ЛЕКЦИЯ 12. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ Проблема готовности к школе - предмер постоянного внимания психологов. От ее решения зависит адаптация ребенка к школьной жизни, овладение учебной деятельностью, и формирование личности.
Результат показал, что шестилетние дети имеют большие физические и познавательные способности, относительно выше способность к обучению. В тоже время приходится учитывать, что они отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, достаточно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения.
Существует несколько подходов к психологической готовности ребенка к школе, исследования, направленные на формирование у детей навыков, необходимых для обучения в школе.
Должно быть определено развитие познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции. Желание учиться, кроме того, должны возникнуть мотивация, внутренние этические инстанции, самооценка.
Выявление единого психологического новообразования - способности отвечать правилам и требованиям взрослого.
Готовность ребенка к школе, прежде всего, зависит от родителей и от детского сада. Особого внимания требуют «домашние» дети, т.к. они менее коммуникабельны, не очень комфортно чувствуют себя в коллективе, боятся оставаться в школе без родителей. Часто родители и учителя считают основными показаниями готовности к школе знание литературы, чтение, счет. Однако наблюдения показывают, что это мало влияет на успешность обучения.
Что же такое психологическая готовность к школе?
Это такой уровень психического развития ребенка, который создает условия для успешного овладения учебной деятельностью. Компоненты психологической готовности:
· мотивационный;
· интеллектуальный;
· личностный;
· эмоциональный;
· волевой;
· обобщение переживаний.
Мотивационный компонент отражает желание или нежелание ребенка учиться. Он очень важен, от него зависит вхождение ребенка в новую деятельность, которая отличается от игровой своей обязательностью, умственным напряжением, необходимостью преодолевать трудности.
Различают внутренние или познавательные мотивы, которые характеризуются потребностью в интеллектуальной активности, познавательным интересом, и внешние или социальные, которые выявляются в желании заниматься общественно значимой деятельностью, в отношению к учителю.
Внутренние и внешние мотивы составляют внутреннюю позицию ученика.
Интеллектуальный компонент: знания об окружающем мире: живая, неживая природа, социальные явления, уровень развития познавательной сферы, что определяется дифференцированностью, концентрацией аналитического мышления, логической памятью, некоторые умения звукового анализа слов, подготовка пути к письменному: наличие де центрированного мышления ( удерживать свое мнение и мнение товарища, судить с позиции другого).
Для развития и коррекции: игры на словарный запас, тренировка памяти, внимания, фонематического слуха, моторики, логические игры.
Личностный компонент: ребенок четко осознает свою внутреннюю позицию, половую принадлежность, навыки самообслуживания, умение подчинять себя обстоятельствам, считаться с мнениями других, знать нормы поведения, умение общаться с учителем.
Эмоциональный компонент: ребенок идет в школу с радостью, доверием, дружелюбием.
Волевой компонент: умение руководить своим поведением, доводить дело до конца, слушать и слышать.
Обобщение переживаний: потеря непосредственности. При коррекции формируется умение ставить цели, достигать их, брать ответственность на себя.
ЛЕКЦИЯ 13. МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Отрочество — этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет, совпадающий с переходом детей в 5 классы. Понятие отрочество объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.
Задачи развития этого возраста.
1. Овладение базовыми школьными знаниями и умениями.
2. Формирование умения учиться в средней школе.
3. Развитие учебной мотивации, формирование интересов.
4. Развитие навыков сотрудничества с другими, правильно сравнивать свои результаты с успешностью других.
5. Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются примерно в 10-11 лет,
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты, поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Это время бурного и плодотворного развития познавательных процессов.
Период с 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти - к логической. При этом переход на новый уровень мышления осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет часто доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит перестройка лишь к 12 годам. Организация учебной деятельности, система подачи учебного материала должны обеспечить направленность на нормирование рассуждающего мышления, основанного на оперировании не конкретными образами, понятиями, на умение сопоставлять эти понятия, переход от одного суждения к другому. Способность к нормированию понятий, т.е. выделению немногих наиболее общих свойств, предметов и явлений, самых сильных и устойчивых связей между ними относится к "левополушарному" вкладу в единый процесс мышления.
Трудность обобщения материала - одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Детям трудно подводить задачи под общий тип. Тяжело в любом материале запомнить общий смысл для пересказа своими словами (легче "зазубрить" весь материал, краткий пересказ труднее, чем развернутый, потому что кратко - значит выделить главное, отделить от второстепенного, а этого дети делать не умеют). Сами подростки выделяют следующие причины своей неуспеваемости: плохая память, внимание, неумение думать, не хватает знаний, умений; лень и безволие; профессиональная некомпетентность учителей (не умеют объяснять, «сразу ставят 2», «кричат, поэтому сразу забываешь все, что знаешь»).
В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей помощи и поддержки. Этот переход совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятным для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям.
Для многих детей, обучавшихся у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами, является внешним показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, "не огорчались и не переживали", "радовались" - достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу 3 класса снижение интереса к учебе, определенное разочарование в школе сменяются ожиданиями перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно.
Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, формирование общеучебных навыков. Поскольку сложившиеся умения и навыки не всегда соответствуют программным требованиям в 5 классе. На занятиях важно использовать юмор, юмор имеет большое значение в этом возрасте для познавательного развития
Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация имеют двойственный, парадоксальный характер. С одной стороны она падает, т.к. возрастает интерес я окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является сенситивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации.
Возраст 10-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сенситивен для возникновения познавательных интересов.
Резко расширяются рамки любознательности, вопросы, обращенные в прошлое и будущее за пределы нашей планеты и нашего познания мира. Младших подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и остросоциальные темы. В атом возрасте наблюдается пик любознательности, их исследовательская активность максимальна по объему, широте и глубине по сравнению с младшими школьниками и старшеклассниками.
Но следует обратить внимание на определенную поверхность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие связи их со школьной программой.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным, они еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов.
Спецификой интересов в 10-14 лет является то, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками (т.е. интересуются тем, чем интересуются его друзья, если хочет войти в какую-то компанию). С этим связана "мода на интересы", когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, школу и также внезапно гаснет. Эти интересы могут иметь широкий спектр: от возвышенных до вредных. Нередки случаи, когда подобная мода перерастает в устойчивое увлечение (музыкальные пристрастия).
Некоторые подростки легко поддаются чужим влияниям и готовы пойти за любым, кто покажет им как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Такие подростки составляют основной контингент всевозможных группировок (они нуждаются в особом внимании).
ЛЕКЦИЯ 14. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ /13-15 ЛЕТ/
13 лет - начало длительного и одного из самых важных периодов развития человека, который принято описывать "как возраст второго рождения личности" (Ж.Ж. Руссо).
Задачи развития этого возраста:
1. Формирование умений и желания строить умозаключения, делать
на их основе выводы.
2. Развитие воли, формирования ставить перед собой цели и достигатьих.
3. Развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний.
4. Формирование умения понимать свое поведение.
|