Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткое изложение теоретических вопросов

Государственное Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

Общеобразовательный цикл

Основной профессиональной образовательной программы

Для специальностей гуманитарного, социально-экономического и технического профилей

Часть 1

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Самара, 2013 г.

Учебно-методический комплекс печатается по решению Методического совета ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» № 32 от 14.05.2013г.
     
Составитель: Ибрагимова А.А., преподаватель ГБОУ СПО «ПГК».
Рецензент: Литвинова Н.А.,преподаватель ГБОУ СПО «ПГК».

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» по специальностям гуманитарного, социально-экономического и технического профилейи разработан на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года; рабочей программы по дисциплине «История».

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «История» адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания для итоговой аттестации (экзамена).



 

  МП.0697.2013     ã ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»

 


СОДЕРЖАНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 8

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

ВВЕДЕНИЕ.. 8

Раздел 1 «Древнейшая стадия истории человечества». 12

Тема 1.1 «Древнейшая стадия истории человечества». 12

Раздел 2 «Цивилизации Древнего мира». 20

Тема 2.1 «Цивилизации Востока». 20

Тема 2.2 «Античные цивилизации». 30

Раздел 3 «Цивилизация Запада и Востока в Средние века». 43

Тема 3.1 «Цивилизации Востока в средние века». 43

Тема 3.2 «Западноевропейская цивилизация в средние века». 52

Раздел 4 «История России с древнейших времен до конца XVII века» 67

Тема 4.1 «Восточные славяне в древности». 67

Тема 4.2 «Древняя Русь». 77

Тема 4.3 «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности». 90

Тема 4.4 «От Руси к России». 103

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 144

3.1 Текущий контроль. 144

3.2 Итоговый контроль по дисциплине. 144

4. ГЛОССАРИЙ.. 145

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.. 165

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 167

6.1 Основные источники (для студентов) 167

6.2 Дополнительные источники (для студентов) 167


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент!

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «История» предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению этой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит работу, как на учебных занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ.

В УМКД всё содержание дисциплины «История» разбито на разделы, которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное восприятие изучаемого предмета. Структура каждой темы построена следующим образом:

- Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать!

- План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения).

- Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме позволит студенту вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и семинарским занятиям.

- Задания для самостоятельного выполнения во внеурочное время (оформляются в виде сообщений, докладов, презентаций, эссе, таблиц, глоссариев и т.п.).

- Вопросы для самоконтроля по теме(ориентированы на вопросы точек рубежного и итогового контроля по дисциплине).

Приступая к изучению учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендуемой основной и вспомогательной литературы (см. информационное обеспечение дисциплины), получить в библиотеке рекомендуемые учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Из всего списка рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

- систематизировать знания об истории человечества, формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- развиватьспособности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- овладетьумениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формироватьисторическое мышление — способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- формироватьчувствогражданственности, национальной идентичности,

- развивать мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

- В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

 

- исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом;

- целостную картину истории мира;

- интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории;

- основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

 

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Таблица 1

Общие компетенции (ОК) Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.   - Видеть объективную картину мира. - Быть исторически грамотным и политически корректным. - Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах. - Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - Создавать проекты решений различных исторических ситуаций. - Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.   - Создавать проекты исторического моделирования. - Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию. - Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы. - Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, диаграмм и графиков.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. - Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов. - Создавать коллективные проекты решения различных исторических проблем. - Проявлять социальную толерантность.

 

При изучении дисциплины предполагается проведение семинаров по закреплению теоретических знаний. Практических занятий в курсе История» не предусмотрено. Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

 

 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Таблица 2

Формы отчетности, обязательные для сдачи Количество
Точки рубежного контроля.
Итоговая аттестация. Экзамен (компьютерное тестирование)

Желаем Вам удачи!

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. История как наука.

2. Периодизация истории.

3. Цивилизации, варианты их типологии.

4. Факторы исторического развития.

 

Основные понятия: история, цивилизация, вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы).

 

Краткое изложение теоретических вопросов

История как наука.

История – это наука, которая всесторонне изучает прошлое человечества

с целью познания его закономерностей, а также с целью выяснения, как эти

закономерности влияют на социально – экономические, политические и

духовные отношения в обществе

Предмет исторического исследования: исторические закономерности, события, факты.

Объект исторического исследования: жизнь прошлых поколений.

Основа исторической науки – собирание, систематизация, анализ и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. Вспомогательные исторические дисциплины изучают определенные виды или отдельные формы и содержание исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, сфрагистика, нумизматика, историография, палеография и др.). Исторические источники – это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Выделяют: устные, вещественные, этнографические, лингвистические, письменные исторические источники:государственно-актовые и описательные. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом, история континентов, история отдельных стран. История - одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук. «Отец истории» – древнегреческий ученый Геродот (V н.э.) История тесно связана с другими науками, но в отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

2. Периодизация истории.

Периодизация – это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы.

 

Всемирная периодизация

1–Древний мир (от жизни первобытных людей до IV в. н.э.).

2 – Средние века (V- XVI вв.).

3– Новое время (XVII- начало XX вв.).

4– Новейшее время (с I мировой войны 1914-18 гг. и по сей день).

Отечественная периодизация

1 – Восточные славяне в древности (IV-VIII вв.)

2 – Древняя Русь (IX- начало XII вв.).

3 – Удельная Русь (XII- конец XV вв.).

4 – Российское государство (XVI- XVII вв.).

5 – Российская империя в новое время (XVIII- начало XX вв.).

6 – Советское государство (1917 – 1991 гг.).

7 – Современная Россия (с 1991 г. по настоящее время).

 

3. Цивилизации, варианты их типологии.

Цивилизация – (в переводе с латинского языка - гражданский) особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической, политической и культурной спецификой.

Таблица 3

Критерий выделения Типы цивилизаций
Религиозные ценности. Христианская цивилизация Европы; Арабо-исламская; Цивилизации Востока: Индо-буддийская, Дальневосточно-кофуцианская.
Виды мировоззрений. Традиционная (восточная); рационалистическая (западная).
Масштабы распространения. Локальные; особенные; всемирные.
Преобладающая социально-экономическая сфера. Аграрная; индустриальная; постиндустриальная.
Фаза развития. «Молодая», зарождающаяся; зрелая, клонящаяся к упадку.
Общие фундаментальные черты духовной жизни, перспективы развития. Природное сообщество, восточный тип, западный тип, современный тип.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.