Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Суд над овощами (луком и чесноком)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

 

Тема: Луковые овощи: биологические особенности, выращивание, использование

 

Цель урока:

Закрепление ранее полученных знаний по биологии и технологии (сельскохозяйственный труд, кулинария), изучение биологических особенно­стей и агротехники луковых овощей, формирование навыков здорового питания.

 

Оборудование:

Таблицы, компьютерный диск по биологии для 6-7 классов издательства «Кирилл и Мефодий», компьютер, микроскопы, энциклопедия по кулинарии, инструкционные карты, рецепты салатов, кухонный инвентарь.

Подготовка к уроку: за 2-3 недели до урока учащиеся по желанию закладывают дома простые опыты по выращиванию зеленого лука в помеще­нии (варианты опытов см. с. 53-54).

 

Ход урока:

Урок ведут учитель технологии и биологии. Желательно провести его в виде двухчасового занятия.

 

Учитель технологии: В России выращивают более 60 видов овощных культур, в том числе и многочисленные луковые. На уроках биологии вы получили много информации, которая поможет выращивать различные овощные культуры. Сегодня мы повторим знания, полученные на уроках биологии, и будем использовать их на практике.

Учитель биологии проводит фронтальный опрос с целью обобщения и актуализации знаний о строении луковицы как видоизмененного побега.

Вопросы: К какому классу относится лук? Докажите, что лук принадлежит к классу однодольных растений. Как называется семейство, к которому относится лук? Определите род и вид.

 

Лабораторная работа

Задание 1. Рассмотрите срез лука репчатого и докажите, что лук — это видоизмененный побег.



(Учащиеся рассматривают продольный срез луковицы,

определяют местонахождение видоизмененных листьев,

стебель и почки.)

Задание 2. Приготовить микропрепарат кожицы лука.

Рассмотреть строение растительной клетки.

(Используются карточки-задания и лабораторное оборудование.)

Вопросы: Как называются главные части клетки? Что вещества поступают через поры в клеточной стенке? Что такое межклетники и чем они заполнены? Какие органоиды содержатся в клетке кожицы лука? Что находится в вакуолях? Из чего состоит клеточный сок? В чем отличия молодой клетки от старой клетки? С чего начинается деление клетки?

Прослушивание озвученного текста с иллюстрациями о строении клетки лука на компьютере. Тестовый контроль знаний с применением компьютера.

Учитель технологии знакомит школьников с основами агротехники лука репчатого.

Известно около 500 видов растений семейства луковых. Наиболее известны лук репчатый, лук-батун, лук-порей, шнитт-лук, многоярусный лук, чеснок.

(Демонстрация фото из энциклопедии по кулинарии.)

Лук репчатый — многолетнее, двух- и трехлетнее растение. Для получения продовольственного лука-репки у большинства сортов требуется 2 года. В первый год при густом посеве из семян выращивают мелкие луковицы (лук-севок). На второй год из севка выращивают лук-репку. Из лука-репки (маточника лука) на 3-й год получают семена.

Лук хорошо растет на легких суглинках, супесях, черноземах, богатых органическими веществами. Лучшими предшественниками в севообороте могут быть огурец, томат, ранний картофель, капуста.

Чтобы получить высокий урожай лука, используют сортовой лук-севок, который хранился в определенных условиях: при постоянной температуре + 18... 20 °С осенью и весной, +1...3 °С зимой. Перед посадкой лук-севок рекомендуется прогревать в течение 8 ч при температуре +40 °С. Этот прием предупреждает стрелкование и ускоряет рост лука.

Лук-севок и лук-репку высаживают в самые ранние сроки рядовым способом с междурядьями. Ширина междурядий для лука-севка 20 см, для лука-репки 45 см, расстояние между луковицами в рядках соответственно 10 и 15 см. Глубина заделки лука — севка 2-3 см. Уход заключается в прополке сорняков, рыхлении междурядий, поливах и подкормках. За месяц до уборки поливы прекращают. Уборку лука-репки осуществляют после полегания листьев у более чем 50% растений. После выкопки лук укладывают в валки для естественной сушки, а через 10 дней его перебирают и перед закладкой на хранение еще раз просушивают при температуре +25...35 °С.

