Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЛЕКЦИЯ 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Отдельной отраслью психологической науки является возрастная психология со своим специфическим предметом исследования (предмет науки - это та сторона действительности, которая изучает эта наука). Предмет возрастной психологии - возрастная динамика психики человека.

Возрастная психология таким образом исследует закономерности развития человека на разных этапах его индивидуальной жизни. Возрастная психология изучает возникновение и развитие психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, эмоции) и свойств у детей, подростков, поколений, определенные возрастом изменения соотношений между ними, становление различных видов деятельности (игры, обучение, труд, общение), формирование психических свойств подрастающей личности, возрастные возможности знаний, главные факторы развития и формирования личности.

Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые возникают с возрастом в психической деятельности человека и свидетельствуют о переходе от низших к высшим ступеням развития.

Возрастная психология раскрывает условия, которые определяют процесс развития, соотношение в этом процессе природных (наследственность, созревания) и общественных факторов, с помощью которых и через которые реализуются возможности психического развития человеческого индивида.

Она определяет роль исторически сделанных ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства) в формировании человеческого индивида как личности.

В предмет возрастной психологии входит изучение движущих сил индивидуального развития человеческой психики, закономерностей перехода от предыдущего к последующему, от низших к высшим, определения индивидуально-типологических различий в психическом развитии детей, подростков, молодежи, взрослых.



В общей структуре возрастной психологии выделяют детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию ранней юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Общие возрастные свойства всегда по-разному проявляются в конкретных социальных и исторических условиях. Недостаток экспериментального исследования особенностей выражения этих свойств в современных условиях с учетом пола, места проживания, социального происхождения, т.е. делает освещение соответствующей проблемы фрагментарным, или базирована на исследованиях сделанных раньше.

ЛЕКЦИЯ 2. МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Цель методов - раскрытие закономерностей психики и поведения человека. Методологической основой психических исследований является принцип детерминизма (т.е. причиной обусловленности психических явлений), принцип генетического анализа изучения психических явлений всех развитии, принцип аналико-синтетического изучения личности.

Создание и выбор методик зависят от того, какую конкретную цель ставит перед собой исследователь. Традиционно выделяют два ведущих способа: лонгитюдный и сравнительный. Лонгитюдный характеризуется тем, что одних и тех же испытуемых изучают длительное время. Сравнительный способ предполагает параллельное и одновременное из различных объектов исследование. Могут различать сравнительное патологическое исследование. Объективное сравнительное явление одно и тоже у здоровых и психически больных испытуемых. Сравнительное педагогическое исследование ¾ собираются факты об испытуемых, находящихся в разных социальных и педагогических условиях. Сравнительно онтогенетическое исследование ¾сравниваются особенности психики испытуемых разного возраста. Научное психическое исследование включает следующие этапы:

1. выделение широкой проблемы;

2. конкретизация проблемы;

3. формулирование предварительной гипотезы;

4. разработка или выбор методики;

5. собственное проведение исследования (сбор материала);

6. качественная и количественная обработка данных;

7. интерпретация;

8. выводы и предложения.

Классификация методов

Единой классификации нет. В отечественной психологии распространены явления классической психологии. Б.Г. Ананьев выделил четыре группы методов:

1. Организационные методы:

· сравнительный метод;

· лонгитюдный;

· комплексный.

2. Эмпирические методы (эмпирико-чувственное познание мира) основная группа:

· наблюдение и самонаблюдение;

· метод эксперимента;

· психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа, социометрический метод);

· анализ процессов и продуктов деятельности;

· биографический метод.

3. Методы обработки данных (количественный или статистический, метод качественного анализа данных).

4. Интерпритационные методы:

· генетический метод;

· структурный метод.

При помощи генетического метода все обработанные данные анализируются с точки зрения развития, структурный метод - это установление связей между всеми изученными характеристиками на данном этапе.

