Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Речевые шаблоны для делового взаимодействия

Выражения, употребляемые при знакомстве:

Давайте познакомимся (будем знакомы)

Позвольте (разрешите) познакомиться с вами

Позвольте (разрешите) представиться

Познакомьте, пожалуйста, меня с ...

Представьте меня вашему (вашей)...

Позвольте (разрешите) представить вам моего ...

Очень приятно

Счастлива (рада) познакомиться с вами

Ваше лицо мне кажется знакомым и т. п.

 

Выражение извинения:

Приносим наши извинения за ...

Еще раз прошу извинить меня за...

Примите наши извинения за...

Мы искренне сожалеем, что ...

Я должен извиниться перед вами за...

 

Выражение просьбы:

Вы нас очень обяжете, если согласитесь ...

Не могли бы вы...

Мы хотим обратиться к вам с просьбой о ...

Если вас особенно не обременит (затруднит) ...

Я буду очень признателен (благодарен), если ...

Мы очень рассчитываем на вашу помощь в ...

С вашей стороны будет очень любезно, если...

 

Выражение одобрения и согласия:

Ваши условия нас вполне устраивают

Этот пункт наших возражений не вызывает...

Думаю, что мы можем договориться и о...

Я вполне разделяю вашу точку зрения на...

Мы ничего не имеем против ...

Это, на наш взгляд, очень хорошая идея

Я полностью согласен с вашим мнением о ...

Ваши условия в целом для меня приемлемы

Можно считать, что в основном мы договорились.

 

Речевые клише, завершающие разговор:

Итак, мы подходим к концу нашей беседы

Давайте подведем итоги наших договоренностей

В заключение беседы я хотел бы ...

Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы

Я считаю, что проблему ... можно считать решенной

Позвольте мне от имени фирмы поблагодарить вас за участие в сегодняш­нем обсуждении и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество с вами.



Я хочу выразить искреннюю благодарность за то, что вы нашли время принять участие в нашем обсуждении. Думаю, что вы будете довольны своим решением.

 

§ 4. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Язык науки используется в деловой коммуникации лиц, занимаю­щихся научной деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскры­вающие их закономерности.

Ученые проводят разнообразные теоретические и эмпирические исследования и эксперименты, а затем описывают их в научных трак­татах, статьях, тезисах, диссертационных исследованиях, научных трудах, а также докладывают о полученных результатах на конферен­циях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.

Сфера научного взаимодействия ученых требует максимально точ­ного, логичного, однозначного выражения мыслей, а основной фор­мой мышления в науке является понятие.

Самыми общими специфическими чертами научного стиля явля­ются отвлеченная обобщенность, логичность изложенияинформа­ции в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций.

Зачастую этому стилю свойственна абстрактная лексика,напри­мер: значение, внимание, существуют, имеются, состоит, используют­ся, употребляются и пр. Обобщенности служат и такие языковые еди­ницы, как: нередко, зачастую, как правило, довольно часто, в боль­шинстве случаев, наиболее часты, большей частью, крайне и т. п.

Вместо "Я" чаще используется "Мы",например: нам представ­ляется, мы считаем, мы наблюдаем, по нашему мнению, как показы­вает наш опыт, по нашим наблюдениям, мы придерживаемся точки зрения и пр.

Используются безличные предложения,например: необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется воз­можным, можно сделать вывод, как свидетельствует практика, следу­ет сказать и т. п., а также сложноподчиненные,например: придаточ­ные условные с союзом "если..., то"и придаточные времени с сою­зом "в то время как".

Логичность информации проявляется на уровне композиционных частей, связного текста, в последовательном переходе от одной мысли к другой, а также в связи между единицами текста. Для связок исполь­зуются такие, например, речевые конструкции: как уже говорилось, как было отмечено, очевидно, вследствие этого, вначале, прежде все­го, затем, во-первых, во-вторых, однако, между тем, в то время как, тем не менее, поэтому, сообразно с..., следовательно, к тому же, обра­тимся к..., рассмотрим, необходимо остановиться на..., итак, таким образом, в заключение скажем, все сказанное позволяет сделать вы­вод, как видим, подводя итог, следует сказать.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Современные деловые люди, занимающиеся юридической практи­кой, менеджментом, экономикой, паблик рилейшнз деятельностью, должны уметь выступать и в публицистическом стиле, например речь адвоката на защите или речь бизнесмена на презентации фирмы. Кро­ме речей деловым людям приходится работать с прессой, как устно -на пресс-конференции, так и письменно - статья (заметка) в газету, рецензия на профессиональную книгу, а также выступать с публичной лекцией или проводить беседу с потенциальными потребителями ус­луг. Все это жанры публицистического стиля, который вбирает в себя языковые средства книжно-письменных стилей и разговорной речи, а также средства художественной речи.

Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный) об­служивает сферу общественных отношений: общественно-политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи используется в средствах массовой информации, на собра­ниях и митингах, в торжественной или траурной обстановке, на юби­леях и чествованиях и т. п.

Важная функцияэтого стиля - информативная.С помощью разнообразной информации происходит просвещение, агитация, разъ­яснение тех или иных событий, формирование общественно-политического сознания. Информативная функция публицистическо­го стиля предполагает документально-фактологическую точность, собирательность, официальность.

Вкаком бы жанре этого стиля вы ни выступали, необходимо со­общать только проверенные факты, использовать документальные источники, анализировать и разъяснять реальные жизненные явления.

Публицистический стиль предполагает воздействие не только на разум, но и на чувства слушателей, а для этого нужны экспрессив­ность, повышенная эмоциональность, доступность.Используе­мые факты оцениваются, комментируются, интерпретируются.

Языкпублицистического стиля речи использует книжно-абстрактные средства,например: деятельность, обсуждение, ис­следование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, прово­дится, означает, требует, сказывается и пр.

Тексты официально-информативной направленности, как правило, характеризуются новизной фактов, в основе которых - реальное со­бытие, бизнес-акция, информационное сообщение, вести с мест, рас­сказы очевидцев. Широко используется прием адресации,то есть слова выступающего направлены к какому-то конкретному лицу. Это в свою очередь, предполагает "обратную связь", - вопросы и ответы.

Выступление в таком стиле предполагает использование речевых средств, возбуждающих определенные эмоции и чувства слушающих. Это пословицы,например: "Нет такого свинства, из которого нельзя было бы вырезать кусочек ветчины"; художественный образ:"...Разгневан - потерпи, немного охладев, рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин - не долго и не сложно, но вновь соединить осколки невозможно" (Саади); повторение слов:"В пра­вовом государстве суд должен иметь право рассматривать любые конфликты любых граждан с любыми властями"; метафоры:само­стоятельная ветвь власти, находятся на острие общественных интере­сов; сравнения:писатель Джонатан Свифт заметил как-то, что "Лесть, говорят, пища глупых. Между тем, сколько умных людей го­товы, от времени до времени, отведать хоть глоток этой пищи".

Публичные выступления требуют тщательной шлифовки мате­риала. Американский политик А. Гамильтон рекомендует: "Еще раз прокрути свою речь от начала до конца и проверь, нельзя ли ее улучшить, расположив материал в иной последовательности". Тео­дор Фонтане, немецкий писатель, рассказывая о своем литературном труде, также отмечал: "Три четверти моей литературной деятельно­сти заключаются, в сущности, в правке и шлифовке. И, возможно, три четверти - сказано слишком мало". Данные примеры свидетель­ствуют о том, что прежде чем выходить с публичным выступлением, нужно его тщательно отредактировать, убрав все второстепен­ное и лишнее.

Следующая характеристика публицистического стиля речи - ла­коничность.Вольтеру принадлежат слова: "Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все". Невозможно ни в одном выступлении ис­черпать всю тему и нельзя злоупотреблять вниманием слушающих. Марк Твен рассказывал, как однажды ему так понравился миссио­нер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Пропо­ведь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подаяние на поло­вину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсиро­вать свою потерю времени.

По поводу лаконичности существует много иронических и сарка­стических высказываний. Как известно, древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: "Мы за­были начало твоей речи, а потому не поняли ее конца". Второй по­сланник показал пустой мешок и только сказал: "Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь". Спартанец ис­полнил желание, но не без поучения: "В следующий раз говори ко­роче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, мо­жешь не упоминать".

