КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (в диагностируемых показателях) № п/п
| Оптимальный уровень (4 балла)
| Допустимый уровень (3 балла)
| Критический уровень (2 балла)
|
|
|
|
| 1. Психологические черты личности как индивидуальности
| 1.1
| Сильный уравновешенный тип нервной системы
| Сильный неуравновешенный тип нервной системы
| Слабый инертный тип нервной системы
| 1.2
| Тенденции к лидерству
| Властность
| Деспотизм
| 1.3
| Уверенность в себе
| Самоуверенность
| Самовлюбленность
| 1.4
| Требовательность
| Непримиримость
| Жесткость
| 1.5
| Добросердие и отзывчивость
| Недостаточная самостоятельность
| Чрезмерный конформизм
| 1.6
| Гипертимность
| Педантичность
| Возбудимость и демонстративность
| 1.7
| Эмотивность
| Застреваемость
| Тревожность и дис-тимность
|
2. Преподаватель в структуре межличностных отношений
| 2.1
| Преобладание демократического стиля общения
| Преобладание авторитарного стиля общения
| Преобладание либерального стиля общения
| 2.2
| Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам
| Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами
| Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов
| 2.3
| Стремление к сотрудничеству с коллегами
| Стремление к соперничеству с коллегами
| Постоянные приспособления и компромиссы
| 2.4
| Нормальная самооценка
| Заниженная самооценка
| Завышенная самооценка
| 2.5
| Уровень изоляции в коллективе, равный нулю
| Уровень изоляции в пределах 10%
| Уровень изоляции в коллективе более 10%
| 3. Профессиональные черты личности преподавателя
| 3.1
| Широкая эрудиция и свободное изложение материала
| Знание только своего предмета
| Работа только по конспекту
| 3.2
| Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся
| Знание возрастной и педагогической психологии учащихся
| Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии
| 3.3
| Темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность
| Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением
| Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.
| 3.4
| Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты
| Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов
| Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика
| 3.5
| Обращение к учащимся по имени
| Обращение к учащимся по фамилиям
| Постоянное безадресное обращение к обучаемым
| 3.6
| Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость
| Чуть замедленные реакции и находчивость
| Отсутствие находчивости, слабая реакция
|
3.7
| Умение четко формулировать конкретные цели
| Умение определять только общие цели
| Отсутствие умений четкого целепола-гания
| 3.8
| Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу
| Умение организовать работу большинства учащихся
| Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства
| 3.9
| Проверяет степень понимания учебного материала всегда
| Проверяет степень понимания учебного материала периодически
| Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения
| 4. Эффективность профессиональной деятельности
| 4.1
| Эффективность учебных занятий 85% и выше
| Эффективность учебных занятий 65-84%
| Эффективность учебных занятий 45-64%
| 4.2
| Работа на высшем уровне требований
| Работа на среднем уровне требований
| Работа на низшем уровне требований
| 4.3
| Фактический уровень обученности 64-100%
| Фактический уровень обученности 36-63%
| Фактический уровень обученности менее 36%
| 4.4
| Рейтинг преподавателя 4,4 балла и выше
| вателя 3,8-4,3 балла
| Рейтинг преподавателя менее 3,8 балла
| max
| 100 баллов
| 75 баллов
| 50 баллов
|
Даже простое знакомство с данной картой заставляет преподавателя задуматься об оценке своих качеств и качества преподавания своей дисциплины.
