Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Административные, военные, социальные и культурные реформы Петра I. Борьба России за выход к морям в конце XVII — начале XVIII вв.

Россия в годы правления Ивана Грозного

Правление с 1533-1547(опекунство) с 1547-1584(фактическое правление).

Внутренняя политика. Цель: создание единого, централизованного государства.

1этап внутренней политики: реформы избранной рады 1547-1560. Реформы проходили мирно, постепенно.

1)Реформа государственного управления.

Введение царского органа (Иван Грозный-первый царь)

Введение земского собора- собрание представителей боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения предложений и преобразований. Специфика Земского собора- не ограничивал, а поддерживал царя. Собор всецело зависел от царя.

Политический строй: сословно-представительная монархия. Монархия так как царь во главе, сословно-представительная монархия-все органы не ограничивали его власть.

Боярская дума- высший законодательный орган при царе. Новые центральные органы управления- приказы. Каждый приказ ведал определенными делами.

2)Реформа местного управления. Она упразднила систему кормлений. В уездах были учреждены должности губных старост. Их избирали землевладельцы округа из своей среды. В городах избирались городовые приказчики. Выборные органы имели большие права: они вершили суд, следили за порядком, за соблюдением закона, осуществляли сбор податей.

3)Судебная реформа. был принят новый Судебник. В нем был увеличен размер пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, ужесточались наказания лихим людям, вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников.

4)Церковная реформа. Принятие стоглавого собора. В соответствие с задачами централизации собор привел к единообразию церковные обряды, признавал всех местных святых общерусскими, разработал правила поведения для духовенства. Произошло укреплении позиций церкви как идеологической опоры самодержавия. Одновременно с этим введено ограничение накопления церковью богатств



5)военная реформа. Ограничилось местничество- на высшие военные должности назначались люди, проявившие воинский талант, независимо от знатности рода. Стали создаваться стрелецкие полки. Стрельцом мог стать любой свободный человек. В 1556г принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев. С каждых 100 четвертей землиодин вооруженный конный воин.

6)Налоговая реформа- упорядочила налогообложение и ввела его дифференциацию в зависимости от сословной принадлежности.

2этап 1560-1584гг

Иван Грозный учредил в стране особый порядок: опричнину от слова оприч(кроме). Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. Землевладельцы должны были покинуть свои вотчины, им предоставлялись земли в отдаленных местах. Владения выселенной знати передавались опричникам. Земщина платила налоги и содержала опричнину. Опричнина разорила земли и ослабила экономику.Было создано опричное войско, которое было призвано «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В 1572г опричнина была отменена.

Внешняя политика

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись:
а). на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири;
б). на западе — борьба за выход к Балтийскому морю;
в). на юге — защита страны от набегов крымского хана.

а). Юго-восточное и восточное направления.Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. В результате: к России были присоединены Казань, Астрахань, Чувашия, Башкирия и весь Волжский торговый путь.

б). Западное направление. Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

в). Южное направление.Крымские ханы совершали набеги на южные области России. Правительство Ивана IV не считало возможным прямую конфронтацию с Крымом, поэтому ограничилось оборонительными мерами. В 50-е годы началось строительство Засечной черты - оборонительной линии из крепостей и естественных преград.

 

Смута: причины, ход событий и итоги. Первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.

Причины:

1. Тяжелый системный кризис московского государства, во многом связанный с правлением Ивана Грозного. Противоречивая внутренняя и внешняя политика привела к разрушению многих экономических структур. Ослабила ключевые институты и привела к гибели людей. 2. Были утрачены важные западные земли (яма, Иван-город, карела) 3. Резко обострились социальные конфликты внутри московского государства, которые охватили все общества (царская власть и боярская аристократия, бояре и дворяне, феодалы и крестьянство, церковь и светские феодалы, родовая аристократия и служилая аристократия и т.д.) 4. Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция, Англия и др. по поводу земельных вопросов, территории и тд.)

5. Династический кризис:

- 1584. После смерти Ивана грозного престол занял сын Федор.

- 1591. При загадочных обстоятельствах в Угличе скончался младший сын грозного, Дмитрий.

- 1598. Федор умирает, династия дома Калиты пресекается.

Суть и итоги:

1. Общее число погибших равно одной трети населения.

2. Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из СХ оборота.

3. Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории).

4. Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.

5. Появление новой царской династии 7 февраля 1613 земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова. Первые представители династии (М.Ф.Романов - 1613-1645, А.М.Романов - 1645-1676, Ф.А.Романов - 1676-1682). Они должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление государственного механизма и экономики.

