Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


Профессиональная ориентация


 


ными организмами, микроорганизмами и условиями их ществования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветериз

и т. д.);

технрномические (человек—техника (неживая прз
да)). Предметом труда в данной группе являются технич<
кие объекты, вещества, материалы. Примерами такого
профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог
щественного питания и т. п.;

социономические (человек—человек). Предметом труда;
данной группе являются отдельные индивиды или гр;
людей (парикмахер* врач, учитель, психолог, продавец и т;

сигнономические (человек—знак). Представители
ной группы имеют дело со знаками, цифрами, символ*
формулами, естественными и искусственными языкам?
(чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер
редактор издательств);

артономические (человек—художественный образ]
Представители этой профессиональной группы имеют

с фактами художественного отображения действительна (художник, архитектор, настройщик музыкальных инстр; ментов, актер театра и т. п.).

При отнесении той или иной профессии к одной из занных групп необходимо учитывать, что границы ме: группами весьма прозрачные и невозможно включить т* многомерное явление, как профессия, в одну группу.

В пределах каждого типа профессий выделяют классы цели деятельности, что составляет второй ярус классифи] ции. По данному признаку автор предлагает три класса п] фес сии:

гностические, основная цель которых в распознав*
объектов, их классификации: дегустатор, сбртировщ]
фруктов (человек—природа); контролер ОТК, пиря||етр]
(человек—техника); врач-рентгенолог, судебный;§§сспе]
(социономические профессии) и т. д.;



преобразующие, целью которых является изменение
стояния объекта: агроном и зоотехник (человек—природа
токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек—техник*
учитель, тренер, экскурсовод (человек—человек) и т. д.;

изыскательские, предполагающие отыскание новой
формации или способов выполнения деятельности: летчз
наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь


ловек—природа); инженер-конструктор, раскройщик верха обуви {человек—техника); художник-дизайнер, композитор (человек—художественный образ). .

По признаку средств труда в рамках каждого класса вы­деляют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классифи­кации).

К вещественным орудиям относятся внешние по отноше­нию к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. G вещественными орудиями труда имеют дело профессии:

• ручного труда (слесарь, картограф, художник);

• машинно-ручного труда, имеющие дело с механизиро­
ванными средствами или станками, с машинами с ручным
управлением (машинист экскаватора, шофер, токарь, врач-
стоматолог);

• связанные с применением автоматизированных и авто­
матических систем (оператор энергосистем, оператор стан­
ков с программным управлением и т. п.).

Невещественные (функциональные) орудия труда пред­ставляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологи­ческие средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).

По условиям труда (четвертый ярус) выделяют следующие группы профессий:

• в условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер,
продавец и т. д.);

• в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе,
в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей
(агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог,
каменщик и т. п*);

• в необычных условиях: на высоте, под водой, под зем­
лей, при пониженных и повышенных температурах и т. п.
(пожарный, водолаз, монтажник-высотник);

• в условиях повышенной ответственности за жизнь и здо­
ровье людей и материальные ценности (судья, хирург, вос­
питатель детского сада).

Предложенная классификация является рабочей и при­меняется в практике профессионального консультирования.

Юя-687 289






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.