Обратная связь
|
СИСТЕМА ТСОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 5 глава Преподаватель — сердце вуза, доверенное лицо общества, ваятель нравственности. В нашем деле, как и в любом другом, мастерство определяется чувством меры, единством заботы, уважения и требовательности. Главное — воспитание человечности. У А. С. Макаренко стилем воспитания было соединение огромного доверия со строжайшей требовательностью. Однако это не значит, что воспитание сводится к наставлению и поучению. Воспитывать — это значит формировать настоящее и буду-
щее поведение студента, являющееся выражением его мировоззрения.
У преподавателя есть три механизма воздействия на студента:
1. «Заражение», т. е. возможность собственной увлеченностью, собственной деятельностью «заразить» студентов, развивая в них способность учиться. Механизм заражения действует на эмоциональное состояние человека. Причем человек при этом поступает бессознательно, следуя за своим идеалом (преподавателем) или группой студентов, увлеченных, «зараженных» преподавателем. К сожалению, при заражении воля у человека подавлена, например, смех.
2. Второй механизм — внушение. Он тоже действует на основе эмоций, но в отличие от заражения воля у человека не подавлена, человек находится в здравом разумном состоянии. Спокойная, уравновешенная, иногда даже властная интонация преподавателя обеспечивает 90% успеха, срабатывает механизм внушения. Если уверенный тон преподавателя не воспринимается, то можно ссылаться на авторитеты (цитировать их) или на мнение большинства людей, тогда студент как бы присоединяется к этому большинству. Обычно хорошо срабатывает прием переноса отношений — если человек хорошо относится к какой-то личности, то он будет хорошо относиться и к информации, идущей от этой личности. Этот прием часто используется в период предвыборной кампании, когда популярные артисты агитируют за того или иного кандидата. Так и в педагогической деятельности: авторитетный, любимый студентами преподаватель может оказывать на них большое внушающее воздействие.
3. Убеждение — это третий механизм влияния преподавателя на студента. Он тесно связан с внушением, так как основным средством убеждения является слово, как и при внушении. Однако в отличие от внушения, воздействующего на эмоциональную сферу, убеждение воздействует на логику человека, на его сознание. Причем важную роль здесь играет не только слово. Когда вы пытаетесь убедить студентов, то они не только слушают вас, но и оценивают: можно ли вам доверять? Достаточно ли вы компетентны? А главное: тот ли вы человек, которого стоит слушать и с которым стоит иметь дело? Студенты имеют право выбора преподавателя.- Поэтому при убеждении важно:
1. Четко и уверенно сформулировать основную мысль, сказать о том, что вас действительно связывает с ней, а вывод студенты сделают сами,
2. Обозначить одно-два ключевых положения, к которым по ходу беседы стоит возвращаться. Повтор — хорошее средство донести до студентов свою основную мысль.
3. Приводить убедительные, непротиворечивые доводы. Сильнее убеждает конкретика, чем рассуждения общего характера.
4. Быть уверенным в себе, выражать надежду и осторожный оптимизм. Все это студенты воспринимают благожелательно.
5. Открыто и четко высказывать свои мысли и этим расположить к себе аудиторию. Все любят открытых и честных людей.
6. Ровное и заинтересованное отношение к студентам. Подсознательно студента волнует вопрос, как преподаватель к нему относится, что он о нем думает. Если студент заподозрит равнодушное или пренебрежительное отношение к себе, он постара-
ется не обращаться к этому преподавателю, будет избегать его. Важно прямо или косвенно показать или проговорить свое доброжелательное отношение к студенту, быть действительно заинтересованным в том, чтобы убедить его. Слова «для меня важно ваше мнение» или «мне интересно беседовать с вами» и т.п. никогда не будут лишними. Слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что...» и т.п. создают у студентов ощущение общности с вами.
Естественно, ничем нельзя заменить достоверную, основательную и глубокую информацию, на которой основывается ваша речь. Но, готовясь к беседе, лекции или занятиям, постарайтесь найти гармоничную пропорцию между этими элементами. И тогда вы будете не только давать информацию, но и убеждать.
