Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Развитие личности профессионала

связанных с активностью, творчеством, духовным удовлет­ворением. В частности, у следователей наблюдается низкий уровень стремлений к повышению своего образования, не­желание вносить элементы творчества в профессиональную жизнь. В сфере увлечений основной ценностью является пас­сивный отдых, отсутствие желания найти себе хобби, откры­вающие возможности для творчества. -

Проявление профессиональной деформации в познава­тельной сфере. Профессиональная деформация знаний может быть также результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний только теми, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях.

Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и установок. Они представляют собой определенный уровень достигну­того мастерства и проявляются в знаниях, автоматизиро­ванных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стерео­типов проявляется и в упрощенном подходе к решению прб-бледо, к созданию представления о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности. В ряде профессий эти стереотипы очень опасны, например, в про­фессии следователя подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительной на­правленности в следственной деятельности. Этот феномен получил название обвинительный уклон и представляет собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее пре­ступление. В исследованиях было выявлено наличие уста­новки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчи­вая адвокатами.



Сформированные у профессионалов стереотипы и установ­ки также могут мешать освоению новых профессий. В част­ности, исследования, проведенные авторами, показали, что наличие старых стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность ме­дицинского психолога, к новой профессии и влияет на пред­ставление о ней. Представления о профессии психолога у


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


|10. Раните яичное™ профессионала


 


       
   
 
 


представителей медицинской и педагогической сфер и у псц( хологов, имеющих базовое образование и успешно работ; щих в своей области, имеют отличия в отнесенности ря; качеств профессии психолога к разным сферам. Так, об* группы выделяют такие качества, как умедие расположив к себе людей, доброжелательность, внимательность к людям, Однако если психологи относят эти качества в разряд про-1 фессиональной компетенции, то врачи и учителя этого н< делают. Причиной этого может быть перенос старых моде*я лей на новые условия. В традиционной медицине (и педагог гике) существует образ врача (педагога) как профессион; манипулятора, включающий такие характеристики, ка} доминирование, авторитарность, требовательность! управление поведением пациента или ученика. В противо^ положность врачам и педагогам, психологи соответствуй ющих специализаций строят свой образ в контексте психам логически ориентированной модели.

Профессиональная деформация личностных характери­стик.Уровень профессиональной деформации личностных; особенностей изучен несколько хуже. Сформированные псщ| влиянием той или иной профессии личностные особейноста^ существенно затрудняют взаимодействие человека в социу^ ме, особенно в непрофессиональной деятельности. В частно* сти, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерец упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал бо­лее доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления.

Профессиональная деформация личностных особенностей % также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения про^ фессиональных обязанностей и распространившей свое вли­яние на непрофессиональную сферу жизни субъекта. Напри* мер, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием, поэтому у него может выработать? ся повышенная критичность и излишняя бдительность^ Дальнейшее развитие этих черт может привести к росту чрез­мерной подозрительности, когда следователь в каждом че-


ловеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространя­ется и на семейные и бытовые отношения.

Деформация одних личностных особенностей может ком­пенсироваться развитием других. Так, у работников испра­вительно-трудовых учреждений под влиянием профессии формируются специфические личностные особенности: ри­гидность поведения и познавательной сферы, сужение кру­га интересов и общения. Деформация указанных характе­ристик сопровождается яркой выраженностью таких личностных черт, как аккуратность, пунктуальность, доб­росовестность. 1£роме того, разные психологические струк­туры в разной степени подвержены деформации. Согласно имеющимся у авторов данным, эмоционально-мотивацион-ная сфера деформируется в большей степени, чем блок лич­ностных характеристик.

Феномен психического выгорания.Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность являет­ся феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной на­уке. В отличие от профессиональной деформации, психичес­кое выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития;, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая нега­тивное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Основные характеристики феномена психического выго­рания:.

1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоцио­нальной опустошенности и усталости, вызванное собствен-

ной$>аботой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение

к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негу­манное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессио­налу, с его точки зрения, есть благо для них.


ф


           
   
     
 
 
 


Глава 3. ПСИХОЛОГИ* СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наконец, редукция профессиональных достижений пред­ставляет собой возникновение у работников чувства неком­петентности в своей профессиональной сфере, осознание не* успеха в ней.

