Обратная связь
|
Особенности словарного запаса Исследованиеноминативного словаря Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности транспорт, картины природы. Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля», или «Как называется предмет, которым копают землю?» — «Лопата». Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов. Например слова, которые можно использовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ, БОЕЦ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д. Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ. Исследование атрибутивного словаря Ребенку предлагается подобрать определения к словам ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ. Употребление относительных прилагательных. Инструкция: «Стол какой (деревянный) а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗАМОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ. Подбор антонимов. Слова, которыеможно предложить детям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИИ, ПРИЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ и т.д. Исследование предикативного словаря Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ..., ласточка — ..., кузнечик. Ребенок называет изображенные предметы с характерными для них действиями.
Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних — мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких— воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки. Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной ... (шьет), врач ... (лечит), парикмахер ... (стрижет), кузнец ... (кует), летчик ... (летает), тракторист .. (пашет). Исследование грамматического строя речи Исследование способности словоизменения Изменениепо падежам. Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет... (куклы). Я поюпесенку ... (кукле). Якупаю (куклу). Я люблюиграть с ... (куклой). Я мечтаю о красивой (кукле)». Преобразование именсуществительных в именительном падеже единственного числа во множественное: стол — столы, рука—-..., лист— .,, окно—.... Образование имен существительных родительного падежаединственного и множественного числа: Дом — дома — домов; окно — окна — окон; дерево — ... — .., марка — ... — ; Яблоко — ... — ... ; стол — ... — ; шар—...—-... ; книга — ... ; вишня — ... — . Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар — красный, чашка — красная, платье — красное. Затем задание: Шарф (зеленый), шапка — ..., пальто — Исследование способности словообразования Образование существительного уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины:
стул — (стульчик) ложка — (ложечка) кровать — (кроватка) кукла — (куколка) картина — (картинка) дом - (домик) Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Слова для предъявления: дерево — деревянный, резина — ..., стекло — ..., хрусталь — ..., кожа — железо — ..., шелк —..., бумага — ..., кружево — Образование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — выходить — входить — заходить — переходить — обходить — отходить — проходить -- сходить — уходить; бежать — ...; летать ...; плыть — ...; ехать Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Анкетные данные фамилия, имя ребенка __________________________ Дата рождения __________________________________ Дата обследования ______________________________ Возраст…………………………………………………… Домашний адрес, телефон ……………………………... Из какого детского сада поступил (номер детского сада, район) дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) …………………………………………………. Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ………………………….. Сведения о родителях Мать: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, домохозяйка) …………………………. Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, безработный) …………………………. Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком своего недостатка, отношение к нему) ………………………………………………………………….
Наследственныё заболевания (матери, отца, ближайших родственников) …………………… Общий анамнез ……………………………………………………………………………………. От какой беременности ребенок ___________________ Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери. Роды: быстрые, стремительные, обезвожённые, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям)…………………………………………. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. Крик: был, нет. Асфиксия: белая, синяя. Резус-фактор: отрицательный, совместимость. Вес и рост ребенка при рождении. Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание грудью до ... . Последующее вскармливание: смешанное, искусственное. Выписка из родильного дома на ... день. Дополнительное пребывание в роддоме, причины. Раннее развитие: Держит голову с ______ мес., сидит с ______ мес., стоит с ______ мес., ходит с ______ мес. Первые зубы с ______ мес., к 1 году зубов ______ Перенесенные заболевания до 1 года _______________________ после 1 года_______________________ Инфекции ____________________________ Ушибы и травмы головы__________ Судороги при высокой температуре
Лепет, характер лепета (см выше) Первые слова ________________________________________ Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет, Речевая среда: дефицит речевого общения, норма ____ — Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат ____
Логопедическое обследование Исследование слухового внимания Ребенку предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки — барабана, виолы — бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание одной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее. Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен (или звенит в колокольчик) вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания. Исследование зрительного восприятия Определяется предметный гнозис. Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их. Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Логопед поочередно выкладывает перед ребенком цветные квадраты. Другой прием: подобрать картинки к данному цветовому полю. Перед рёбенком лежит квадратный лист картона красного цвета и предметные картинки разного цвета, например, красный помидор, свекла, клубника, зеленый огурец, желтый цыпленок, белая снежинка. Ребенку надо отобрать изображения красного цвета и положить их на красный квадрат.
|
|