Преподаватель-воспитатель отличается тем, что любит студентов. Косвенно, через учебный процесс заботится об их благополучии в сферах их общения друг с другом, признает право студентов на самостоятельность, убеждая старается пробудить и поднять их активность. Настоящий преподаватель — сам высоконравственный человек и потому он сочетает доброту и вежливость с высокой требовательностью, исключая насилие и принуждение. Он прекрасно знает, что кроме педагогического права наказывать есть еще и педагогическая обязанность щадить. Щадить чувства и души студентов.
К сожалению, в вуз или колледж (техникум) поступают люди с твердым убеждением, что если они что-то сделают хорошо, будет награда (может быть в виде оценки), если что-то сделают плохо, будет наказание. Но такое мышление породило синдром неотвратимости наказания, который не дает нам заметить неэффективности наказания. То же
самое наблюдается не только в педагогической практике, но и в жизни. ГАИ штрафует за нарушение автодорожных правил, а нарушения растут, школа наказывает, а положение дел ухудшается вплоть до роста малолетней преступности, роста наркомании среди молодежи. Отсюда вывод: наказание должно быть редкостью и применяться, когда человек действительно нарушает, законы.
Максим Горький рекомендовал обращаться с людьми лучше, чем они того заслуживают: «Если мы строго осудим тех, кто достоин кары, мы счастливей не будем, но мир опустеет старый».
Доброта, сдержанность, вежливость значительно облегчают процесс воспитания, именно эти качества и способны оказать положительное воздействие на студента. Их-то и нужно противопоставить норову студентов, который встречается подчас. Для настоящего преподавателя делать людям добро — такая же потребность, как жить, дышать. Вежливость для него — не обязанность, а душевная потребность, форма добрых отношений между людьми. Она лишь тогда хороша, когда естественна, доброжелательна, когда руководит ею не рассудок (как лучше), а сердце (только так!). Зависти, жестокости, грубости такой преподаватель противопоставляет педагогическое терпение, доброту и вежливость. Только так можно воспитать вежливого студента.
Хотите воспитать инициативу у студентов? Поручите ему нужное дело и не вмешивайтесь каждый день. Примите тот план, который он предложит. Пусть этот план будет и неидеален. У человека есть выбор: сделать что-то хорошо или плохо. Главное, чтобы он сам выбрал свой путь. Сделав плохо, он сам поймет свою ошибку и сам ее исправит, если убедится в необходимости этого. Так тоже
вырабатывается реальное представление о плохом и хорошем.
Развитию творческого отношения к учебе способствуют задания, рассчитанные не только на учебник, но и на самостоятельный подбор и изучение дополнительной литературы. Давая задания к текущим занятиям и индивидуальные задания (реферат, курсовая работа и т.п.) к отдаленному сроку сдачи, мы приучаем студентов планировать свое время не только в краткосрочном, но и долгосрочном плане.
Интересен опыт воспитания обязательности в Японии. Там, по воспоминаниям В. Овчинникова, обращают на это внимание уже в школе. Учащимся дается возможность выбрать «оценку по контракту», т. е. если он в работе ответит на 7 вопросов, то получит тройку, если на 12 — четверку, если на 19 — пятерку. Учащийся выбирает, исходя из своих возможностей. Но если он заключил контракт на четверку, а выполнил на пятерку или, наоборот, заключил контракт на пятерку, а выполнил на четверку, то учащийся получает двойку. Любое недовыполнение равнозначно провалу. Никакое перевыполнение не вознаграждается. Нужно лишь одно:
выполнить контракт, точно сдержать взятое слово. Жесткий подход, но так воспитывается там обязательность, верность слову.
Организованность и обязательность, инициативность и сдержанность, дисциплина воли и верность слову — все это необходимо воспитывать на основе воспитания эмоциональной культуры студентов:
1) уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
2) развивать способность к сопереживанию с чувством других людей;
3) формировать умение делить свои переживания с близкими;
4) прививать чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими;
5) воспитывать эмоциональную отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в нашей
жизни.
От того, как мы воспитаем эмоциональную культуру наших студентов, будет зависеть, легко или тяжело им будет идти по жизни, ибо человек всю жизнь держит экзамен перед обществом, и чем выше его эмоциональная культура, тем легче ему и окружающим.
