Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации

Восприятие и усвоение информации зависит от функциональных особенностей центральной нервной системы. По определению И. П. Павлова, существу-

ет 4 классических типа центральной нервной сис­темы /153, с. 52—55/, а соответственно и 4 типа темпераментов (лат. temperamentum — «надлежа­щее соотношение частей, соразмерность»).

1. Холерик (от гр. chole — «желчь») — быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек. Его реакция мгновенна, молниеносна, нередко пре­вышает необходимое действие. Может быстро и лег­ко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, не в состоянии сразу успокоиться, поскольку склонность к возбуждению у него сильнее, чем к торможению. Воспитание такого человека необходимо строить так, чтобы укрепить в нем процесс торможения, вы­работать умение сдерживать свои реакции на окру­жающее (пример холерика — А. С. Пушкин).

2. Сангвиник (лат. sanguis, sanguinis — «кровь») — подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающий­ся человек. В нем гармонично сочетаются двига­тельные и тормозные функции. Его реакция быст­рая, четкая, рациональная. Сангвиник способен ак­тивно и деятельно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, лег­ко переходить от отдыха к работе, и наоборот. Он умеет найти выход из трудных положений, спосо­бен ставить перед собой и решать сложные задачи (А. И. Герцен — сангвиник).

3. Флегматику (гр. phlegma — «слизь, мокро­та») свойственна невозмутимость, граничащая с хладнокровием. Человек с медленной восприимчи­востью и слабой активностью, трудно раздражаю­щийся, терпеливый и хладнокровный. У флегма­тика процесс возбуждения ослаблен, а процесс тор­можения усилен. Его реакции замедлены. Харак-



 

терной его особенностью является основательность и неторопливость. «Флегматик медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит до конца. Оказавшись в роли начальника, он будет руково­дить спокойно и планомерно. Но без соответствую­щего воспитания флегматика будет многое раздра­жать: например, быстрота, с какой его коллеги при­нимают решение» /153, с. 54/, требования сроч­ных перестроек, пересмотров, отчетов и т.п. Для него могут оказаться непосильными и темпы, кото­рых требуют обстоятельства. «В домашней обста­новке флегматика может огорчить самое безобид­ное предложение жены, требующее быстрой пере­мены планов: например, сразу после прихода с ра­боты пойти в кино или театр. В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах. Если флег­матик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьба погулять или поиграть с ними» /153, с. 54/ (И. А. Крылов — флегматик).

Исследуя влияние темперамента на процесс адап­тации и изучая причины отсева, в каунасских ву­зах пришли к выводу, что студенты с флегматичес­ким темпераментом адаптируются хуже всего (по данным республиканской научно-методической кон­ференции в Каунасе «Социально-педагогические и психологические проблемы адаптации студентов». Октябрь-ноябрь 1977 г.)

4. Меланхолик (гр. melas, melanos — «черный» + chole — «желчь») — человек, склонный к угне­тенному настроению и мрачным мыслям. У мелан­холика — слабые нервные процессы, т. е. процесс возбуждения и процесс торможения снижены. Он теряется в сложных ситуациях и не всегда может

найти выход из трудного положения. Крайне нео­хотно принимает ответственные решения, быстро устает от физической и умственной работы. Ему нужен более длительный отдых после дневных тру­дов. Меланхолик тяжелее переносит различные не­приятности и заболевания, он легко раним. Для него нужны более упорядоченные условия жизни. Он может удачно вписываться в социальную среду при условии грамотной оценки и правильного отноше­ния к нему со стороны окружающих /153, с. 55/ (Н. В. Гоголь — меланхолик).

Естественно, в жизни указанные типы темпера­ментов в чистом виде встречаются крайне редко. Речь идет о преобладании тех или иных типологи­ческих особенностей, которые являются ведущими и основными при восприятии, усвоении и запоми­нании информации.

Организуя процесс обучения, используя работу студентов в парах, мы должны помнить, что санг­винику проще общаться с холериком, флегматику и холерику ужиться друг с другом очень трудно. С холериком лучше вести занятия в быстром тем­пе, оперировать крупными блоками, быстро пере­ключаться с одного вида работы на другой. При этом необходимо помнить о разумно распределен­ном повторении, так как быстро усвоенное так же легко уходит из памяти.

Лицам с выраженными тормозными процессами лучше вводить материал неторопливо, основатель­но, на глубину. У таких людей однажды усвоенный материал, как правило, не забывается или же про­цесс забывания идет медленно. По данным Б.М.Теплова, медленность возникновения и прекращения нервных процессов, свойственная флегматикам, является основой прочности запоминания /154/.

Зная типы нервной системы, преподаватель име­ет возможность учитывать особенности личности студента при опросе, особенно во время экзаменов.

Преподавателям хорошо известны факты неожи­данных срывов студентов на экзаменах. Анализ подобных срывов, проведенный специалистами-психологами, показал, что в большинстве случаев причиной срывов является экзаменационный стресс (экзамен — всегда стресс). В генезисе этого срыва значительную роль играет экзаменатор (как ут­верждают психологи), если он не учитывает осо­бенностей нервной системы экзаменуемого.

Стрессовые обстоятельства усиливают те или иные типологические проявления, т.е. холерик мо­жет стать еще более безудержным, флегматик еще более заторможенным. Резкое противодействие эк­заменатора не вызывает их коррекцию, а наоборот, усиливает стрессовое проявление характера. Луч­ше в подобных случаях, чтобы преподаватель как бы не замечал избыточных проявлений темперамен­та, а доброжелательно и спокойно помогал студен­ту прийти в себя. Отвлечь студента, переключить внимание, пошутить или просто поощрительно улыбнуться — вот простые приемы, позволяющие студенту спокойно воспринимать вопросы экзаме­натора и отвечать на них. Таким образом, на вос­приятие, усвоение и запоминание в значительной степени влияют тип центральной нервной системы и учет ее особенностей преподавателем.

Посмотрите на рисунок всемирно известного дат­ского карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Он назы­вается «Четыре темперамента». На один и тот же поступок люди реагируют по-разному. Так и с ре­акцией студентов на информацию преподавателя. Каждому преподавателю полезно помнить, что на

Рис. 15. X. Бидструп. Четыре темперамента

восприятие информации влияет тип центральной нервной системы. Не стоит обижаться, если кое-кто из студентов воспринимает вашу информацию не так, как бы вам хотелось. Он не виноват, многое зависит от его типа нервной системы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.