Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когнитивные процессы являются хотя и важнейшим, все же одним из классов психических процессов, обеспе1 вающих профессиональную деятельность.

Объективная необходимость регулятивных процессов с] зана с тем, что наличия только когнитивных процессов достаточно для организации целостной деятельности, когнитивные процессы по своей основной функции, исх ной ориентации направлены, прежде всего, на познание, ориентировку в среде, на переработку информации (что ражено в их обобщающем названий). На основе результа обработки информации осуществляется организация

U4


§2. Регумтивные процессы ■ структуре профессиональной деятельности

тельности. Однако организация деятельности, ер построение и реализация — очень сложная и вполне самостоятельная задача. Поэтому она требует специальных средств ее реше­ния, специальных психических процессов, направленных на это. В оЪобой мере это относится к субъект—субъектным видам деятельности, поскольку именно они характеризуют­ся наибольшей степенью сложности. Деятельность не может реализовываться автоматически, не будучи снабженной спе­циальными психическими процессами, обеспечивающими ее регуляцию.

Состав этого класса процессов определяется задачами, которые необходимо решать при построении деятельности. Любая деятельность направлена на достижение определен­ной цели, однако это возможно лишь в том случае, если сама цель будет сформулирована человеком, т. е. будет реализо­ван специальный и очень сложный процесс целеобразования. Любая деятельность немыслима без плана, что требует реа­лизации другого, также очень сложного, специального про­цесса— планирования.



Построение деятельности объективно предполагает необ­ходимость прогноза изменений среды и, следовательно, тре­бует реализации процесса прогнозирования. Процесс прогно­зирования во многом сходен с процессом антиципации — предвосхищения будущих событий. По ходу деятельности постоянно возникают проблемные ситуации, задачи, усло­вия неопределенности, которые объективно требуют от че­ловека решения — выбора. Тем самым появляется необхо­димость в еще одном деятельностном процессе — процессе принятая решения. Постоянно возникает также и необхо­димость в контроле промежуточных и конечных результа­тов деятельности, а также самого ее хода, что предполагает необходимость подключения другого деятельностного про­цесса — самоконтроля. Построение деятельности требует также процессов самопрограммирования своих действий и процессов внесения корректив в ход деятельности — процес­сов коррекции.

Рассмотрим общие психологические характеристики и осо­бенности, которые и позволяют объединять регулятивные про­цессы в особый, качественно специфический класс процессов.

По механизмам реализации регулятивные процессы выс­тупают как собственно психические образования, им прису-

>. 145


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУВЫКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

щи все те основные свойства, которыми характеризуйте иные классы психических процессов — идеальность, цел направленность, субъективность, предметность.

Синтетичность состава регулятивных процессов: люб< процесс является комплексным и формируется на базе синте всех иных типов психических процессов — когнитивных, эм циональных, волевых, мотивационных. Например, проц принятия решения требует от человека реализации всех его ._ знавательных процессов — восприятия информации, актуал, зации информации прошлого опыта (памяти), мысленной ее п реработки, подключения интеллектуального цотенци человека. Однако он не исчерпывается только когнитивна процессами, только рациональными механизмами. Хорошо вестна та роль, которую играют в процессах принятия рещ* ния, особенно в трудных или даже критически важных ж, ненных ситуациях, эмоциональные и волевые фактор мотивация личности. Синтетичность состава регулятивн процессов—характернейшая их черта, в силу чего их еще _ значают понятием интегральных процессов психической ре ляции деятельности. Они образуют вторрй основной класс цессов (наряду с когнитивными) — класс регулятивных» интегральных, процессов.

Исходная ориентировка каждого регулятивного проц направлена на организацию деятельности и — более конк но — на обеспечение какой-либо одной из базовых функ-по ее организации (выработку целей, принятие решений, ставление плана и др.).

Интегральные процессы — связующее звено, мост от к нитивных процессов к исполнительским действиям. В caul деле, после того как человек сориентировался в среде, вь вил и осознал ее особенности (т. е. реализовал когнитивн процессы), он должен действовать в ней. Но для того чте действия, деятельность в целом были организованы, необ: димы специальные процессы такой организации — регу тивные процессы. Иначе говоря, регулятивные, или ин ральные, процессы развертываются не только на осн когнитивных, но и, главным образом, после них; они п му выступают и как метакогнитивные.

Соотнесенность каждого интегрального процесса с оц деленным этапом организации деятельности. Началь этап предполагает реализацию процесса целеобразов






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.