Главное — воспитание человечности. Тогда будет чувство любви к Родине, родителям, чувство товарищества и т.п. Для эмоциональной жизни в юности характерно то, что в эти годы не только переживаются предметные чувства (направленные на определенные событие, лицо, явления), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, трагического, юмора и т.д.).
В заключение следует подчеркнуть, что педагогическая этика основана не только на любви к обучаемым, но и на глубоком знании их внутреннего мира, интересов, стремлений, особенностей характеров каждого студента.
Всем взрослым, независимо от профессии надо учиться быть педагогами в душе. И не только любить, но, познавая характер своих обучаемых, понимая их, помогать нравственному становлению будущих специалистов. Есть в вузах и техникумах занятия по математике, химии, физике и т.п. Нет занятий внимания, великодушия, благородства, уважения к людям. И все-таки хороший преподаватель учит всему этому своих студентов, воспиты-
вает их высоконравственными тонко и глубоко, основательно и прочно.
Не менее важно воспитывать критическое отношение студентов к окружающему и к самим себе. Известно, что среда, реальные общественные отношения, живая практика, конкретный опыт в конечном счете формируют человека, но слово и поступки преподавателя должны стать ведущими в формировании активной социальной деятельности студентов. Чем активнее их деятельность, тем интенсивнее идет обогащение их духовного мира, а этого можно добиться, только опираясь на «принципиально новую систему образования, ориентированную на человека, его духовное развитие, удовлетворение его индивидуальных личных потребностей» /259,с. 5/.
16.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Педагогическая этика, о которой речь шла в предыдущем разделе, покоится на педагогическом общении. Порой даже трудно отличить одно от другого. Вот почему этот раздел является логическим
продолжением предыдущего.
Можно предположить, что большинству преподавателей хорошо известно, что такое педагогическое общение. В самых общих чертах — это вежливое общение преподавателей друг с другом и студентами, которое способствует выполнению нашей главной цели — выпуску высококвалифицированных специалистов и достойных граждан нашей страны. Поскольку нам не всегда удается достичь этой цели (достаточно высок отсев студентов), необходимо рассмотреть этот момент несколько подробнее.
Коротко коснемся истории вопроса. В зарубежной литературе педагогическое общение сводится в основном к педагогической технологии. С конца 30-х годов XX в. в западной педагогической психологии интенсивно разрабатывалась проблема типологии стилей поведения учителей. Ее поставил знаменитый психолог К. Левин. Вместе с другим психологом, Андерсоном, он пришел к мнению, что от
стиля поведения учителя зависит поведение учащегося. Если учитель не боится признать свою некомпетентность в чем-то, учитывает интересы учащихся, оказывает им помощь в решении проблем, поддерживает их инициативу (такой стиль они называют интегративным стилем поведения), то учащиеся становятся более активными, социальными и саморегулируемыми.
В 70-х годах западногерманские психологи Рейнхард и Анна Мария Тауш обратили внимание на то, что лишь незначительная часть учителей ведет себя интегративно, всего 2%, в то время как в 97% случаев они даже при обратной общей установке (т. е. при положительном отношении к классу) выбирали автократический путь поведения: «Не смотри в окно!», «Убери пальцы», «Тихо!», «Ты один не понял!» и т. п. /263, с. 14/.
Следует отметить, что педагогическое общение рассматривалось в основном как общение учителя с классом в целом. С конца б0-х годов наибольшее внимание уделялось общению учителя с отдельными учениками. Этот поворот был четко обозначен вышедшей в 1968 г. книгой американских психологов Розенталя и Джекобсона «Пигмалион в классе» (о ней говорилось в разд. 15). Основная их идея выражается в том, что у учителя создается установка на ученика и он себя ведет так, чтобы его прогноз оправдался /263, с. 15/.
По утверждению А. А. Леонтьева, на Западе (в США, ФРГ, Италии, Англии) в 70-х годах существовали сотни работ по педагогическому общению. В 1974 г. в США была опубликована обобщающая книга, монография «Отношения учителя и ученика». В ней приведены интересные данные о субъективности общения учителя. Оказывается, учитель
непроизвольно стремится обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах. Эти школьники при равных условиях оцениваются более высоко.