Чеснок — холодостойкая культура, размножается простыми луковицами (зубками) или бульбочками, которые образуются вместо семян на цветочных стрелках. Уход за чесноком такой же, как и за репчатым луком. Но чеснок обычно сажают под зиму.

Ценная хозяйственная особенность репчатого лука заключается в том, что его можно выращивать на зелень и в зимний период в помещениях, причем в самых различных емкостях. На дно емкости для дренажа необходимо насыпать слоем 3-5 см щебенку, керамзит, гравий или другие материалы, которые обеспечат стекание лишней влаги. Все емкости и дренирующие материалы необходимо продезинфицировать 1 %-ным раствором марганцовки.

Лучше всего заранее запастись или перегноем, или торфом. Можно использовать 40 % перегноя (торфа) и земли и 20 % древесных опилок (или речного песка). Опилки и песок следует обеззаразить, промыв кипятком. Смесь тщательно перемешивают и на каждые 10 л вносят 1 столовую ложку мочевины, 0,5 стакана древесной золы и готовую смесь удобрений в соответствии с инструкцией на упаковке.

Температуру почвы в емкостях поддерживают на уровне +23...25 °С, а при появлении всходов в течение 3-4 суток на уровне +16...18 °С.

Для полива воду отстаивают 2-3 суток, она должна иметь температуру +22...26 °С. Следует избегать излишнего увлажнения почвы, особенно зимой.

Как в открытом грунте, так и в помещениях лук нуждается в защите от болезней и вредителей.

1. Против луковой мухи, повреждающей лук и чеснок, почву посыпают вдоль рядков смесью табачной пыли и извести или древесной золой (по 100 г на 10 кв. м площади посева).

2. Против лукового червяка эффективен раствор соли (1 стакан соли на ведро воды).

Затем обсуждаются результаты домашних опытов по выращиванию лука. (Выступления учениц с результатами работ.)

Опыт № 1. Влияние различных воздействий на луковицу перед посадкой для увеличения урожая зеленого пера.

Цель: выяснить оптимальный способ увеличения урожайности.

Варианты опыта: 1) посадка луковиц без воздействия (контрольная), 2) посадка луковиц, подрезанных снизу и сверху, 3) посадка без коричневых сухих чешуи.

Установлено, что урожайность зеленого пера выше всего во втором варианте

Опыт№ 2.Изучение возможности выращивания лука без субстрата.

Цель: сравнить урожайность и скорость появления зеленого пера при различных условиях выращивания.

Варианты опыта: 1) субстрат — земля (контрольный), 2) помещение луковиц корневой частью в емкость с водой, 3) помещение луковиц в емкость без субстрата.

По результатам опыта было отмечено, что лук без субстрата тоже начинает расти, но в определенный период рост прекращается, лук начинает засыхать. Во втором варианте урожай более ранний.

Опыт№ 3.Изучение очистки луковиц от сухих чешуи на рост зеленого пера.

Варианты опыта: 1) луковицы помещают корневой частью в емкость с водой без очистки верхних коричневых чешуи; 2) луковицы очищают от верхних коричневых чешуи и помещают корневой частью в емкость с водой.

Результаты этого опыта могут быть неоднозначными, но физиологи растений знают, что верхние чешуи выделяют в воду вещества, которые ингибируют (замедляют) рост зеленого пера.

