнал. Т. 17. № 6. 1996.

Корнилов ЮЖ. Психология практической мышления. — Ярославль, 2000.

Норман Д. Память и научение. — М., 1985.

Ошанин ДА. Концепция оперативности в инженерной и общей пси­хологии. / Инженерная психология: теория, методология, практическое применение.—М,, 1977.

Платонов КЖ. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

Смирнов АЛ. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. — М., 1987.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология.— М., 1996.

Стрелков ЮЖ. Психические процессы в операторском труде. ■—- М., 1989.

Хофман И. Активная память: экспериментальные исследования и
теории человеческой памяти: Пер. с нем. — М., 1986. .

Человеческий фактор. / Под ред. Г. Валвенди. — М., 1990.

ШадриковВД., Чёремошкина Л Л. Мнемические способности: разви­тие и диагностика.— М., 1990.

Ч ' '

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные сенсорные закономерности > обеспечивающие тру­
довую деятельность?

2. Какова роль системы восприятия в адаптации трудовой деятель­
ности? ;

Какова специфика функции внимания в трудовой деятельности?

4. Какие этапы можно выделить в развитии творческого воображе­
ния?

Что такое творческая инициатива?

Что такое память?

Какие виды памяти выделяются в психологии?

Каковы основания выделения различных видов памяти?

Какими мнемическими процессами можно описать память?

 

10. Охарактеризуйте разницу между процессами запоминания и вос­
произведения.

Охарактеризуйте разницу между процессами сохранения и забывания,


 




Глдад 3. ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДШЕЛЬНОСТИ

"—-------------------- ;----------------------------------- . ' " I---------------------- !------------------------------------- ~—-------------------------------------------------------------------------------------------------------- km .'I i ................... -I ................................

12. Охарактеризуйте разницу между процессами воспроизведения
узнавания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.