Факт индивидуальной установки учителя на ученика сейчас совершенно ясен и очень хорошо исследован. Исследования показали, что дело не в учениках, а в учителях, вернее, в типах учителей /263, с. 15/.
В отечественных исследованиях картина гораздо более многоплановая. Во-первых, наши ученые изучали психологию общения. В этом плане интересны работы И. В. Страхова, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, Г. В. Гусева, А. Б. Добровича /264-268 и др./- Во-вторых, общение рассматривалось как наука и искусство, здесь интересны работы А. Б. Добровича, Л. В. Власова, Е. Н. Ильина /269-272/. В-третьих, появились фундаментальные публикации о педагогическом общении. В этом плане каждому преподавателю стоит ознакомиться с работами А. А. Леонтьева, А. А. Бодалева, В. А. Кан-Калика, А. Н. Лутошкина, Ф. М. Рахматулиной и А. Т. Курбановой /263, 273-277/.
Однако приходится констатировать, что проблема педагогического общения рассматривалась как в зарубежной, так и в отечественной литературе в основном в плане общения учителя школы и учеников. Что же касается вуза или техникума (колледжа), то здесь эта проблема менее разработана /258, 261, 278/. Экспериментатор Н. Д. Творогова выяснила, что студенты, хорошо владеющие техникой общения, создают у преподавателя иллюзию хорошего знания предмета, формируют положительное отношение к себе, т. е. их умение общения создает у преподавателя субъективную положитель-
ную установку /278/. Ну а если студент не владеет техникой общения, он замкнут? Тогда у преподавателя создается отрицательная установка, что вызывает отрицательное отношение преподавателя к данному студенту. А это значит, что и ответы данного студента оцениваются значительно ниже, т. е. необъективно.
Каждому преподавателю необходимо знать, что установки возникают в результате оценки внешности студента, его общения с преподавателем или на основании информации, которую получает преподаватель о студенте. Это основные три источника рождения установки. При отрицательной установке «возникает вопрос: не сами ли педагоги формируют иной раз неуспешность студента за счет своего отношения к нему как заведомо неуспевающему?» /196, с. 271/.
Справедливости ради стоит отметить, что не у каждого преподавателя формируется неосознанная установка (положительная или отрицательная). Как показывает многолетняя практика работы в вузе, у высоконравственного преподавателя, владеющего техникой педагогического общения, таких установок нет, ибо он, как правило, знает, что существуют условия недопущения или преодоления субъективизма и предвзятости педагога вуза: во-первых, «хорошо налаженная совместная деятельность педагогов и студентов» /196, с. 271/, во-вторых, владение «системой социально-психологических и педагогических знаний;» /196, с. 272/. Именно эти два условия помогают преподавателю в достижении намеченного результата.
Поскольку педагогическое общение достаточно полно описано в работе А. А. Леонтьева /263/, то обратимся к ней, но рассмотрим ее с позиции пре-
подавателя высшего и среднего специального учебного заведения. Прежде всего необходимо отметить, что до А. А. Леонтьева определения общения давались с точки зрения говорящего, за основу бралось два человека: говорящий и слушающий, т. е. речь шла о передаче информации или обмене информацией, при этом общение рассматривалось как что-то прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, вносящее в нее элементы социальной обусловленности. А. А. Леонтьев дает принципиально новую трактовку общения: «Общение — процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности — группы, коллективе, общества в целом, процессы, по своей сущности, не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение — то, что обеспечивает коллективную деятельность» /263,с. 4/.
Общение начинается с контакта, контакт ведет к общению, общение ведет к взаимодействию, а оно — к действию:
контакт -> общение -> взаимодействие -> действие.
Именно о такой цепочке говорит А. А. Леонтьев, т. е. он значительно шире трактует понятие общения, придавая ему социальное значение. Отсюда напрашивается вывод, что действие, деятельность — это результат, следствие общения. Недаром в народе говорят, что слово — это поступок.