Однако, говоря о качестве преподавателя, нельзя не отметить духовность как качество. «Духовность не измеряется физическими величинами... У духовности иная мера — система ценностей, поступки людей» /299, с. 40/. «Духовность раскрывается через систему ценностей:
благо понимается как высшая степень в иерархии ценностей;
добро — нормативно-оценочная категория, в предельно обобщенной форме обозначающая должное
и нравственно-положительное;
смысл жизни и его обретение есть величайшее благо в жизни человека;
идеал выражает духовную устремленность человека к чему-то значимому и совершенному;
правда (истина) есть одна из величайших ценностей, определяющих значимость человеческой жизни;
справедливость — понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах;
красота выражает духовную устремленность человека к прекрасному;
вера — качество духовного состояния человека,
позволяющее придать смысл бытию;
надежда — качество духовного состояния человека, открывающее ему перспективу и придающее
значимость его духовным усилиям;
любовь — духовная энергия человека, связывающая его с другими людьми и мирозданием в целом;
счастье — состояние человеческой души, которое соответствует наибольшей степени внутренней удовлетворённости, выражает полноту и осмысленность человеческой жизни» /299, с. 41/;
Итак, духовность «может быть измеряема по своему внешнему критерию — поступку» /299, с. 41/. Предложенный Б. В. Бойцовым, Ю. В. Кряневым и М. А. Кузнецовым /299/ теоретический анализ духовности имеет методологическое значение и, думаю, поможет лучше понять качества преподавателя, его духовность, выражающуюся в его преподавании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот мы и подошли с вами, дорогой коллега, к концу этой книги. Надеюсь, она принесла вам пользу.
Как вы увидите из списка литературы, здесь собраны результаты опыта работы известных и неизвестных педагогов, психологов и философов, и среди них — малая толика моего 45-летнего опыта преподавания в вузе и 20-летнего чтения лекций по педагогике, методике и психопедагогике в Университете педагогического мастерства и Центре переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений.
Хотелось, чтобы вы усвоили главное: в настоящее время, говоря о проблемах образования, прежде всего имеют в виду человека, личность, индивидуальность. Наша задача — дать человеку, вступающему в активную жизнь, определенный объем знаний и сформировать умения нужного качества. Это значит, что необходимо переосмыслить целевые задачи обучения: ориентация на знания и их применение должна быть заменена ориентацией на способ приобретения знаний и формирования умений, развитие личности.
Приоритетное значение в организации образования имеют принципы качества, фундаментальности, гуманизма и непрерывности образования.
Руководствуясь этими принципами, мы должны сформировать у студентов интеллект определенного уровня, помочь им познать самих себя, выработать у них потребность заботиться о качественном овладении своей специальностью, о своем здоровье, привить им высокое качество общения с другими людьми и сформировать бережное отношение к окружающему миру. Все это настоятельно подчеркивается В. Е. Шукшуновым и А. А. Овсянниковым в «Стратегии и тактике реформирования системы образования в России» /300/.
Преподаватель должен разработать свою технологию обучения как систему, причем решения принимать не случайным образом. Решения должны быть обоснованы и доказательны на основе фактических данных — это и есть суть научного подхода. Ставить общую для студентов задачу, разделять ее на подзадачи, доступные студентам, объединять студентов так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели — высшему качеству.
Кто поможет вашему студенту, если не вы? Кто оправдает его в глазах других, в ваших глазах и в его собственных? Особенно, если он сам недоволен собой, чувствует себя неуверенно. Только вы!
Удачи вам на вашем творческом педагогическом пути!
Автор
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия (БСЭ): 3-е изд.: В 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. Т. 24. Кн. I.
2. Свадковский И. Ф. Хрестоматия по истории педагогики: 3-е изд. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.
3. БСЭ. Т.20.
4. БСЭ. Т.2.
5. БСЭ. Т.14.
6. БСЭ. Т.19.
7. Коханова Л. А. Истоки принципа Природосообразности // Вест. высш. шк. 1987. №2. С. 78-81.
8. Каменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. T.I. С. 74-193.
9. БСЭ. Т.12.
10. Каменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. T.I. С. 242-476.
11. Шагинян М. С. Зарубежные письма. М.: Сов. писатель, 1977.
12. БСЭ. Т.22.
13. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М.: Педагогика, 1948-1952. Т.З.