Метод наблюдения

Наблюдение является историческим методом. Оно характеризуется универсальностью, гибкостью, минимальностью использования аппаратуры. Наблюдение является методом познания психологической реальности в той степени проявления психики внешне. Объектом наблюдения может быть человек или группа людей с совместной деятельностью. Предметом могут быть внешние компоненты деятельности: особенности моторики, речевые акты, мимика и пантомимика, вегетативные реакции. Основные правила наблюдения:

· систематическое и фиксированное;

· обязательно выдвигать альтернативную точку и проверять ее;

· необходимость сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией.

Основные формы наблюдения:

· систематичное, случайное;

· открытое, скрытое, комбинированное;

· полевое, лабораторное, спровоцированное;

· лонгитюдное, периодическое, единичное.

 

Метод опроса

Один из наиболее ранних методов, существует две формы опроса: лицом к лицу (интервью), анкетирование (интервьюер, респондент). В основе любого вопроса лежит опросник, все вопросы можно классифицировать по содержанию, форме, функциям. По содержанию:

1. О фактах и действиях человека в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности.

2. О мотивах, оценках и мнениях индивида (менее достоверные ответы).

По форме вопросы бывают открытые и закрытые, прямые и косвенные

По функциям: фильтрующие (отсеять не компетентных респондентов) и контролирующие (шкала лжи).

Основные правила составления вопросов:

· соблюдать принцип рациональности (не должно быть вопросов на всякий случай);

· не должно быть двусмысленных вопросов;

· вопросы должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было ответить;

· не должно быть вопросов, которые вызывали бы у респондентов неискренние ответы.

 

Структура анкеты

Она состоит из 3 основных частей:

1. Вводная часть (инструкция) Должна содержать четкую инструкцию для испытуемых; создает положительную мотивацию для ответов и гарантировать не размещение результата.

2. Основная часть (вопросник) 1. Даются вопросы направленные на то чтобы заинтересовать респондента (легкие вопросы) 2. Самые трудные вопросы, которые направлены на выяснение мнений, оценок индивида 3. Наиболее интимные вопросы 4. Контролирующие вопросы.

3. Демографическая часть. (национальность, место жительства).

Интервью – это метод получения необходимой информации путем беседы непосредственно и целенаправленно интервьюера с респондентом. Межличностные общения в процессе беседы должно отличаться строгим распределением функций: Интервьюирующий ведущий, респондент - ведомый.

Сферы применения интервью: на ранних этапах исследования для уточнения проблемы и гипотезы; для разработки больших опросов исследований; в качестве основного метода сбора социально психологической информации; в качестве дополнительного метода; в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных, полученных с помощью других методов.

Существует 2 вида интервьюстандартизованное и нестандартизованное. Четко задана форма и порядок вопроса.

Метод эксперимента

На современном этапе этот метод остается одним из основных психологических методов и обязана своим появлением. Это исследовательская деятельность с целью изучения причинно следственных связей которая предпочитает качественность и количественность условий и возможность их опытного моделирование во 2х возможного активного воздействия исследования на явления. Возможность измерения реакций, не однократную воспроизводимость результатов.

Эксперимент выполняется в несколько этапов:

1. Теоретический (формулирование темы, проблемы и гипотезы).

2. Методический (определение методики эксперимента. Должна воспроизводить предмет исследования в независимых переменных управляющих исследователем факторов и в зависимых переменных показателей процесса на которые согласно гипотезе влияют независимые перемены. Составляем план экспериментов).

3. Собственно экспериментальный этап, когда создается экспериментальная ситуация, которая зависит от условий опыта, от раздражителей, от инструкций, от личностных особенностей экспериментатора, от особенностей и их реакций.

4. Аналитический этап (обработка данных, вывод гипотезы и формулирование рекомендаций)

Эксперименты делятся на: лабораторный; естественный.

Естественный был предложен в 1910 г. Лазурским и по своему замыслу должен был исключить напряжение (которое возникает у человека, когда он знает, что над ним проводят эксперимент) и перенести исследование в естественные условия. На современном этапе эксперимент применяется при изучении познавательных возможностей, учитывается на различных возрастных этапах и конкретных этапах формирования личности.

Лабораторный эксперимент проводится в лаборатории, с помощью аппаратуры. Лабораторный эксперимент может быть явным и скрытым.