По мнению М. С. Кагана, «любому виду деятельности присущи познавательная, преобразовательная и ценностно-ориентационная компоненты» /280, с. 80/. «Эти компоненты присутствуют как в деятельности преподавателя, так и студента. В педагогическом взаимодействии каждая из участвующих
сторон, вступая в контакт с другой, видит в ней также субъект взаимодействия и рассчитывает поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией. а не на одностороннее ее отправление или снятие ее с объекта» /280, с. 8/ (вернее было бы сказать — с субъекта). К сожалению, в педагогической практике общения в вузе и техникуме (особенно в вузе) роль взаимодействия порой сводят к простому воздействию, к управлению учебно-воспитательным процессом со стороны преподавателя, что совершенно справедливо было отмечено В. Я. Сквирским /24, с. 29—33/ и что, несомненно, нарушает процесс естественного общения. В этом плане интересно высказывание Г. С. Батищева: «Общение начинается с другодоминантности, а именно там, где есть «я» и есть предпочитаемое «мы», т. е. общающиеся — это люди, умеющие «предпочитать другого себе, не теряя при этом своего «я» /258, с. 37/.
Педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, «это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива /263, с. З/. Как видим, А. А. Леонтьев говорит о педагогическом общении в школе, но если взять это емкое определение за основу, то можно выделить четыре основных признака педагогического общения в вузе и техникуме. Во-первых, это профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне за-
нятий, а также с преподавателями в педагогическом коллективе. Во-вторых, педагогическое общение в вузе имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное) на создание благоприятного климата. В-третьих, таким признаком является то, что общение направлено на психологическую оптимизацию учебной деятельности. Задача преподавателя создать в аудитории (и не только в ней) такой эмоциональный климат, который стимулировал бы операциональную напряженность, т. е. создать оптимальные взаимоотношения, наилучшие для развития мотивации студентов. И, наконец, четвертым признаком педагогического общения является то, что оно направлено на психологическую оптимизацию отношений между самими педагогами, педагогами и студентами и внутри студенческих групп.
Слово — важнейший элемент в системе общения, важнейший, но не единственный. Красноречивое молчание, жест, поза, взгляд, интонация, громкость голоса, тембр, темп, паузы — все это эктосемантическая информация (от гр. ektos — «вне, снаружи»), являющаяся одновременно средством общения, в том числе и педагогического.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко заботился не только о содержании своих требований, но и форме и тоне их предъявления: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» /283, с. 506/.
В. А. Сухомлинский, как и А. С. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обращения к учащимся. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным тоном, который,
кстати сказать, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Это же относится и к нашим условиям. Настоящий преподаватель, руководствуясь советами В. А. Сухомлинского, делает то, что подсказывают «ему мудрые размышления, а не то, на что его толкает сиюминутное скоропреходящее настроение» /284, с. 216/.
Велико значение слова. Давайте вспомним притчу о языке. Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете».
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык. «Эзоп, ты же принес язык!» — «А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода», — говорит Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп приносит язык. «А разве это не самое ужасное?» — спрашивает он. «Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб». Да, в народе давно известно, что слово лечит, слово и убивает. Вот почему с ним нужно осторожно обращаться в процессе общения.
Педагогическое общение, как и всякое другое, это специфическая форма активности, в которой человек удовлетворяет свою потребность в другом человеке. Люди (в нашем случае преподаватели и студенты) вступают во взаимодействие друг с дру-
гом для достижения общего результата деятельности (деловое общение), для получения или передачи знаний (познавательное общение). Общение, в котором люди объединяются для того, чтобы разделить друг с другом свое практическое и духовное бытие, для взаимной помощи, соучастия и взаимопонимания, называют личностным.
В общении наблюдаются две противоположные тенденции: к слиянию с другими и к обособлению. Человек стремится слиться со своим окружением, найти свое место в коллективе, группе, обрести единение с другим человеком в дружбе и любви. Одновременно ему свойственно обособиться, выделить свое «я». Конечно, деловое, познавательное и личностное общение можно строго разграничить только теоретически. А. А. Леонтьев называет четыре вида общения. Все они есть и в педагогическом общении:
1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лектор — представитель общества, он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей вокруг социально значимой идеи, задачи и т. п., либо обеспечивает «фон» для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.
2. Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте производственные отношения. Цель такого общения и его предмет — организация коллективного взаимодействия в труде.
3. Личностно-ориентированное общение — это Общение друг с другом.