2. Данный феномен является профессиональным. В ка­
кой-то степени он отражает специфику той профессиональ­
ной сферы, в которой был впервые обнаружен: работу с людь*
ми и оказание им помощи. Особенно это касается второго его
компонента. Вместе с тем, исследования последних лет по­
зволили существенно расширить сферу его распространения^
включив профессии, не связанные с социальной сферой.

3. Психическое выгорание оказывает отрицательно воз­
действие на все стороны личности и ее поведение, снижая
в конечном итоге эффективность профессиональной деятель­
ности и удовлетворенность трудом.

4. Данный феномен является необратимым. Возникнув
у человека, он продолжает развиваться, и можно только оп­
ределенным образом затормозить этот процесс. Исследова­
ния показывают, что кратковременный отход от труда вре­
менно снимает действие этого феномена, однако после
возобновления профессиональных обязанностей он полное-*
тью восстанавливается.

В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависимости от источника его возникновения.

Представители интерперсональных подходов усматрива­ют традиционную причину выгорания в асимметрии отно­шений между работниками и клиентами, что подчеркивает важность межличностных взаимоотношений в возникнове­нии выгорания. В частности, К. Маслак считает, что основ­ной причиной выгорания являются напряженные отноше­ния между клиентами и работниками. Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело с людскими проблемами, несу­щими в себе отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится на их плечи.

Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциальный подход, основным представите­лем которого является А. Пайнс. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников соци-


(10. Разметив личности профессионала

альной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высо­ко-мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и обществен­но полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они ис­пытывают выгорание.

Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вы­зывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию.

В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей сре­ды как главных источниках выгорания. К таким факторам относят: большой объем работы, и прежде всего ее рутинный компонент; суженную область контактов с клиентами, от­сутствие самостоятельности в работе и некоторые другие.

Выгорание представляет собой самостоятельный фено­мен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, деп­рессия).

Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое выгорание как длительный рабочий стресс, пе­реживание воздействия стрессовых факторов, большинство сходятся во мнении, что стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение между выгорание^ и стрессом может быть рас­смотрено с позиций временного фактора и успешности адап* тации. Различие между стрессом и выгоранием кроется, прежде всего, в длительности этого процесса. Выгорание представляет собой длительный, растянутый во времени ра­бочий стресс. С точки зрения Г, Селье, стресс представляет; собой адаптивный синдром, который мобилизует все стрро-i ны психики человека, выгорание же является срывом в адап­тации. Другое отличие стресса и выгорания — степень их распространенности. В то время как стресс может испыты­вать каждый, выгорание является прерогативой людей, име­ющих высокий уровень достижений. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (напри­мер, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, а также ситуации на работе), выгорание очень часто прояв­ляется при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно рабо-


•;д


ГшаЗ. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________

тать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важ­на и значима.

Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, однако последний можно счи­тать относительно самостоятельным феноменом.

Основное различие между выгоранием и утомлением в том, что в последнем случае человек может быстро восста­новиться, а в первом — нет. Анализ субъективных ощуще­ний людей, испытывающих синдром выгорания, показыва­ет, что они хотя и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличающее­ся от нормального физического утомления. Кроме того, утом­ление как результат физических упражнений может сопро­вождаться чувством успешности в достижении каких-то целей и с этой точки зрения является положительным опы­том. Выгорание же связано с чувство^ неудачи и является негативным опытом.

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрес­сией и разочарованием в работе. Эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и довольно трудно найти раз­личия между ними. Г. Фреденбергер указывает, что депрес­сия всегда сопровождается чувством вины, выгорание — чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. Вместе с тем, различия меж­ду выгоранием и депрессией обусловлены большей степенью универсальности последней. Если выгорание проявляется только в профессиональной деятельности, то депрессия бо­лее глобальна: ее действие видно во всех ситуациях индиви­да. Исследования связи депрессии и составляющих выгора­ния показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между деп­рессией и остальными составляющими психического выго­рания, то она просматривается довольно слабо. Следователь­но, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий выгорания и депрессии верен лишь отчасти.

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое внима­ние уделяется индивидуальным особенностям личности и социально-демографическим характеристикам, с одной сто­роны, и факторам рабочей среды, с другой. Среди соццаль-но-демографических характеристик наиболее тесную связь выгоранием обнаруживает возраст.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.