14. Крупская Н. К. Пед. соч.: В 11 т. М.: Педагогика, 1957— 1963. Т. I.
15. БСЭ. Т.8.
16. Ушинский К. Д. Собр. соч.
17. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т. М.: Педагогика, 1959-1962. Т.4.
18. БСЭ. Т.27.
19. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высш. шк.,
1989.
20. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика,
1990.
21. Закон Российской Федерации об образовании // Бюлл. Комитета по высш. шк. Министерства науки, высш. шк. и техн. политики РФ. 1993. №1.
22. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980.
23. Белкин Е. Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью. Ярославль: ЯГПИ, 1974.
24. Сквирский В. Я. О роли педагогического взаимодействия // Вест. высш. шк. 1987. № 6. С. 29-33.
25. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
26. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
27. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984.
28. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
29. Цолженко О. Алгоритм стагнации // Alma mater: 1994. № 1. С.9-15.
30. Кинелев В. Г. Проблемы инженерного образования в России // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 5-10.
31. Бекренев А. Н., Михелъкевич В. Н. Интегрированная система многоуровневого высшего образования // Высш. обр. в России. 1995. №2. С. 111-121.
32. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 4-6.
33. Агапова О., Кривошеее А.. Ушаков А. Проектно-созида-тельная модель обучения // Alma mater. 1994. № 1. С.18-22.
34. Сенашенко В. С. Магистратура: второе рождение // Высш. образ, в России. 1993. № 3. С. 92-99.
35. Никитаев В. В. В поисках самостоятельности (Технологическое развитие и инженерное образование) // Высш. образ. в России. 1994. № 2. С. 6G-82.
36. Курдюмов Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С.103-105.
37. Бунг Н. О современном направлении русских университетов и потребностях высшего образования // Высш. образ. в России. 1994. № 2. С. 129-135.
38. Кинелев В. Г. Фундаментализация университетского образования // Высш. образ, в России. 1994. .№ 4. С. 6-13.
39. Гладун А. Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста // Высш. образ. в России. 1994. № 4. С. 21-23.
40. Голубева О. Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 23-27.
41. Кузнецов В. С., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 36-40.
42. Шефер Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 61-68.
43. Грибов Л. Вузы и высшее образование // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 93-96.
44. Орлов В. Многоуровневая подготовка специалистов // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 121-123.
45. Алаторцев В., Ахмедзянов А. Бакалавра заказывали? // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 122-128.
. 46. Фролов Я. и др. О подготовке бакалавров и инженеров // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 129-131.
47. Сенашенко В., Комиссарова Н. Магистратура в российских вузах // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 103-111.
48. Рудой Ю. Бакалаврам — новые учебники // Высш. образ. в России. 1995. № 3. С. 160-165.
49. Становление нормативной базы магистратуры // Вузовские вести. 1996. № 2. С. 2.
50. Сенашенко В. и др. О подготовке педагогических кадров в магистратуре // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 25-33.
51. Сараф Г. Культура-духовность-профессия // Высш. образ. в России. 1996. № 2. С. 114-117.
52. БСЭ.Т.16.
53. Педагогика / Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабайского. М.: Педагогика, 1984.
54. Сему шина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.:
Высш. шк., 1990.
55. Серафимов Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 36-45.
56. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
57. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. Изд. 4-е. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей,.1954.
58. Околелов О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С. 45-50.
59. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990.
60. Куклин В. Ж., Наводное В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высш. образ, в России. 1994. № 1. С. 165— 172.
61. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С. 29-37.
62. БСЭ. Т.21.
63. Талызина Н. Ф. Теория и практика программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969.
64. Ильина Т. А. Теория и практика программированного обучения // Сов. педагогика. 1964. С. 61—66.
65. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. М.: Высш. шк., 1977.
66. Психологический словарь / Под ред. Петровского А. В.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
67. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
68. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
69. Вергасов В. И. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высш. шк., 1977.