Многословие равнозначно скуке, а скучных ораторов не ценили никогда и нигде. В 1962 г. в Аргентине, сообщали газеты, политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саблях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал своим пациентам его речи в качестве снотворного.

Такого рода высказывания можно прочитать даже в "святых" ис­точниках. Например, евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь Христа, обращенную к фарисеям: "Говорю же вам, что за вся­кое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда" (от Матф., 12, стих 36).

И наконец, публицистический стиль речи обязательно включает остроты, юмор, иронию.Как известно, фраза, бро­шенная со смехом, может беззвучно плакать. Нам, россиянам, это очень понятно. Все наши отечественные юмористы смеются над нашими нерешенными проблемами и глупостями, иронизируют и острят, порой весьма жестко, а мы слушаем и смеемся до слез. Юмор и остроты будоражат и оживляют любое выступление, особенно они важны, когда самое важное и трудное уже сказано. Юмор - лучшая приправа к горькой действительности. Один анекдот может охаракте­ризовать человека лучше, чем целая биография. Как говорил Ницше, "в трех анекдотах можно дать образ человека".

Вместе с тем следует помнить, что юмор и ирония всегда должны быть уместны. Недаром французские писатели братья Гонкур отмечали: "Смех - это мерка, показатель умственного развития.Люди, смеющиеся глупо, никогда не бывают остроумны. Смех - это физиология ума".

Отечественный философ А. Н. Лук разработал классификацию приемов остроумия, которая включает: ложное противопоставле­ние,основанное на псевдоконтрасте; ложное усиление(известно изречение Марка Твена из книги "Простаки за границей": "У меня, судя по всему, громадные запасы ума, - для того, чтобы ими порас­кинуть, мне иногда требуется неделя"); доведение до абсурда; ост­роумие нелепости("Слухи о моей смерти сильно преувеличены", написал ответ в газету М. Твен); намек; двойное истолкование; ирония; обратное сравнение("Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала", К. Прутков); сравнение и сопоставлениепо случайному признаку (известен следующий рас­сказ Плутарха: "Некий римлянин, разводясь с женой и слыша пори­цания друзей, которые твердили ему: "Разве она не целомудренна? или нехороша собой? или бесплодна?", выставил вперед ногу, обу­тую в башмак... и сказал: "Разве он не хорош? или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?"); повторение(сложную интер­претацию этого приема дает Б. Шоу: "Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков"); парадокс(итальянский физик Э. Ферми, как говорят, написал на конверте одного из своих писем: "Совершенно секретно, сжечь до прочтения").

Вместе с тем, едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сар­казм по поводу тех или иных деловых партнеров в публицистиче­ском стиле речи не всегда применимы. Некоторые приемы, выска­занные ораторами, вызывают двойное толкование: смех единомыш­ленников и бешенство оппонентов. Например: "Господин министр, я только что услышал Вашу речь, однако теперь шутки в сторо­ну..."; или (из речи адвоката перед судом): "...если мы откажемся от какой бы то ни было логики и примем во внимание только мнение прокурора..." или один политик кричит другому: "Если Вы согла­шаетесь со мной, я чувствую, что я сказал что-то неверное". Подоб­ные саркастические шутки, хотя и выглядят остроумно, к сожале­нию, действуют порой разрушительно, уводя разговор от его конст­руктивных положений. 46

Публицистический стиль предполагает "говорение" перед ауди­торией, озвучивание текста и контакт глаз.

Вот некоторые различия между речью звучащей и речью пись­менной (записанной):



Звучащая речь Действие через содержание и выступление.Ограничение в отборе фактов и мыслей, Редакция ключевых слов с возможностью их вариации (остается, пространство для спонтанных идей; фиксируются только обороты, тре­бующие особой точности).Больше повторений и обобщений, чем в "письме", так как у слушателя нет возможности навести справки. Зависимость от момента произнесения речи; однократное исполнение… Обращается в первую очередь к определенному обществу, группе, слушателей, отдельному конкретно­му слушателю.

Записанная речь

Действие только через содержание.

По возможности полное и законченное выражение замысла.

Однократная и точная фиксация; предельная стилистическая шлифовка

Большее напряжение в манере изложения; меньше повторений и обобщений, так как у читателя есть возможность навести справки. "Написан читатель имеет в своем распоряжении, так как оно не связано со вре­менем и однократностью исполнения.

