Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для полной заочной формы обучения (5 лет)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

 

Направление подготовки

38.03.02. Менеджмент

 

Профиль подготовки

Маркетинг в отраслях и в сферах деятельности

 

Квалификация выпускника

 

Бакалавр

Ростов-на-Дону – 2015 г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономические процессы протекающие в современных условиях, как на микро- так и на макроуровне, требуют более обширного круга знаний, нежели аппарат распространенной неоклассической теории. Курс «Институциональная экономика» позволяет объяснить многие экономические явления, происходящие в современной России, а также с помощью входящих в него теорий предложить пути повышения эффективности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Данный курс является инновационным и основывается на знании обществознания. Междисциплинарный характер данного курса делает методологию институционализма универсальной, что позволяет обучающимся науке выйти на новый уровень развития.

Цель изучения дисциплины - расширить представление обучающихся об альтернативных направлениях экономической теории, изучить содержание и метод институциональной экономики. Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономики в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики и современного менеджмента.

Исходя из указанной выше цели, при изучении данного курса решаются следующие задачи:

· ознакомить студента с основными работами и направлениями, заложившими основу институциональной теории, а также наиболее важными эмпирическими исследованиями, подтверждающими ключевую роль институтов в экономическом развитии;



· обучить студента основам современной институциональной экономической теории, которая стремится объяснить, как институты общества влияют на поведение людей и, следовательно, на особенности протекания экономических процессов, как на микроуровне, так и на уровне национальной экономики;

· показать возможности применения полученных знаний для анализа институциональной структуры общества, формировать у студента навыки самостоятельного анализа институтов современной экономики.

Систематическое углубленное изучение данного курса позволит студенту сформировать свои профессиональные интересы и определить свое потенциальное место в системе профессиональной деятельности, укреплении экономики страны и решении социальных проблем населения.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Институциональная экономика» изучается студентами сокращённого обучения на 1 курсае, студентами полной формы обучения – в течение 1-3 семестров. Настоящая дисциплина относится к базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (Б1.Б5), изучаемого в рамках направления подготовки бакалавриата 080200.62 «Менеджмент». Для студентов данного направления дисциплина является обязательной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

· «История»

· «Культурология»

· «Правоведение»

· «Социология»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенции:

· знать основные понятия экономической теории и прикладных экономических дисциплин; закономерности функционирования современной экономики на микро- и макро- уровнях;

· уметь искать количественную и качественную информацию для анализа различных экономических явлений, анализировать информацию с помощью эконометрических методов.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

· «Методы принятия управленческих решений»

· «Теория организации»

· «Организационное поведение»

· «Теория управления»

· «Основы предпринимательства»

· «Бизнес-планирование»

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Институциональная экономика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК)компетенций бакалавра экономики:

знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

· способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

· способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

· способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

· способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).


В результате изучения дисциплины «Институциональная экономика» студент должен:

Знать:

· категории, концепции, предмет и ключевые темы институциональной экономики;

· ведущих представителей институциональной экономики и их работы;

· основные исторические школы становления институционализма;

· основные отличия господствующей неоклассической и институциональной экономической теории;

· методологические основания новой институциональной экономики;

· особенности организаций и институтов как экономического ресурса;

· специфику институционального подхода при исследовании основных экономических вопросов;

· особенности экономических моделей «человека», «фирмы», «домохозяйства» и «государства» в институциональной теории.

 

Уметь:

· отличать институциональный подход к исследованию экономических процессов и явлений от других подходов;

· сравнивать различные институциональные структуры;

· формулировать проблему в терминах выбранной теоретической концепции;

· объяснять экономические явления и процессы в современном обществе;

· характеризовать статику и динамику институциональной среды;

· пользоваться институциональным анализом.

· видеть взаимосвязь трансакционных издержек и различных режимов использования ограниченных ресурсов;

· понимать сущность институциональных изменений, объяснять их возникновение, динамику, влияние на ход экономических процессов;

· применять аналитический инструментарий институциональной теории для обобщения и осмысления реальной практики.

 

Владеть:

· знаниями, необходимыми для объяснения и анализа происходящих явлений в экономической жизни общества с точки зрения институционального подхода;

· навыками объяснения реальных экономических феноменов с помощью инструментария институциональной теории;

· способами поиска альтернативных вариантов решения поставленных проблем в рамках институциональной экономики;

· операционно-аналитическим инструментарием институциональной теории.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование темы дисциплины Содержание раздела (темы)
Институты и их роль в экономике Определение института и его функции в обществе. Институциональная структура общества. Взаимоотношения между формальными и неформальными институтами. Инститтут принуждения. Метод институционального анализа.
Трансакционные издержки Понятие трансакции. Определение понятия «трансакционные издержки». Виды трансакционных издержек. Средства минимизации трансакционных издержек. Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии. Классификация трансакционных издержек. Трансакционные издержки и основные типы экономического обмена.
Институциональная теория прав собственности. Понятие и система прав собственности. Теория возникновения и развития прав собственности Спецификация и «размывание» прав собственности. Общедоступная, коллективная, общественная, частная и государственная собственность. Составные элементы «пучка прав собственности» Теорема Коуза. Альтернативные режимы прав собственности. Типы прав собственности.
Теория контрактов и контрактные отношения. Понятие контракта, типы контрактов. Юридический и экономический подходы к понятию «контракт». Виды контрактов. Неполнота контракта и оппортунистическое поведение. Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения. Моральный риск и способы его предотвращения. Вымогательство как вид оппортунистического поведения. Издержки контроля за соблюдением контракта. Издержки определения и защиты прав собственности.
Институциональные теории фирмы Альтернативные подходы к объяснению теории фирмы и ее границ. Неоклассическая теория фирмы. Институциональная теория фирмы. Альтернативные формы деловых предприятий. Траектория развития фирмы. Основные типы фирм.
Институциональная теория государства. Провалы рынка. Основные теоретические подходы к определению природы государства (классическая, кейнсианская, теория насилия, теория социального контракта). Функции государства. Спецификация и защита прав собственности. Государство и проблема принципала и агента. Эмпирические оценки характера государства. Неоклассическая модель государства Д. Норта.
Институциональная динамика Стабильность институциональной структуры и институциональные изменения. Типы институциональных изменений. Модель институциональных изменений Д. Норта. Институциональные изменения и экономический рост. Институциональные изменения в условиях переходной экономики. Типы домашних хозяйств.
Истоки и развитие институциональной экономической теории Место институционализма в истории экономической мысли. Предпосылки зарождения институциональной экономики. Критика классической школы. Общие признаки институционализма. Методология институциональной экономической теории. Парадигма неоклассики. «Дерево» институционализма. «Старый» институционализм. Неоинституциональная экономическая теория. Новая институциональная экономическая теория.

 

 

4.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечивающих (последующих) дисциплин
   
1. Методы принятия управленческих решений   +   + +   +  
2. Теория организации +   + + +     +
3. Организационное поведение   +   + +      
4. Теория управления +   + + +   + +
5. Основы предпринимательства   + + + + + + +
6. Бизнес-планирование   +   + + + +  

 

4.3. Тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетные единиц (з.е.), 288 часов (ч.).

Для полной заочной формы обучения (5 лет)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.