70. Никандров Н. Д. Подведем некоторые итоги // Вести. высш. шк. 1983. № 12. С. 25-33.
71. Ильина Т. А. Проблемное обучение — понятие и содержание // Сов. педагогика. 1975. № 2. С. 39-48.
72. Волчегурский Л. А. Внедрение необходимо и реально // Вестн. высш. шк. 1976. № 10. С. 20-23.
73. Штейнмец А. Э. Принцип или способ? // Вестн. высш. шк. 1977. № 1. С. 7-12.
74. Мингазов Э. Г. Это принцип обучения // Вест. высш. шк. 1979. № 7. С. 11-15.
75. Сквирский В. Я. В сфере взаимодействия преподавателя и студента // Вест. высш. шк. 1980. № 12. С. 19—21.
76. Писарева Т. Е., Писарев В. Е. Поговорим о терминах // Вестн. высш. шк. 1980. № 6. С. 19-21.
77. Иванов М. В. В объективной связи с существом изучаемого // Вест. высш. шк. 1979. № 1. С. 15-19.
78. Булгаков В. И. На основе диалектического метода // Вестн. высш. шк. 1983. № 8. С. 32-35.
79. Шагинян М. С. Человек и время // Собр. соч. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1.
80. Мороз О. Физикой очарованный // Лит. газ. 1984. 4апр.С.11.
81. Головаха Е., Корник А. Психологическое время: парадоксы настоящего // Знание — сила. 1983. № 9. С. 48—51.
82. Образцов И. Студент и ЭВМ // Правда. 1983. 27 марта.
83. Деловые игры в учебном процессе: Сб. статей / Ред. И. А. Чернов. Минск: Высш. шк., 1982.
84. Слукин А. Д., Кузнецова Г. Ф. Деловые игры в учебном процессе // Вестн. высш. шк. 1983. № 4. С. 22-23.
85. Камков И. А., Павличук К. И. Деловые игры на ФПКП // Вест. высш. шк. 1984. № 10. С. 47-49.
86. Пидкасистый П. И., Ахметов Н. К., Хойдеров Т. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов. педагогика. 1985. № 3. С. 22-25.
87. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. шк. 1982. № 3. С. 139-141.
88. Алексеев Н. Г., Золотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения // Вест. высш. шк. 1987. № 7. С. 30-35.
89. Гареев В. М„ Куликов С. И„ Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вест. высш. шк. 1987. № 8. С. 35—38.
90. Фролов Н. Ритм и качество // Вест. высш. шк. 1991. № 8. С.45-48.
91. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 119-125.
92. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.
93. Она же. Педагогика образования взрослых. М.: ТОО Интел.техн., 1995.
94. Цатурова И. А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе: Автореф. дис. д-ра пед. н. Таганрог: ТРТИ, 1995.
95. Границкая А. С. Механизмы управления самостоятельной работой студентов при переходе к адаптивной системе обучения // Анализ содержания курса ин. языка. Вып. 3. Томск:
Изд-во Томск, ун-та, 1976. С. 11-16.
96. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дисс. д-ра пед. н. София, 1969.
97. Ок же. Суггестология. София, 1972.
98. Пинский А. Вальдорфские школы как альтернатива традиционному образованию // Вест. высш. шк. 1991. № 8. С. 38-44.
99. БСЭ. Т. 29.
100. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979.
101. Он же. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.
102. Белова Е. К. По методу В. Ф. Шаталова // Вест. высш. шк. 1988. № 8. С. 93.
103. Фадеев С. В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1990.
104. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
105. Василъчикова Т. О. и др. Разработка и использование тематических обучающих программ в учебном процессе // Компьютеризация образования. Новосибирск, 1991.
106. Афанасьев М. Ю. Компьютеризация обучения экономистов. М.: Изд-во МГУ, 1993.
107. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиций дидактической кибернетики // Новые информационные технологии в образовании. НИИВШ, вып. 3. М„ 1993.