Обращается в первую очередь к не­ определенному читателю

 


 

 


РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Стиль разговорной речи обслуживает сферу неформальных


от­ношений, которые бывают не только в быту, семье, дружественном кругу, но и в профессиональной сфере. Разговорная речь,как из­вестно, выполняет функцию общения,поэтому наиболее часто


проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участ­вуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком об­щении не предусмотрено.

Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, про­явлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена.Большую роль здесь играют невербаль­ные средства коммуникации, то есть мимика, жесты, взгляд, интониро­вание,


дистанцирование и другие экспрессивные сигналы языка тела.

В отличие от функционально-деловой речи, в разговорной почти отсутствуют книжная лексика, иностранная терминология, зато ши­роко используется обиходно-бытовая лексика:просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные. Кроме того в неформальном общении достаточно часто использу­ются разнообразные упрощения типа: читалка, вечёрка, общага, прокурорша и т. д., а также разговорно-бытовая фразеология,например: гол как сокол, бежит как угорелый, как снег на голову, за­морить червячка, упрям как осел, где тебя черти носили и др.; гла­гольные междометиятипа прыг, шмяк, скок, шмыг. Часто исполь­зуются частицы:этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т. п.

Эмоциональность разговорной речи реализуется не только через жестикуляциюи мимику, паузыи многозначительные позы,но и через использование вопросительных, побудительных и восклица­тельных предложений. Таким образом, разговорная речь специфич­на, поэтому она тоже должна быть ситуативно уместна.

§ 7. ПОДТЕКСТ

Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осознавае­мый лишь в контексте общения.

Признаки подтекста могут скрываться:

в содержании речи;

(Опера Генделя "Ринальдо" была издана одним ловким коммер­сантом и в течение нескольких дней распродана, принеся боль­шую сумму денег, из которых Гендель получил лишь ничтожную часть.

-Послушайте, - сказал коммерсанту Гендель, когда получил свои деньги, - чтобы между нами не было обиженных, в сле­дующий раз вы напишите оперу, а я ее издам.);

— в характеристикахее звучания (тон, сила голоса, паузы, смеш­ки и пр.);

(Врач-косметолог сделал пациентке древнегреческий профиль, разгладил морщины, удалил двойной подбородок, уменьшил рот.

- Что изволите еще?

- А можно сделать большие выразительные глаза?

- Конечно, - тихо сказал врач. - Взгляните на счет.);

— в невербальных характеристиках поведения (позы, размеще­ние деловых партнеров в пространстве, мимика, жесты); (Например, стоят двое и разговаривают на конфиденциальную тему, подошел третий. Двое постояли несколько секунд и разо­шлись, договорившись встретиться позже: подтекст здесь в том, что не впустили третьего в пространство общения, замолчали; но третий не понял намека на нежелательность вторжения, поэтому пришлось закончить разговор и разойтись).

Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.

Известна острота, которая приписывается английскому драматургу Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Один из посетителей спросил у официанта: "А играют ли музыканты по за­казу?" - "Конечно". - "В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер". Суть остроты в том, что слово "игра" имеет не одно толкование; кроме того, здесь явный намек на плохую игру му­зыкантов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.

По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста:

1. Действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят.

2. Скрытого смысла в сообщении не было, но он был приписан, то есть подтекст мнимый.

3. Скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.

Деловым людям, общаясь с деловыми партнерами, важно пом­нить следующее:

а) если вы не сумели раскрыть содержание подтекста - вы рис­куете не понять собеседника; к тому же если человек не понимает намека, то его оценка в глазах партнера снижается;

б) юмор, ирония и сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника: на живость ума, на "адекватность", на то, из "нашего лагеря" партнер или нет;

в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией пони­мания самого подтекста.

Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - ПОДТЕКСТОГЕННО.

С понятием подтекста соприкасается понятие РЕДУЦИРОВАН­НОГО ДИАЛОГА, то есть обмена "свернутыми", краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно они используются между партне­рами, понимающими друг друга с полуслова. В деловом взаимодей­ствии такое общение весьма распространено как в менеджменте, так и в бизнес-практике.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.