Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание – обучение населения – санитарное просвещение, является одним из главных направлений профилактической медицины и проводится в большей или меньшей степени во всех странах мира.

ВОЗ трактует – это специальная область медицинской науки и здравоохранения, которая формирует знания и поведение, направленные на обеспечение здоровья человека, коллектива, общества.

Задачи санитарного просвещения – убедить человека:

1. Принимать решения, направленные на улучшение индивидуального и коллективного здоровья и условий окружающей среды.

2. Научиться здоровому образу жизни и соблюдать его.

3. Использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.

По данным ВОЗ здоровье населения зависит более чем на 50% (47-55%) от образа и условий жизни. Ведущая роль – от образа жизни. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье, тогда как, социальные условия опосредованно, через образ жизни – деятельность, поведение, психологическую обстановку и другие проявления образа жизни.

ЗОЖ (здоровый образ жизни)– это повседневное поведение людей, направленное на улучшение и сохранение здоровья, повышение защитных сил организма, и в конечном итоге продолжительности жизни, полноценное выполнение человеком его социальных функций.

Особенно важной стороной образа жизни является медицинская активность – поведение человека по отношению к своему здоровью, выполнение медицинских рекомендаций, гигиеническая и медицинская грамотность.



Гигиеническое воспитание – это средство охраны и улучшения здоровья, a не просто пассивное знание гигиенических правил.С его помощью здоровье должно формироваться с детства. Важно выработать гигиенически и медицински грамотную и прочную психологическую установку на рациональное, способствующее здоровью поведение, на активное формирование ЗОЖ.

Необходимо изменить общественное мнение, добиться перехода от привычного, зачастую не правильного отношения к ЗОЖ, формирование которого должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, отказот вредных привычек, психологическую, сексуальную и экологическую грамотность, формирование здоровой семьи, т.е. в снижении и нивелировании факторов риска.

Убеждение здесь мало эффективно. Усилия медиков, на которых сейчас возлагается основная обязанность по формированию ЗОЖ у населения, хотя и играют значительную роль в гигиеническом воспитании человека, являются малоперспективными,т.к. задача эта межведомственная.В решении ее должны участвовать государство, общественные организации. Это важнейшее и обязательное условие формирование ЗОЖ.

Во многих индустриально развитых странах успех в жизни во многом определяется состояние здоровья человека и его заболевание всегда связано с большими материальными затратами.

Культ моложавости и здоровья стал неотъемлемой частью бытия граждан многих стран. Результаты известны – десятки миллионов рядовых американцев расстались с вредными привычками (врачей в США, Германии, Англии, Швеции уже не встретишь курящими), внесли коррективы в рациональное питание, приступили к систематическим занятиям физической культурой. В итоге – снижение показателей смертности, увеличение средней продолжительности жизни до 75-80 лет.

A в нашем обществе приоритет принадлежит больному человеку: общественные фонды распределяются прежде всего среди больных. Инициатива депутата Госдумы о дополнительном 3-х дневном отпуске тем, кто не болел в течении года и не уходил на больничный лист.

Россияне в современных условиях недостаточно ориентированы на укрепление своего здоровья. На сегодня ~ 12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран мира. В России насчитывается > 30 млн. человек злоупотребляющих спиртными напитками, ~ > 2млн. регулярно принимают наркотики, более 45% или 65 млн. – курильщики.

В решении вопросов охраны здоровья населения особая роль отводится средним медицинским работникам. Неотъемлемой составной частью их деятельности, частью специальной, становится сегодня формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья через ЗОЖ, переориентация с преимущественно лечебной на лечебно-профилактическую деятельность.

По данным немецких ученых, потенциал поведения в профилактике: сердечно-сосудистых заболеваний составляет 60-80%, сахарного диабета – 50-80%.

Наше население не знает, что значит вести ЗОЖ в социальном и личностном плане.Человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. К сожалению, нет моды на здоровье.Многие люди всем своим образом жизни и поведением идут не к здоровью, a от него, т.е. к болезни..

Перестройку в сознании людей, в их отношении к здоровью, медицинским работникам надо начать с себя.Средние медицинские работники не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением должны агитировать за то, что входит в понятие ЗОЖ.

 

Исследования показывают, что только 22,9% (против 32,5% у членов семьи) занимаются утренней гимнастикой, 50,4% - регулярно употребляют алкоголь, 25% своевременно обращаются за медицинской помощью, остальные занимаются самолечением.

Пропаганду ЗОЖ необходимо осуществлять по 2 главным тематическим направлениям.

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья (гигиена труда, отдыха, питания, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, закаливание, гигиена жилища, быта, личная гигиена, сексуальная культура, демографическая культура, медицинская активность и др.)

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье (борьба с пьянством, курением, наркоманией и токсикоманией, самолечением, знахарством, увлечением альтернативной медициной).

Получение медицинских и гигиенических знаний зависит от методов и средств гигиенического воспитания.

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Методы по виду передачи информации:

1. Метод устной пропаганды.

2. Метод печатной пропаганды.

3. Метод изобразительной пропаганды.

Средства.

Метод устной пропаганды – его средства: беседы, дискуссии, курсовые занятия, телепередачи.

Метод печатной пропаганды – средства: книги, брошюры, сан.бюллетени, памятки, плакаты, листовки, лозунги.

Метод изобразительной пропаганды – средства: выставки, демонстрационный материал, слайды, диафильмы, технические устройства.

Формы гигиенического воспитания:

1. Индивидуального воздействия: индивидуальная беседа, индивидуальное консультирование, индивидуальный инструктаж.

2. Воздействия на группу лиц: беседа, беседа за круглым столом, дискуссия, клубы здоровья, игра, курсовое гигиеническое обучение.

3. Массовой коммуникации: лекция, радиопередача, демонстрация фильмов, использование печатных изданий.

 

 

Вопросы к занятию №5

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

1. Гигиеническое воспитание, обучение – санитарное просвещение. Задачи санитарного просвещения.

2. Образ жизни и его влияние на здоровье.

3. ЗОЖ – задача межведомственная.

4. Роль медицинских работников в решении вопросов охраны здоровья населения.

5. Направления пропаганды ЗОЖ.

6. Методы, формы, средства гигиенического воспитания населения.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.