108. Савельев А. Я. Новые информационные технологии в обучении // Совр. высш. шк. (Варшава), 1990. № 3, 4. С. 37-43.
109. Соловое А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 31-36.
110. Информационная технология в университетском образовании. М., 1995.
111. Концепция информатизации высшего образования в России. М.: Госкомвуз, 1993.
112. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова И. Компьютерные технологии в образовании // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 109-118.
113. Ериш Б„ Прайслер X. Интернет // Германия. 1996. № 4. С.44-49.
114. Токарева В. С. Гипертекстовые технологии в обучении // Новые информационные технологии в образовании. Обзор. инф. Вып. 3. НИИВШ. М., 1994.
115. Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции. (К итогам II межд. конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 4-8.
116. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 4—6.
117. Токарева В. С. Эффективность информационных технологий обучения в высшей школе // Новые информационные технологии в образовании: обзор, ифр. НИИВО. Вып. 7-9. М., 1995.
118. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992.
119. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994.
120. Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследования, зарубежный опыт. Вып.1. НИИВШ. М., 1994.
121. Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 55-68.
122. Они же. Инновационное образование // Высш. образ. В России. 1994. № 2. С. 13-28.
123. Они же. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 35-44.
124. Они же. Через развитие образования к новой России. М.: НИИВО, 1993.
125. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Высш. шк., 1993.
126. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высш. образ, в России. 1996. № 1. С. 137, 138.
127. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: 1994.
128. Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С.13-16.
129. Богомолов А. М.. Трубецкое Д. И., Левин Ю. И. Колледж прикладных наук Саратовского университета // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 24-30.
130. Корнилов И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 79-86.
131. Никитпаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 87-96.
132. Аршинов В. И. Синергетическое познание в контексте проблемы двух культур // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С.13-16.
133. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 31—36.
134. Флиер А. Культурология в системе образования // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 39-46.
135. Каган Ф; Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 51-55.
136. Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров // Высш. образ, в России, 1996., № 4. С. 56-61.
137. Тихомиров С.А. Акмеология: пути формирования культуры инженера // Смыслы культуры. Материалы междунар. науч. конф. Спб., 1996.
138. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма: Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информ. Вып. 6. НИИВШ. М., 1993.
139. Ананьев Б. Г. О проблемах человекознания. М.: Наука, 1997.
140. Бодалев А. А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: Изд-во МГУ, 1993.
141. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
142. Деркач А, А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.
143. Крупская Н. К. Пед. соч.
144. Поташник М. М. Как оптимизировать процесс воспитания // Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. 1984. № 2.
145. Сухомлинский В. А. Избр. произведения: В 5 т. Киев, 1986. Т.4.
146. Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр. психол. 1984. № 1. С. 51—57.
147. Никандров Н. Д. Об активизации учебной деятельности // Вест. высш. шк. 1983. № 8. С. 26-31.
148. Низамов Р. А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1975.
149. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.:
Педагогика, 1982.
150. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1982.
151. Бабанский Ю. К. Избр. вед. труды. М.: Педагогика, 1989.
152. Марквардт К. Г. Вопросы научной организацииучебного процесса в техническом вузе. М.: Знание, 1971.
153. Васильева 3. А» Люблинская С. М. Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1980.
154. Петровский А. В. Популярные беседы о психология. М.: Педагогика, 1983.
155. Шершаков В. Что я могу? // Работница. 1976. № 1. С. 8-9.
156. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.
157. Смирнов А. А. Психология запоминания. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
158. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
159. Иванова Е., Заика Е. Сохранение материала в логической памяти // Вопр. психол. 1983. № 3. С. 10—13.
160. Леей В. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977.
161. Яглом И. М. Теория информации. М.: Знание, 1961.
162. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 3-5.
163. Гез Н. И. и др. Актуальные вопросы теории урока иностранного языка // Сб.: Психология и методика обучения иностранным языкам в вузе. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1976. 4.1. С. 23-29.
