Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Налоговая система Российской Федерации.

Категория налоговой системы сравнительно недавно, с конца прошлого века, прочно вошла в российскую науч­ную литературу, что обусловлено преобразованием обще­ственного строя России и значительными изменениями в структуре поступающих в бюджет государственных дохо­дов. Налоговые платежи заменили различные отчисления предприятий в бюджет, и Россия восприняла мировой опыт и традиции развития налогообложения.

Правовая категория «налоговая система» — это научное понятие, которое выступает как инструмент научного мышления и служит для отображения объективной сути правовых явлений. Она представляет собой сложное по структуре и формированию системных связей образование. Входящие в налоговую систему элементы это не конгломерат разрозненных образований, а сложная, динамично развивающаяся совокупность интегрированных в нее со­ставляющих. Образующие налоговую систему элементы неодинаковы по своему значению, самостоятельности, нормативно-правовому оформлению, но, в то же время, они подчинены некоторым общим закономерностям и характе­ризуются единством. Ценность правовой категории нало­говой системы в том, что она позволяет увидеть и понять процессы, связанные с отношениями двух противополож­ных сторон - государства и налогоплательщика, а также выявить и обосновать границы публичного и частного ин­тересов с этой сфере. Особое значение имеет четкое представление функционального назначения налоговой систе­мы, выявление позитивных и негативных явлений, прояв­ляющихся при ее реформировании. Важно не только обозначить уровень нормативно-правового обеспечения функционирования налоговой системы, но и выработать критерии оценки правового регламентирования каждого ее элемента с учетом их взаимного воздействия. Эти знания позволят выработать новые методики, переводящие науч­ные обоснования в сфере налогообложения в практиче­скую плоскость формирования правовых моделей кон­кретных налогов, системы налогов и расположения их на федеральном, региональном и местном уровнях, с целью равномерного и достаточного поступления налоговых пла­тежей в различные бюджеты.



В составе налоговой системы можно выделить следующие элементы: юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем, чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента); система налогообложения государства, формирующая на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов; нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения; система налоговых органов; налоговый контроль; налоговая политика государства; налоговая культура населения государства.

Юридическая конструкция налога.

2. Система налогообложения государства – это сочетание материально-правовых и процессуально - правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты. Таким образом, система налогообложения создает благоприятные условия для исчисления, уплаты налогов и распределения их между бюджетами различных уровней.

3. Нормотворческая деятельность органов государственной власти в сфере налогообложения. От нормотворческой деятельности представительных органов власти зависит установление юридических конструкций конкретных налогов, формирование той или иной структуры системы налогообложения, законодательное определение системы налоговых органов, круга их полномочий, особенностей осуществления контрольно-надзорной деятельности и в том числе налогового процесса и налогового производства, как специфической деятельности налоговых органов. Качество законов, принимаемых представительными органами власти, определяют устойчивость, стабильность и адекватность развивающихся в налоговой системе правоотношений.

4. Налоговая политика – совокупность форм и методов воздействия на экономические отношения через систему налогового законодательства.

5. Налоговая культура населения – определяет уровень правового состояния и характер развития правосознания населения, выражающийся в правомерности поведения налогоплательщиков, соблюдения налоговой дисциплины в процессе исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Налоговые органы.

Федеральная налоговая служба (ФНС России)[1] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС РФ и ее территориальные органы - управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС РФ межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

7. Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль в Российской Федерации.

Налоговый контроль как часть финансового контроля и государственного управления отличается от других форм управления и контроля тем, что его объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством.

Основа налогового контроля - это учёт налогоплательщиков. Порядок учёта налогоплательщиков даёт возможность налоговым органам более полно представлять налоговую базу и повышать собираемость налогов и сборов. Налоговый учет – это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Основной наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка - важнейший инструмент налогового контроля, позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Налоговым кодексом выделяются камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Камеральной проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Таким образом, под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого – либо специального решения руководителя налогового органа по месту нахождения налогового органа посредством проверки налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога., а так же других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

По результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом в случае выявления фактов совершения налогового правонарушения может быть принято решение о привлечении организаций, индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности

Под выездной налоговой проверкой подразумевается проверка, проводимая по одному или нескольким налогам уполномоченными должностными лицами налогового органа на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в отношении организации, индивидуального предпринимателя, являющихся налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом.

Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения организации, индивидуального предпринимателя и, по общему правилу, не может продолжаться более двух месяцев, но ее срок может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев.

По результатам проведения выездной налоговой в случае выявления фактов совершения налогового правонарушения налоговый орган может также принять решение о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.