В зависимости от вмешательства экспериментатора эксперимент делиться на констатирующий и обучающий или формирующий.

Синтетические психологогические методы называют также активными и игровыми. Их можно считать наиболее эффективными для людей, уже участвовать в какой либо профессиональной деятельности.

Активные методы базируются на установленных психологией фактах о том, что при прочих равных условиях в памяти человека запечатляется до 90% того, что он делает до 50% - видит и до 10% слышит. Активные методы применяются при решении задач психодиагностики, психокоррекции и обучения. К ним относят:

1. Метод конкретных ситуаций(он развивает способность и умение формировать задачу самостоятельно) При использовании этого метода человеку предлагается развернутое описание ситуации при анализе которой он должен определить наличие проблемы; суть проблемы; свою позицию; что и как следует решать.

2. Метод инцидентанаправлен прежде всего на преодоление возрастной и личностной инерционности и выработку адекватного способа поведения в стрессовых ситуациях. В этом случае человек вынужден действовать в искусственно созданной не благоприятной ситуации связанной с дефицитом информации, времени; аварийной обстановке.

3. Метод тренировки чувствительности(тренинг). С помощью этого метода человеку помогают сформировать навыки адекватного управления своим поведением при помощи осознания того, какие реакции вызывают у окружающих его поступки, а также развитие эмпатии и синтезивности.

4. Метод мозгового штурма (брейнсторнинг)– метод группового решения проблемы, направленный на творческий потенциал участников. В ходе применения этого метода создается атмосфера снижения критичности и самокритичности его участников. Это достигается, во-первых путем уменьшения внутренней позиции т.е. установки быть творчески свободным и оригинальным. Во вторых – путем создания оптимальных условий межличностного взаимодействия.

ЛЕКЦИЯ 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

 

Онтогенез человека ¾ целостный процесс, который находит свое выражение в разных и связанных между собой формах (морфологический, физиологический, психический, социальный). Это ¾ становление человека как организма, как сознательного общественного существа, как личности. Чтобы раскрыть это процесс используют понятия «развитие» и «формирование». «Развитие» более общее понятие, используется для объединения процесса движения от низшего к высшему. Под развитием понимают количественные и качественные изменения живого человеческого существа, изменения, необходимые, последовательные, связанные с этапами их жизненного пути и прогрессивные, которые характеризуют ее структурное и функциональное совершенство.

«Формирование» употребляют, прежде всего, для характеристики процесса развития индивида под влиянием внешних социальных факторов. В формировании можно выделить стихийный компонент (т.е. изменения под влиянием неуправляемых, случайных факторов, например: неформальных компаний, рекламы, людей, музыки) и целенаправленных процесс изменения личности или ее отдельных сторон, качеств вследствие специально организованных воздействий (воспитание).

«Созревание» ¾ изменения индивида или отдельных функций и процессов вследствие внутренних врожденных факторов.

«Становление» ¾ указывает на приобретение новых признаков и форм в процессе развития. Можно говорить о становлении характера человека, его мышлении.

Движущие силы

Природная основа создает предпосылки развитию, а определяющими факторами психического развития выступает социальная среда, и прежде всего планомерное, целенаправленное обучение и воспитание.

Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, пол, строение нервной системы, стадии созревания, некоторые индивидуальные морфологические и функциональные особенности (группа крови, динамические свойства, нервные процессы), врожденные безусловно-рефлекторные мозговые структуры, которые регулируют первые акты поведения ребенка.

Фонд унаследованных потребностей и актов поведения у ребенка очень ограничен, но его нервная система потенциально содержит унаследованно-условные потенциалы образования новых потребностей, форм поведения и необходимых для этого нервных механизмов. Они и являются природной основой активности человека, его возможности обучаться и воспитываться.

Следует отличать наиболее элементарные, генетически унаследованные природные психические функции от необычайно сложной психической деятельности человека, которая формируется на протяжении всей жизни. Первые задатки ¾ это еще незавершенные психические свойства, а природные потенциалы их возникновения и развития, которые реализуются исключительно с помощью способов, образованных человеческим обществом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.