Обязательный элемент этого урока — обсуждение экологической чистоты растениеводческой продукции. Это важнейшая проблема при выращивании овощей в условиях школы и дома. Наиболее распространенным и опасным загрязнением зеленной продукции являются нитраты. Уровень их можно снизить. Для этого после срезания листьев петрушки, сельдерея и др. их ставят нижними концами как букет в воду на 3-4 часа и выставляют на окно или под яркую лампу. За это время через нижний срез происходит по законам осмоса усиленный выход нитратов в воду, где они хорошо растворяются. Кроме того, в листьях на свету происходит фотосинтетическое восстановление нитратов с образованием иона аммония.

На втором часу учебного занятия учителя технологии и биологии можно провести ролевую игру — суд над овощами (сценарий приведен ниже).

Если такой возможности нет, можно провести конкурс на лучшую конструкцию контейнера для выгонки лука на перо из использованных пласти­ковых емкостей. Ученики могут проявить свою фантазию в решении таких проблем, как фиксация луковиц в емкостях с водой.

 

Суд над овощами (луком и чесноком)

(сценарий урока в форме ролевой игры)

 

Секретарь:Встать, суд идет.

Судья:Истец, представьтесь.

Истец (потерпевший): ученица 6 класса.

Судья: Вы доверяете суду? Клянетесь говорить суду правду?

Что вы требуете? Расскажите о своей проблеме. Кого вы обвиняете?

Истец:Клянусь говорить только правду. Я обвиняю овощи — лук и чеснок. Они совершили по отношению ко мне хулиганские действия. Когда я готовила салат «Редкостный», в состав которого входят лук и чеснок, у меня началось обильное слезотечение, покраснение и припухлость глаз, на время ухудшилось зрение. От чеснока на коже рук появилось покраснение и жжение. А после употребления самого салата — ощущение тяжести в желудке, тошнота, а во рту долгое время неприятный вкус.

Прошу справедливого наказания для лука и чеснока.

Судья: Ответчики, что вы можете сказать суду? Клянетесь ли вы говорить суду правду?

Ответчики (обвиняемые лук и чеснок, гово­рят поочередно): Клянемся говорить суду правду.

Мы уже широко употреблялись в пищу как овощные растения более 4 тыс. лет назад. Начиная со времен Гиппократа (V-IV в. до н. э.) лук и чеснок применяется в медицине, причем со временем лечебные возможности раскрываются все больше. Как лекарственные средства пользуемся уважени­ем буквально у всех народов, что на Руси нашло отражение в пословице: «Лук — от семи недуг». Именно мы помогали человеку во время чумных, холерных и других эпидемий. Употребление в пищу самое разнообразное. Можно есть сырыми, варить, жарить, запекать, сушить, мариновать. Добавление нас в пищу не только улучшает ее вкусовые качества, но насыщает витаминами. Благодаря наличию эфирных масел луковые овощи отличаются острым, специфическим вкусом и ароматом, возбуждают аппетит и способствуют усвоению пищи. Кроме того, мы используемся и в других сферах, например как красители тканей или как средство от вредителей в сельскохозяйственных растений.

Адвокат (защитник обвиняемых):Имеются доказательства для суда — рецепты с вариантами различного использования луковых овощей (подают судье на стол и гостям школы).

Рецепт диетического блюда

Салат из репчатого лука с майонезом

Продукты: лук репчатый — 150 г, майонез — 120 г, яйцо — 3 шт., зелень петрушки, укропа — 30 г.

Приготовление: лук репчатый очистить, промыть, нашинковать соломкой. Для удаления горечи промыть в холодной воде и ошпарить кипятком. Лук соединить с майонезом, вареными яйца­ми и уложить в салатник. Салат украсить рубленой зеленью.

 

Рецепт лечебного применения

Отвар лука с медом

Приготовление: 400 г репчатого лука пропустить через мясорубку, добавить 400 г сахара, 400 г сливочного масла, 150 г меда, 150 г сока алоэ. Все тщательно перемешать и томить в печи или плотно закрытой духовке 3 часа. После полного охлаждения тщательно перемешать.

Применение: при бронхиальной астме по 1 ст. ложке 3 раза в день за 15 минут до еды.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.