Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ лабораторных работ

1. Можно ли сказать, что абсолютный диктатор — это луч­ший вариант третьей стороны, осуществляющей принуждение?

2. Существование формального правила легче доказать, чем существование социальной нормы. Чем можно объяснить слож­ности, связанные с выявлением социальной нормы, и что может свидетельствовать о том, что она существует?

3. Существует так называемые «спящие» нормы права, ко­торые малоизвестны и редко применяются на практике. Как вы думаете, является ли «спящая норма» институтом?

4. В обыденной жизни потенциальные «дилеммы заключен­ных» регулируются не столько нормами закона, сколько нефор­мальными социальными нормами. Приведите несколько при­меров подобного института, который заставляет людей выбирать те стратегии, которые могут быть непривлекательными для них. Какие ситуации, по Вашему мнению, встречаются чаще: ситуации координации или ситуации типа «дилемма заключенных»?

5. Какие правила, на ваш взгляд, более гибкие — формаль­ные или неформальные?

6. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы вза­имодействия между формальными и неформальными правилами.

7. Сравните следующие ситуации:

a. Вы пытаетесь заключить сделку с иностранным контраген­том, однако, не знаете языка, на котором говорит ваш контрагент, он не говорит на вашем языке, а найти переводчика вы не смогли. Сделку заключить не удается.

b. Вы пытаетесь заключить сделку и обсуждаете ее условия с контрагентом, при этом ваша речь грамматически правильная, в то время как речь вашего партнера выдает в нем человека, отно­сящегося к другому, более низкому социальному кругу. По непо­нятным вам причинам контрагент отказывается заключать с вами сделку, и вам кажется, что именно различие в речи сыграло в этом отказе определенную роль.



В каждой из этих ситуаций вы понесли определенные поте­ри — вам не удалось заключить сделку, которая была выгодна для вас, и это можно рассматривать как определенного рода санкцию. Какой тип санкции действует в этих ситуациях? Объясните раз­личие между этими типами санкций.

8. Кинотеатры часто продают билеты без указания места. Экономия какого из видов трансакционных издержек достигается при подобным способе продажи билетов?

9. Объясните, почему на конкурентном рынке не возникнет ситуация переговоров по Гоббсу? Что ограничивает возможность высказывания угроз?

10. Какой вид трансакционных издержек приводит к возник­новению институтов в ситуации координации, ситуации типа «дилемма заключенных» и ситуации неравенства? В ситуации координации рассмотрите отдельно институт денег и правила до­рожного движения (движения по правой или полевой стороне).

11. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский рассказывает следующую историю.

Подполковник распоряжался большими суммами казенных денег. Каждый раз после очередной финансовой проверки под­полковник ссужал деньги купцу Трифонову. Тот ездил на ярмар­ку, пускал деньги в оборот и возвращал подполковнику деньги с процентами. Но однажды приехал начальник дивизии, распек подполковника на чем свет стоит и велел тому подать в отставку. Подполковник попросил Трифонова вернуть ему последнюю сум­му 4500 рублей. «Никогда я от вас ничего не получал, да и получать не мог», — ответил Трифонов.

Как называется такое соглашение? Что гарантировало ис­полнение этого соглашения? Какие изменения, произошедшие в структуре сделки, вызвали оппортунистическое поведение купца Трифонова?

12. На примере работа маяков объясните сложности введения режима частной собственности. Выделите правовые и кинологи­ческие причины, обуславливающие невозможность исключения других лиц из пользования светом маяка.

13. Объясните, каким образом происходит интернализация экстерналий при решении конфликта по поводу вредного воздей­ствия путем заключения частной сделки.

14. Оцените предложение о решении проблемы истощения рыбных ресурсов путем введения частной собственности на этот ресурс.

15. Какие режимы собственности могут сложиться де факто при государственной собственности де юро? Подумайте над тем, ка­ковы те условия, которые приведут к а) частной собственности, б) коллективной собственности и в) общедоступной собственности.

16. Если число проданных на рейс билетов оказывается боль­ше, чем посадочных мест, можно провести аукцион, в ходе кото­рого выяснится, кто из пассажиров готов в обмен на определен­ную компенсацию лететь другим, более поздним рейсом. Размер компенсации определяется минимальной ценой, необходимой для того, чтобы побудить нужное количество людей отказаться от своих мест. Эта система работает довольно хорошо. Можно ли ис­пользовать подобную систему аукционов для того, чтобы решить вопрос о разрешении курить во время полета? Аргументируйте вашу точку зрения.

17. Как вы думаете, каким образом будет использоваться уча­сток плодородной земли, доступ к которому не ограничен, — как пастбище для скота или с целью выращивания фруктового сада? Аргументируйте вашу точку зрения.

18. В какой ситуации находятся люди, имеющие неограниченный доступ к ограниченному ресурсу? Проиллюстрируйте ваш ответ матрицей соответствующей игры. Какие трансакционные издерж­ки препятствуют решению проблемы? Какие институциональные решения проблемы вы можете предложить в этой ситуации?

19. В кафе за соседними столиками сидят два посетителя, и один из них курит. Некурящему посетителю мешает дым, и он го­тов заплатить 300 рублей за то, чтобы курящий отказался от ку­рения. Курящий посетитель готов принять в качестве оплаты за отказ от курения 200 рублей. Трансакционные издержки заключе­ния сделки между ними равны нулю. Объясните, почему эта сдел­ка не состоится.

20. Представьте себе, что вы адвокат, и ваша задача — привести аргументы и защиту исключительных прав собственности. Какие доводы вы приведете в своей речи?

21. Почему возраст человека не может быть сигналом на рын­ке труда?

22. В чем, на ваш взгляд, заключаются причины ограниченных возможностей правовой системы по предотвращению оппортуни­стического поведения?