164. Краснов Н. В. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вест. высш. шк. 1977. № 6. С. 16—26.
165. Леонтьев А. А. Лекция как общение. М.: Знание, 1974.
166. Иоч Э. В. Азбука традиционной информации // Слово лектора. М.: Знание, 1975. № 8.
167. Психология и язык // Знание — сила. 1977. № 3.
168. Goethe J.W. Farbenlehre. Goethes Werke: In 12 В. Berlin-Weimar, 1981. В. 12.
169. Клычникова 8. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973.
170. Ту гай О. Зависимость запоминания зрительного материала от скорости его предъявления // Вопр. психол. 1976. № 4.
171. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. М.:
Наука, 1976.
172. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. М., 1949. Т.8.
173. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.
174. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 65-73.
175. Мизинцев В. П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М., 1977.
176. Логинов И. И. Имитационное моделирование учебных программ. М., 1980.
177. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Высшая школа, 1991.
178. Бабанский Ю. К. Об оптимальности педагогического эксперимента // Методы научно-педагогического исследования. Ростов н/Д: РГПИ, 1972.
179. Ительсон Л. Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание. 1968. Вып. 2.
180. Грабарь М. И; Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.
181. Нечкина М. В. В. О. Ключевский. М.: Наука, 1974.
182. Ножин Е. А. Диалогизация монолога // Слово лектора. 1988. № 2. С. 39-45.
183. Фейгенберг И. М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вести, высш. шк. 1989. № 1. С. 33-36.
184. Инструктивное письмо № 5 MB и ССО СССР от 3.04.1981. «О повышении уровня лекций, усилении их значения в подготовке специалистов».
185. Ножин Е. А. Логика изложения — логика убеждения // Агитатор. 1983. № 21. С. 58-60.
186. Леонтьев А. А. Искусство лектора // Слово лектора. 1988. № 2. С. 33-36.
187. Ястребова Е. Б. Так развивается познавательная самостоятельность. // Вест. высш. шк. 1983. № 9. С. 71-74.
188. Ерецкий М. И. Система оптимизации самостоятельной работы студентов // Вест. высш. шк. 1984. № 12. С. 63-65.
189. Гарунов М. Г., Блохина Р. А„ Лаптева Г. С. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятельности // Обзор, инф. НИИ пробл. высш. шк.: Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. шк.» М.:
НИИВШ, 1985. Вып. 7.
190. Актуальные проблемы самостоятельной деятельности студентов. Саратов: СПИ, 1987.
191. Сабодашев В. П. Опыт повышения активности самостоятельного обучения студентов // Совр. высш. шк. 1988. №2. С. 115-124.
192. Смолянинов А. А. Эспериментальная модель изучения одного предмета // Вест. высш. шк. 1988. № 8. С. 43-48.
193. Чернов Е. Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 76-79.
194. Вербицкий А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 137-145.
195. Захаров В., Трофимова Т. Научная периодика в учебном процессе // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 156-157.
196. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ. 1986.
197. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
198. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
199. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Наука, 1979.
200. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
201. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Наука, 1990.
202. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 5.
203. БСЭ. Т.25.
204. Гарунов М. Г., Никоноров В. А„ Черниукин А. С. Опыт активизации самостоятельной творческой деятельности студентов / Обзор, инф. НИИ пробл. высш. шк.: Сер. *Содержа-ние, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. шк.» М.:
НИИВШ, 1983. Вып. 5.
205. Кравчук П. Ф., Гондза Л. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей// Сов. педагогика. 1983. № 1. С. 68-70.
206. Зверева Н. М. Развивается творческая самостоятельность: опыт и предложения // Вест. высш. шк. 1983. № 5. С. 70-72.
207. Крутое В. И., Березин В. М. Шире использовал, творческий потенциал будущего специалиста // Вест. высш. шк. 1984. № 10. С. 34-37.
