Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предметы ведения местного самоуправления

Предметы ведения местного самоуправления – это пределы его юрисдикции, те сферы общественной жизни, на которые распространяются полномочия местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления определяются прежде всего кругом вопросов местного значения, закрепленных в ст. ст. 14 – 17 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Вместе с тем предметы ведения местного самоуправления включают в себя отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Классификация собственных полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие основные группы полномочий органов местного самоуправления в зависимости от сферы деятельности:

1. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

Муниципальное образование по отношению к муниципальному имуществу обладает всеми правомочиями собственника, т.е. вправе им владеть, распоряжаться и пользоваться. От имени муниципального образования право собственника осуществляют органы местного самоуправления либо по их специальному поручению юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Разграничение муниципального имущества поселений и муниципальных районов должно быть проведено в соответствие со ст. 50 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области бюджетно-финансовой деятельности.



Утверждение и исполнение местного бюджета. Органы местного самоуправления наделены правом вводить местные налоги и сборы. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов относится к компетенции представительного органа муниципального образования (п. 3 ч. 10 ст. 35), а в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - сходом граждан (ч. 3 ст. 35). В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые зачисляются в бюджеты поселений.

3. Полномочия органов местного самоуправления в области коммунального и бытового обслуживания населения.

К коммунальным услугам относятся услуги по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы. Для реализации своих полномочий в сфере ЖКХ органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

4. Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта и связи.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. ограничивает полномочия органов местного самоуправления поселения содержанием и строительством дорог, мостов и иных транспортных сооружений только в границах поселения в том случае, если они не имеют федерального или регионального значения.

5. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Застройка местных территорий, распоряжение муниципальными земельными участками, контроль в данной области.

6. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и др.

7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере поддержки предпринимательства.

Разработка муниципальных программ поддержки малого предпринимательства их осуществление.

8. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.

Включает контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; санитарно-гигиеническое образование населения.

К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

9. Полномочия органов местного самоуправления в области опеки и попечительства.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания (ст. 31 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 34 ГК РФ и ст. 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

10. Полномочия органов местного самоуправления в области образования и культуры.

Органы местного самоуправления могут быть учредителями образовательного учреждения. При этом органы местного самоуправления городских округов наделены правом создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений.

Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации).

11. Полномочия органов местного самоуправления в области организации отдыха населения, физической культуры и спорта.

12. Полномочия органов местного самоуправления в области погребения и похоронного дела.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.

13. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования.

14. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает необходимость создания в муниципальных районах органов муниципальной милиции, не входящих в систему МВД России.

15. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

16. Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны и мобилизационной подготовки.

 

Классификация:

1) В зависимости от степени участия органов местного самоуправления муниципального образования в решении вопросов местного значения:

а) вопросы местного значения, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, т.е. те вопросы, результаты решения которых полностью зависит от органов местного самоуправления. Это самый большой блок вопросов – формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования, контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования и т. д;

б) вопросы местного значения, влияние органов местного самоуправления на содержание окончательных результатов решения которых может быть опосредованным. Например, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения может осуществляться непосредственно на основе муниципального имущества или же на основе заключения договоров с субъектами предпринимательской деятельности;

в) вопросы местного значения, связанные с содействием предоставлению гражданам услуг – транспортных, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей муниципального образования и др.

Данная классификация вопросов местного значения носит во многом относительный характер, поскольку на практике зачастую довольно сложно провести видимое различие между ними.

2) В зависимости от типа (вида) муниципального образования вопросы местного значения могут подразделяться на вопросы местного значения: поселения; муниципального района; городского округа. При этом хотя многие вопросы местного значения являются одинаковыми, общими для всех типов муниципальных образований, они в Законе закрепляются отдельно за каждым из них.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.