Для полной заочной формы обучения (5 лет) ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Направление подготовки
38.03.02. Менеджмент
Профиль подготовки
Маркетинг в отраслях и в сферах деятельности
Квалификация выпускника
Бакалавр
Ростов-на-Дону – 2015 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономические процессы протекающие в современных условиях, как на микро- так и на макроуровне, требуют более обширного круга знаний, нежели аппарат распространенной неоклассической теории. Курс «Институциональная экономика» позволяет объяснить многие экономические явления, происходящие в современной России, а также с помощью входящих в него теорий предложить пути повышения эффективности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Данный курс является инновационным и основывается на знании обществознания. Междисциплинарный характер данного курса делает методологию институционализма универсальной, что позволяет обучающимся науке выйти на новый уровень развития.
Цель изучения дисциплины - расширить представление обучающихся об альтернативных направлениях экономической теории, изучить содержание и метод институциональной экономики. Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономики в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики и современного менеджмента.
Исходя из указанной выше цели, при изучении данного курса решаются следующие задачи:
· ознакомить студента с основными работами и направлениями, заложившими основу институциональной теории, а также наиболее важными эмпирическими исследованиями, подтверждающими ключевую роль институтов в экономическом развитии;
· обучить студента основам современной институциональной экономической теории, которая стремится объяснить, как институты общества влияют на поведение людей и, следовательно, на особенности протекания экономических процессов, как на микроуровне, так и на уровне национальной экономики;
· показать возможности применения полученных знаний для анализа институциональной структуры общества, формировать у студента навыки самостоятельного анализа институтов современной экономики.
Систематическое углубленное изучение данного курса позволит студенту сформировать свои профессиональные интересы и определить свое потенциальное место в системе профессиональной деятельности, укреплении экономики страны и решении социальных проблем населения.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Институциональная экономика» изучается студентами сокращённого обучения на 1 курсае, студентами полной формы обучения – в течение 1-3 семестров. Настоящая дисциплина относится к базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (Б1.Б5), изучаемого в рамках направления подготовки бакалавриата 080200.62 «Менеджмент». Для студентов данного направления дисциплина является обязательной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
· «История»
· «Культурология»
· «Правоведение»
· «Социология»
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенции:
· знать основные понятия экономической теории и прикладных экономических дисциплин; закономерности функционирования современной экономики на микро- и макро- уровнях;
· уметь искать количественную и качественную информацию для анализа различных экономических явлений, анализировать информацию с помощью эконометрических методов.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
· «Методы принятия управленческих решений»
· «Теория организации»
· «Организационное поведение»
· «Теория управления»
· «Основы предпринимательства»
· «Бизнес-планирование»
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Институциональная экономика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК)компетенций бакалавра экономики:
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
· способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
· способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
· способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
· способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате изучения дисциплины «Институциональная экономика» студент должен:
Знать:
· категории, концепции, предмет и ключевые темы институциональной экономики;
· ведущих представителей институциональной экономики и их работы;
· основные исторические школы становления институционализма;
· основные отличия господствующей неоклассической и институциональной экономической теории;
· методологические основания новой институциональной экономики;
· особенности организаций и институтов как экономического ресурса;
· специфику институционального подхода при исследовании основных экономических вопросов;
· особенности экономических моделей «человека», «фирмы», «домохозяйства» и «государства» в институциональной теории.
Уметь:
· отличать институциональный подход к исследованию экономических процессов и явлений от других подходов;
· сравнивать различные институциональные структуры;
· формулировать проблему в терминах выбранной теоретической концепции;
· объяснять экономические явления и процессы в современном обществе;
· характеризовать статику и динамику институциональной среды;
· пользоваться институциональным анализом.
· видеть взаимосвязь трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов;
· понимать сущность институциональных изменений, объяснять их возникновение, динамику, влияние на ход экономических процессов;
· применять аналитический инструментарий институциональной теории для обобщения и осмысления реальной практики.
Владеть:
· знаниями, необходимыми для объяснения и анализа происходящих явлений в экономической жизни общества с точки зрения институционального подхода;
· навыками объяснения реальных экономических феноменов с помощью инструментария институциональной теории;
· способами поиска альтернативных вариантов решения поставленных проблем в рамках институциональной экономики;
· операционно-аналитическим инструментарием институциональной теории.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование темы дисциплины
| Содержание раздела (темы)
|
| Институты и их роль в экономике
| Определение института и его функции в обществе.
Институциональная структура общества.
Взаимоотношения между формальными и неформальными институтами.
Инститтут принуждения.
Метод институционального анализа.
|
| Трансакционные издержки
| Понятие трансакции.
Определение понятия «трансакционные издержки».
Виды трансакционных издержек.
Средства минимизации трансакционных издержек.
Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии.
Классификация трансакционных издержек.
Трансакционные издержки и основные типы экономического обмена.
|
| Институциональная теория прав собственности.
| Понятие и система прав собственности.
Теория возникновения и развития прав собственности
Спецификация и «размывание» прав собственности.
Общедоступная, коллективная, общественная, частная и государственная собственность.
Составные элементы «пучка прав собственности»
Теорема Коуза.
Альтернативные режимы прав собственности.
Типы прав собственности.
|
| Теория контрактов и контрактные отношения.
| Понятие контракта, типы контрактов.
Юридический и экономический подходы к понятию «контракт». Виды контрактов.
Неполнота контракта и оппортунистическое поведение.
Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения.
Моральный риск и способы его предотвращения.
Вымогательство как вид оппортунистического поведения.
Издержки контроля за соблюдением контракта.
Издержки определения и защиты прав собственности.
|
| Институциональные теории фирмы
| Альтернативные подходы к объяснению теории фирмы и ее границ. Неоклассическая теория фирмы. Институциональная теория фирмы.
Альтернативные формы деловых предприятий.
Траектория развития фирмы.
Основные типы фирм.
|
| Институциональная теория государства.
| Провалы рынка.
Основные теоретические подходы к определению природы государства (классическая, кейнсианская, теория насилия, теория социального контракта).
Функции государства.
Спецификация и защита прав собственности.
Государство и проблема принципала и агента.
Эмпирические оценки характера государства.
Неоклассическая модель государства Д. Норта.
|
| Институциональная динамика
| Стабильность институциональной структуры и институциональные изменения. Типы институциональных изменений.
Модель институциональных изменений Д. Норта.
Институциональные изменения и экономический рост.
Институциональные изменения в условиях переходной экономики. Типы домашних хозяйств.
|
| Истоки и развитие институциональной экономической теории
| Место институционализма в истории экономической мысли.
Предпосылки зарождения институциональной экономики. Критика классической школы.
Общие признаки институционализма.
Методология институциональной экономической теории.
Парадигма неоклассики.
«Дерево» институционализма.
«Старый» институционализм.
Неоинституциональная экономическая теория.
Новая институциональная экономическая теория.
|
4.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечивающих (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Методы принятия управленческих решений
| | +
| | +
| +
| | +
| | 2.
| Теория организации
| +
| | +
| +
| +
| | | +
| 3.
| Организационное поведение
| | +
| | +
| +
| | | | 4.
| Теория управления
| +
| | +
| +
| +
| | +
| +
| 5.
| Основы предпринимательства
| | +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6.
| Бизнес-планирование
| | +
| | +
| +
| +
| +
| |
4.3. Тематический план
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетные единиц (з.е.), 288 часов (ч.).
Для полной заочной формы обучения (5 лет)
|