Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


|2. Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности


 


точно свободным, гибким, допускать возможности его транс­формации в случае необходимости.

Существует ряд условий эффективности планирование 1) способность к быстрой генерации ряда альтернативны: планов; 2) выработка общей стратегии поведения на ochoi анализа и сравнения нескольких планов; 3) наличие в стр; туре плана двух уровней — стратегического и тактического стратегический уровень определяет общую направленно* действий й не должен подвергаться изменениям; тактич< кий уровень, наоборот, не только может, но и должен тран< формироваться с учетом меняющейся ситуации; 4) сочет! ние гибкости планов на стадии разработки с их твердость] на стадии реализации; 5) способность не только видеть планов, ведущих к выходу из ситуации и являющихся п< этому приемлемыми, но также к поиску и нахождению л; шегоизних.

Отличительной особенностью планов в сложных вид; деятельности (например в деятельности руководителя) яз ляется их иерархичность. Этим свойством процессы рования отличаются от очень сходных с ними, но более чаа ных процессов программирования. План в начале е: разработки определяет не столько конкретную жесткую т следовательность действий, сколько их общую структур; т. е. то, что и как должно быть реализовано. Иерархия этз мероприятий определяет затем последовательность испол] тельских действий. Программа же деятельности — это у: выстроенная вдоль оси времени конкретная цепь действ] их алгоритм. Программа отличается от плана тем, что о| имеет одномерную, а не иерархическую структуру, поэтоз существует положение, согласно которому, процесс про: мирования есть не что иное, как завершающий этап прощ са планирования. Сама же программа есть окончательн] результат — продукт процесса планирования.



Значимую и специфическую роль в структуре деятельз сти играет процесс самоконтроля. Благодаря э1чшу регу. тивному процессу деятельность обретает свойства саморез лируемости, адаптивности по отношению к изменени, внешних и (особенно) внутренних условий ее выполнен] Формы и виды самоконтроля принято классифицировать четырем основным принципам: временному, модальностз му, структурному и принципу произвольности.


В соответствии с временным принципом различают пред­варительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (заключительный) виды самоконтроля.

В соответствии с модальностным принципом (понятие модальности обозначает ту или иную разновидность ощуще­ний) выделяют зрительный, слуховой, тактильный, кинес­тетический, а также комбинированный виды самоконтроля. Они различаются по тому каналу, который обеспечивает по­ступление информации о результатах выполнения действий. Эта информация сличается затем с контрольными эталона­ми. Ведущая роль в деятельности в целом принадлежит зри­тельному и слуховому видам самоконтроля.

В соответствии со структурным принципом виды самокон­троля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологичес­ком уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о пси­хофизиологической регуляции состояний; о психологичес­ком самоконтроле деятельности; о социальном контроле и самоконтроле поведения.

Наконец, в соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самокон­троля. Непроизвольный самоконтроль реализуется автома­тически, без его осознания, и включен в выполнение прак­тически всех действий. Произвольный самоконтроль, напротив, характеризуется постановкой осознаваемой цели— «проконтролировать, проверить себя». Поэтому он выступает в качестве вполне самостоятельных действий и их систем.

Коррекция как процесс организации деятельности наибо­лее специфична среди регулятивных процессов. Во-первых, она завершает, замыкает собой общий цикл построения и ре­ализации деятельности, а также каждого отдельного ее эта­па. Сам результат деятельности как таковой еще не говорит о том, достигнута цель деятельности или нет. После получе­ния результата имеют место дополнительные и сложные про­цессы. Так, результат должен быть вначале воспринят и по­лучена информация о нем* Она обозначается понятием обратносвязевой информации о результате. Эта информация Должна быть сопоставлена с идеальной целью (процесс сли­чения «цель—результат»). Наконец, должно быть определе-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.