4. А. А. Леонтьев вводит еще одно понятие: психологические взаимоотношения, которые «субъек-
тивно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные» /263, с. 4, 5/.
Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт, т. е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта; «...педагогический такт — это мера целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение установить продуктивный стиль общения» /23б, с. 147/. Слово преподавателя должно быть всегда весомо, значимо и никогда не расходиться с делом,
В. А. Сухомлинский резко критиковал пустословие: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, ...чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала» /281,с.140/.
Не забывайте о весомости своего слова. Воспитанный человек сдержит слово, даже если это будет трудно для него. Данное слово — это закон перед самим собой. Это первое правило преподавателя, осуществляющего правильное педагогическое общение. А. Дюма говорил: «Честное слово стоит ровно столько, сколько стоит человек, давший его». К сожалению, встречаются преподаватели, которые небрежно обращаются со своим словом, не всегда выполняют его, например, назначают консультации, а сами опаздывают или не приходят. Студенты напрасно теряют часы или день, а в результате теряют доверие к такому преподавателю.
О роли слова известно давно. В старину существовали исповеди. (В постсоветское время они снова получили широкое распространение в связи с возрастанием роли церкви в нашей стране.) Это имеет психологическое объяснение и отражение в народной мудрости: «Разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половинное горе». Не случайно в городах России появились телефоны доверия, обслуживающиеся работниками службы социально-психологической помощи, психологами и психотерапевтами. (Телефоны доверия имеются и в ряде вузов.) Они не дают рецептов, но ненавязчиво подводят человека к правильному решению настолько тактично, что человеку кажется, будто он сам пришел к такому выводу. Это чрезвычайно важно и в педагогическом общении. Вспомним В. А. Сухомлинского: «Слово — не хлыст, слово учителя должно утешать» /282, с. 102/.
Проникнуты болью страницы книг В. А. Сухомлинского, посвященные «крику» педагога, само сочетание слов вызывает внутреннее сопротивление. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать» /282, с. 102, 103/. Слово педагога должно прежде всего успокаивать, это второе правило педагогического общения.
Теперь рассмотрим стили общения. В современной психологии проделана немалая работа по научному обоснованию различных индивидуальных стилей общения учителя. По Н. Ф. Масловой, существует два основных стиля руководства учителя:
Таблица 10
Демократический
| Авторитарный
| 1. Работает с классом в целом
| 1. Работает один на один с учеником
| 2. Стремится учесть индивидуальные способности и личный опыт школьника, его активность и потребности
| 2. Исходит из «усредненного» представления об ученике, из абстрактных требований, не учитывает индивидуальных особенностей
| 3. Характерен личностный подход
| 3. Характерен функционально-деловой и ситуативный подход
| 4. Не имеет или не проявляет негативных, (т.е. бессознательно плохое отношение к ученику) установок
| 4. Резко выраженные установки
| 5- Не стереотипен в оценке и поведении
| 5. Стереотипен в оценке и поведении
| 6. Не избирателен в контактах и не субъективен в оценках
| 6. Избирателен и субъективен
|
Н. Ф. Маслова и ее коллеги выявили продуктивность демократического и явную вредность авторитарного стиля. По их мнению, стереотипность имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы /285/. Значит, преподавателям следует почаще оглядываться на себя и анализировать свой стиль общения.
В. А. Кан-Калик выделяет стили общения на основе:
• увлеченности совместной творческой деятельностью;
• дружеского расположения;
• дистанции (преподаватель дистанцируется от студента, подчеркивая свой опыт и знания);
• устрашения;
• заигрывания (это ложный, дешевый авторитет) /274. с. 97/.
Авторы «Основ педагогического мастерства» /215/ вслед за А. Н. Лутошкиным /276/, давшего образные названия стилям общения («разящие стрелы», «возвращающийся бумеранг», «плывущий плот»), говорят о трех основных стилях общения учителя в школе: авторитарном, демократическое и либеральном. С. Д. Смирнов называет те же стили общения преподавателя в вузе и добавляет еще один — свободно-либеральный. Рассмотрим кратко эти стили в трактовке С. Д. Смирнова /239, с. 47/.
|
|