 

Административные, военные, социальные и культурные реформы Петра I. Борьба России за выход к морям в конце XVII — начале XVIII вв.

Военная реформа – главное звено в цепи петровских государственных преобразований. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута. Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно.

Последнее подкреплялось еще указом о единонаследии. Помимо того, что полностью стиралась разница между поместьем и вотчиной, указ запрещал дробить недвижимое имущество, т. е. землю при передаче его по наследству. Землю можно было завещать только одному из сыновей, а при их отсутствии – одной из дочерей. Изданием этого указа правительство получало необходимые кадры, поскольку младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог идти служить по гражданской части.

С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них: 21 основной и 32 дополнительных. В армию взято в общей сложности 284 187 человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек). Полки объединялись в бригады (2–3 полка). Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек).

В этот же период времени была создана система военных гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего же сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 15 тыс. артиллерийских стволов.

Под ружьем у Петра I было около 340 тыс. солдат и офицеров.

К моменту окончания Северной войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (навигацкая, артиллерийская, инженерная), но главной военно-практической школой подготовки офицеров для армейских полков служили гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.

Гвардия – первое и наиболее совершенное создание Петра. Эти два полка – 6 тыс. штыков – по боевой выучке и военному духу могли посоревноваться с лучшими полками Европы.

К концу царствования Петра в стране обозначились две структуры управления – гражданская и военная. Элитой второй структуры была гвардия. Гражданский аппарат по сравнению с гвардией был неотлаженным, вороватым, лишенным сознания своей миссии, которое было так сильно в гвардии. Гвардия встала высоко над аппаратом и безжалостно контролировала его.

Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии.

В 1719 г. был введен в действие Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в Воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи.

 

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Главная цель этого периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне. Уже в первые годы войны стало ясно, что старый государственный механизм управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не обеспечивает нарастающие потребности самодержавия. Это проявилось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — создания новых административных образований — губерний, объединявших несколько уездов. В 1708 г. было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.

Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армий, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась через специально созданный институт кригскомиссаров (так называемых военных комиссаров).

На местах была создана разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система “приказ — уезд” была удвоена: “приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд”.

В 1711 г. был создан Сенат. Самодержавие, значительно усилившееся во второй половине XVII в., уже не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к так называемой “Консилии министров” — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого был французский административный опыт.

В 1718 — 1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Было учреждено 10 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной отраслью. Например, Коллегия чужестранных дел — внешними сношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-контор коллегия — расходами государства, Коммерц-коллегия — торговлей.

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени “княжескую” систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики.

Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику — оберпрокурору.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Социальная политика носила продворянский и крепостнический характер. Указ 1714 г. о единонаследии устанавливал одинаковый порядок наследования недвижимых имений, без различия поместий и вотчин. Слияние двух форм феодального землевладения — вотчинного и поместного — завершило процесс консолидации класса феодалов в единый класс — сословиедворян и укрепило его господствующее положение (часто на польский манер дворянство называли шляхетством).

Чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат – запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г. усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов, Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Табель о рангах разделил военную, гражданскую и придворные службы. Все должности разделялись на 14 рангов. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор) или офицер, получал потомственное дворянство.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

Существенной была реформа в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, привнеся в нее западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Главный магистрат руководил магистратами других городов.

Посадское население было разделено на две гильдии: первую составили “первостатейные”, куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

Война поглощала 90% государственных расходов, многочисленные повинности несли крестьяне и горожане. В 1718 — 1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Помещикам и монастырям велено было подать "сказки" (сведения) о своих крестьянах. Правительство поручило гвардейским офицерам провести ревизию поданных ведомостей. С тех пор переписи стали называться ревизиями, а единицей налогообложения вместо крестьянского двора становилась “душа”. Все мужское население должно было платить подушную подать.

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

В результате преобразований Петра I стало активно развиваться мануфактурное производство, создаваться промышленность. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Начинается движение в сторону преодоления технико-экономической отсталости России. В стране вырастает крупная промышленность, особенно металлургическая (на Урале), текстильная и кожевенная (в центре страны), возникают новые отрасли производства: судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск), стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (Петербург, Москва).

Русская промышленность создавалась в условиях крепостничества. На заводах работали посессионные (купленные заводчиками) и приписные (платившие государству подати не деньгами, а работой на заводе) крестьяне. Русская мануфактура была фактически как крепостная вотчина.

Развитие промышленного и ремесленного производства способствовало развитию торговли. В стране шел процесс создания общероссийского рынка. В целях поощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, облагавший вывоз за границу русских товаров.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.