23. Сформулируйте условия, при которых станет возможным вымогательство?

24. Адвоката можно рассматривать не только как агента своего клиента, но и как агента суда. Суд хочет, чтобы адвокат раскрывал истинное положение дел, не затягивал дело, не причинял беспокой­ства другой стороне. Клиент хочет, чтобы адвокат сделал все, чтобы выиграть дело. Как различные типы контракта с адвокатом (поча­совая оплата труда адвоката, условное вознаграждение) повлияют на его поведение как агента своего клиента и как агента суда?

25. Какую роль, по вашему мнению, могут играть профсоюзы в защите квази-ренты работников, которая может быть экспро­приирована работодателем?

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется, если ответ характеризуется содержательностью, конкретность, знанием литературы по теме, четкостью изложения материала;

- оценка «хорошо» выставляется, если ответ характеризуется содержательностью, конкретностью, знанием литературы, но в нем отсутствует четкость изложения материала;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если ответ характеризуется содержательностью, но недостаточно конкретен и в нем отсутствует четкость изложения материала и знание литературы в полном объеме;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не может раскрыть содержание вопросов, и не знает литературы;

- оценка «зачтено» выставляется, если ответ характеризуется содержательностью, конкретностью и знанием литературы;

- оценка «не зачтено» выставляется, если в ответе отсутствует содержательность, конкретность и знание литературы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Агапова И. И. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство: Магистр, 2012.

2. Земцова Л.В. Институциональная экономика. – М.: ЭльКонтент, 2012.

3. Лебедева Н.Н., Николаева И.П. Институциональная экономика: Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и Ко, 2014.

4. Манохина Н.В. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство: НИЦ ИНФРА, 2013.

5. Носова С.С. Институциональная экономика: Учебник. – М.: КноРус, 2015. – 216с.

6. Одинцова М.И., Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство: ГУ ВШЭ, 2009.

7. Олейник А.Н., Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Издательство: ИНФРА-М, 2013.

8. Сухарев О.С. Институциональная экономика: Учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2014. – 502 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс)

9. Тертышный С.А. Институциональная экономика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – М.: Издательство «Мир книг», 2013.

10. Колосов А.В. Институциональная экономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт,2015. – 384с.

 

Дополнительная литература

1. Введение в институциональный анализ: Учеб. пособие / Под ред. В. JI. Тамбовцева. – М.: Эконом, факультет МГУ, ТЕИС, 2006.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

4. Вольчик В.В. Институциональная и эволюционная экономика: учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2011. – 228с.

5. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Catallaxy, 1995.

6. Журавлёва Я.А., Моисеев В.В. Социальная политика России: учебное пособие. – М.: МИЭМП, 2010. – 280с.

7. Институциональные преобразования в экономике России: монография. – Ростов н/Д: РИНХ, 2011. – 205с.

8. Иваненко О.Б., Гришаева Л.В. Институциональный механизм реализации земельной ренты в сельском хозяйстве. – Омск: Сфера, 2010. – 161с.

9. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. – М.: ИМЭМО, 2010.

10. Коуз Р. Природа фирмы: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001.

11. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Дело ЛТД, 1993.

12. Литвинцева Г.П. Введение в институциональную экономическую теорию: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009.

13. Нестеренко А.Н. Современное состояние и основные проблемы ин­ституционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. – 2007. – №3.

14. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. –1997. – № 3.

15. Норт Д.С. Институты и экономический рост: историческое видение // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 2.

16. Нуреев Р.М. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора. Сер.: Нобелевские лауреаты по экономике. Фонд экономической инициати­вы. – М.: Таурус-Альфа, 1997. Т. 1.

17. Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 3.

18. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческая контрактация. – СПб: Лениздат, 1996.

19. Шаститко А. Е. Экономическая теория институтов. – М.: Экон. фа­культет МГУ, ТЕИС, 2007.

Периодические издания:

1. Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

2. Газета «Экономика и жизнь»

3. Журнал «Эксперт»: официальный сайт - http://www.expert.ru/

4. Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

5. Журнал «Вопросы экономики»

Интернет-ресурсы

1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/about/software/.

2. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. http://www.ach.gov.ru/ru/.

3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. http://правительство.рф/.

4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. http://www.minfin.ru/ru/.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. http://www.nalog.ru/.

6. Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. http://www.fssn.ru/www/site.nsf.

7. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. http://www.rosfinnadzor.ru/.

8. Официальный сайт Всемирного банка- www, worldbank.org.

9. Новости рынков – http://antares.ifs.ru/ru/m_news.htm.

10. http://institutiones.com. – Экономический портал.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№п/п Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
Кабинет № 1 Учебная лаборатория, оборудованная компьютерами и необходимыми программами по направлению работы лаборатории
Кабинеты №№ 2,3 Кабинеты, оборудованные мультимедиа комплектами, для представления учебных фильмов, презентаций и другого иллюстративного материала.
Кабинеты № 4 Учебные компьютерные классы, для проведения практических занятий и промежуточного компьютерного тестирования

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на основании Рабочей программы дисциплины «Институциональная экономика» Московского университета им. С.Ю. Витте, разработанной к.э.н., доцентом кафедры «Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания» Д.А. Яниным, ст. преподавателем А.С. Жидковым, к.э.н., доцентом Шевелевой О.М., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Экономики и менеджмента» протокол № 1 от «26» августа 2015г.

 

 

Заведующий кафедрой «Экономики и менеджмента»,

филиала в г. Ростове-на-Дону

к.э.н., доцент ___________А.В. Воронина

Разработчик:

к.э.н., доцент кафедры

«Экономики и менеджмента»

филиала в г. Ростове-на-Дону _________О.М. Шевелева






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.