Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государственное управление системой противодействия теневой экономике

Наиболее высокая эффективность решения актуальных экономических проблем предпринимательской деятельности субъектов бизнеса достигается лишь при условии, если их теневая деятельность будет исследоваться как подсистема, органически взаимодействующая с другими подсистемами в рамках единого комплекса экономики.

Проблемы, инициирующие теневую деятельность предприятий, имеют более глобальный характер – это недостаточная государственная поддержка бизнеса, в аспекте создания адекватных экономических и правовых условий: финансовая и имущественная поддержка; доступ к ресурсам; здоровая конкуренция; низкие административные барьеры.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, ведется борьба только с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся без учета национальной и региональной специфики. Очевидно, что сокращение объема теневого оборота хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно снизить эффективность экономики. Требуется оказание системного регулирующего воздействия на теневой сектор экономики. Кроме того, важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Эффективная деятельность по противодействию теневой экономике в современной России может осуществляться только при наличии следующих условий:



Во-первых, всестороннее пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.

Во-вторых, уменьшение последствий теневой экономики напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РФ и ГК РФ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).

В-третьих, переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов. В то же время интересы личности, его собственности, здоровье и внешняя среда должны тщательно охраняться на основе норм права.

Проблемным остается вопрос государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства в т.ч. в вопросе противодействия теневым отношениям. Государственное воздействие на формирование и развитие предпринимательской деятельности подразумевает и внедрение механизма противодействия теневым экономическим отношениям субъектов малого предпринимательства

На рис. 11 представлен механизм политики противодействия теневой, который предусматривает разработку экономических, политических, правовых и социальных мер противодействия теневой экономике. При этом распределяются задачи между макро и мезо уровнями.

Концепция противодействия теневой экономике требует построения ее общественной системы, одним из элементов которой является механизм борьбы с теневыми отношениями, в частности его организационно-экономической составляющей.

 

 

 


Рисунок 11. Механизм политики противодействия теневой экономике

Процесс внедрения концепции противодействия теневой экономики на мезоуровне протекает сложно и неравномерно. Изучение состояния противодействия теневым отношениям в регионах показывает, что можно выделить четыре стадии гоовности регионов к внедрению концепции противодействия (рис. 12).

 


Рисунок 12. Стадии готовности субъектов федерации к разработке и внедрению региональной концепции противодействия теневой экономике

 

Анализ показал, что регионы в основном находятся на первой стадии готовности к внедрению концепции противодействия теневой экономике.

Объективной реальностью того, что и сами участники теневого сегмента нашей экономики, хотят выйти на свет, является следующее причины:

· постоянная угроза наказания со стороны государства;

· постоянное давление представителей криминального мира;

· понимание того, что взятки и поборы эквивалентны суммам не заплаченных налогов;

· ограниченность сумм, которые можно использовать в «теневой» экономике;

· снижением уровня социальной защищенности, в т.ч. по пенсионным накоплениям;

· желание защитить и легализовать накопленную собственность, чем больше предприниматель заработал, тем меньше ему хочется потерять.

Главной целью государственной политики в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий.

 

 

Основные термины и понятия

Бизнес-слой. Приватизация. Первичный капитал. Бюрократия. Коррупция.

Теневая экономика. Структура теневой экономики. Универсальные причины теневой деятельности.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольные вопросы

1. Признаки транзитивности российской национальной системы предпринимательства?

2. Охарактеризуйте два этапа развития современного предпринимательства в России?

3. Особенности первоначального накопления капитала?

4. Механизм образования предпринимательских структур в постсоветский период?

5. Дайте определение теневой экономике?

6. Сравните состояние теневой экономики в мире и в России?

7. Какова общая структура экономики, в аспекте теневой составляющей?

8. Что входит в состав официальной и не официальной экономики?

9. В чем отличие теневой от криминальной экономики?

10. Универсальные причины теневой экономической деятельности?

 

 

Глава 3.

Содержание предпринимательской деятельности

Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на систематическое получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность и зарегистрированную в установленном государством порядке. Аналогичное определение предпринимательства принято в мировой практике. Так, например, в книге «Введение в бизнес» американских авторов А. Стоунера и Э. Долана бизнес (предпринимательство) характеризуется как деятельность на частных предприятиях, которые производят товары и услуги, стремятся к прибыли и конкурируют друг с другом.

Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, коммерческая, финансовая (включая операции с ценными бумагами), консалтинговая и аудит, инновационная.

Каковы основные признаки предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности? Заметим по этому поводу, что предпринимательство не есть некий особый вид хозяйствования. Любая экономическая деятельность за редкими исключениями может быть предпринимательской. В принципе возможно и государственное предпринимательство, а не только частное, хотя некоторые авторы считают бизнес относящимся только к частным предприятиям.

Предпринимательство — общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, то есть способный действовать. Могут выступать в качестве российских предпринимателей граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие как собственное, так и другое приобретенное на законном основании имущество.

Однако, далеко не все, кто имеет право стать предпринимателями, должны ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом, нужны способности, знания, умения, энергия, природный дар. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а тягостный изнурительный повседневный труд.

Но сегодня обществу, в особенности российскому, крайне нужны такие деловые, энергичные люди, способные образовать слой предпринимателей. Движение к предпринимательству есть эффективный путь обновления экономики, возрождения в россиянах хозяина.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Необходимо отметить еще один важный момент - отношения по поводу производства изучаются такими отраслями науки, как предпринимательство и менеджмент. Какая существенная разница между предпринимательством и менеджментом?

Управленческая наука (менеджмент) изучает проблемы обеспечения выживания уже созданной производительной (предпринимательской) структуры, при любом развитии ситуации. А предпринимательство как наука изучает создание производительной структуры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.