208. Минске? К. С. Проблемная лаборатория и творчество студентов: наука в высшей школе // Вест. высш. шк. 1985. № 5. С.56-59.
209. Богданова О. Г., Маршева В. М., Обухова Н. П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых капиталистических стран / Под науч. ред. В. И. Андреева и М. Г. Гарунова. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор.информ. / НИИВШ, вып. 1.) М., 1988.
210. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
211. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992.
212. Кузнецова В.А. Бакалавриат и формирование творческой личности // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 86-88.
213. Зиновкина М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С.45-53.
214. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высш. образ, в России. 1996. № 1. С. 117-121.
215. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
216. Кейзеров Н. Кто бы мог завершить Фауста? // Студ. меридиан. 1987. № 4. С. 24-26.
217. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983.
218. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.:
ВТО, 1986.
219. Антарова К. Е. Беседы К. С. Станиславского. М.: Искусство, 1952.
220. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987.
221. Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Наука, 1979.
222. Марквардт К. Г., Кудрявцев Т. В. и др. Как подготовить творческого специалиста (за круглым столом редакции) // Вест. высш. шк. 1979. № 3. С. 10-16.
223. Одаренные дети. Пер. с англ. // Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
224. Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983.
225. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М.: Наука, 1974.
226. Аванесов B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: Изд-во Моск. гос. текстильн. акад., 1995.
227. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание. Сер. Педагогика и психология, 1980.
228. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.
229. Симонов В. П. Качество образования: что в основе? Как его определить? // Стандарты и качество. 1994. № 2. С. 55-58.
230. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1976.
231. Шатун А. Н. Проблему оценивания знаний решать необходимо //Стандарты и качество. 1994. № 5. С. 60, 61.
232. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
233. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
234. Лобыч Г. А. О влиянии личностных особенностей педагога на воспитание студентов в курсе обучения иностранным языкам // Сб.: Анализ содержания курса иностранного языка. Вып. 3. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1976.
235. Есарева 8. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
236. Ермолаева Е. А. Влияние стиля руководства директора на социально-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе: Автореф. канд. дис. Л., 1972.
237. Космодемьянский А. Профессор-ученый, наставник, воспитатель (Фрагмент педагогического опыта) // Вестн. высш. шк.1968.№ 5. С. 46-52.
238. Савельев Е. Голос — ценный капитал // Вест. высш. шк.1991.№ 1. С. 78-81.
239. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995.
240. Айнштейн В. Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 96-98.
241. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. М.:
Просвещение, 1976.
242. Минакова С. Ф. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории // Вестн. высш. шк. 1986. № 11. С. 13—18.
243. Антипов В. М. Модель деятельности преподавателя высшей школы / Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.
244. Дифшиц В. Я; Нечаев Н. Н. Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс / Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов. М., 1988.
245. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд-во МГУ, 1991.
246. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
247. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 51-54.
248. БСЭ. Т.16. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1974.
249. Волчек/со Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание. 1976.
250. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991.
251. Евтушенко Е. Невоспитанность воспитания // Советская культура. 1989. 11 марта. С. 1, 6.
252. Трушков В. Коэффициент взаимности // Студенческий меридиан. 1976. .№ 3. С. 21-24.
253. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
254. Хохлов Р. Возраст познаний. М.: Молодая гвардия, 1974.
255. Шеховцова Л. Ф. Психофизиологические и психологические аспекты адаптации студентов / Сб.: Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Л.: Ленингр. технологич. ин-т им. Ленсовета, 1987. С. 134-139.
256. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987.
257. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1964.
258. Батищев Г. С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 35-38.
259. Долженко О. На пути к себе // Вестник высшей школы. 1991. №1. С. 3-5.
260. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
261. Бойко Л., Колесников Ю; Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса реформ // Alma mater. 1997. № 9. С. 6-8.
262. Ушинский К. Д. Родное слово. Пед. соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1989.
263. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
264. Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов: СПИ, 1966.
|