Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОПРОС 2. Свойства и виды внимания.

Различают 5 свойств внимания: сосредоточенность,устойчивость (концентрация),объем, распределение, переключение. Сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания тесно связана с интересом к деятельности или объекту (явлению).

Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности.
Устойчивость внимания зависит от подвижности объекта и активности человека

1. Объем внимания - это количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов.
Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5-7 объектам.

2. Распределение - это одновременное внимание к 2 или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Это способность одновременно выполнять 2 (или более) различные деятельности. Такое возможно, если одна из деятельностей освоена достаточно хорошо и не требует большого контроля.

3. Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Так как объем внимания невелик (всего 5-7 объектов), то только переключаемость внимания позволяет воспринимать больше объектов в окружающей деятельности.

Существует 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

1. Непроизвольное - это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.
Это наиболее простой и генетически исходный вид внимания.
Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними, по отношению к целям его деятельности, событиями.
Условия, при которых возникает непроизвольное внимание:



o во-первых, вследствие внешних причин - особенностей действующих на нас раздражителей,

o во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности.
Раздражители, действующие на человека, отличаются следующими особенностями:

O Сила раздражителя

O Неожиданность раздражителя

O Новизна, необычность, контрастность раздражителя

O Подвижность объекта, начало или прекращение действия раздражител

2. Произвольное (преднамеренное) - это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.
Этот вид внимания отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
Произвольное внимания имеет большое значение в жизни человека, т.к. не всё, что делает человек, представляет для него непосредственный интерес.

3. Постпроизвольное (послепроизвольное) - это внимание, появляющееся по мере развития операционно-технической стороны деятельности, в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции.
Этот вид внимания возникает на основе произвольного внимания, после него.

Основное отличие от произвольного внимания заключается в том, что выполнение деятельности уже не требует специальных умственных усилий и ограниченно во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям.

ВОПРОС 3. Физиологические основы внимания.

Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга.
Процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают торможение в других участках мозга.
Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий головного мозга, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета.
Так как то один, то другой объект деятельности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается переключение внимания с одного предмета на другой.
Участок коры ("очаг"), где произошло возбуждение, обозначают понятием "доминантного очага возбуждения" или доминантой (понятие введено А.А. Ухтомским).

ВОПРОС 4. Внимание и деятельность.

Внимание - необходимое условие выполнения любой деятельности.
Без внимания не возможно осуществление ни одной формы деятельностной активности (активности, направленной на достижение поставленной цели).
Попробуйте забить в стену гвоздь, при этом отвлекаясь на другие объекты.
Попробуйте решить математическую задачу (правильно решить!), при этом читая вслух стихи (наизусть, разумеется).

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

ВОПРОС 1. Понятие об эмоциях и чувствах.
Эмоциональные процессы и состояния.

В процессе отражения окружающего мира в сознании создаются те или иные образы.
Помимо самих образов окружающего мира, предметов и явлений, человек испытывает, переживает определенное отношение к воспринимаемым вещам.
Эти переживания у всех разные.Конкретное переживание будет зависеть от того, на сколько данное явление, предмет или вещь удовлетворяют потребности индивида.
Переживание удовлетворения или неудовлетворения и будет выражаться в том, что мы называем эмоциями.
Другими словами, человек переживает то или иное эмоциональное состояние, от предмета или явления, в зависимости от того, на сколько удовлетворена его потребность.
Поэтому можно сделать вывод о том, что эмоции просто так не появляются. Они всегда чем-то вызваны, чем-то обусловлены; всегда являются результатом отражения.
Эмоциональные процессы это, по сути, отражение личностной значимости внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. И это отражение осуществляется в форме переживаний.
Эмоции сопровождают нашу жизнь и выражаются в каждый момент времени в виде отдельных эмоциональных реакций на те или иные ситуации.
(Пример: неожиданный лай собаки вызывает испуг)
Эмоциональные реакции "складываются" в эмоциональные состояния, которые длятся несколько дольше, чем реакции (простые эмоциональные реакции).
На основе эмоциональных состояний появляются настроения.
Они еще более длительны и могут сопровождать жизни человека как эмоциональный фон в течение нескольких лет.
Настроение может окрашивать всё поведение человека.
Существуют еще и так называемые аффекты - переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом.
Особенность этого эмоционального процесса в том, что человек не всегда может до конца осознавать происходящее и, в силу этого, аффективная реакция протекает неуправляемо.
Аффекты бывают относительно редко. Возможно, что бы за всю жизнь человек так и не пережил его.
Но это не значит, что его жизнь была эмоционально бедна, т.к. существует большое количество эмоций.
Все эмоции делятся, как правило, по полярности и модальности.
Полярность эмоциональных состояний это знак (положительный "+" или отрицательный "-").
Модальность выражается в разнообразии эмоций.
Чувства, в отличие от эмоций, более сложные переживания.
Будучи внешне схожими с эмоциями чувства, тем не менее, более устойчивые психические состояния, т.е. выражают более устойчивое отношение к предметам или явлениям.
Поэтому они, так же как и эмоции, не возникают из неоткуда.
Чувства всегда чем-то вызваны: не возможно испытывать любовь вообще, человек всегда любит кого-то конкретно, т.е. это чувство всегда к кому-то привязано (отсюда и понятие "привязанность").
Кроме того, чувства более сложны по структуре.
Сложность их проявляется во взаимосвязях с эмоциями. То или иное чувство выражается через переживание какой-либо эмоции.
(Пример: чувство патриотизма выражается в радости за победу наших спортсменов, хотя победил на сам человек, а кто-то другой: "наши победили!")
С другой стороны, та или иная эмоция воспринимается и переживается по разному в зависимости от того, к какому чувству она привязана.
(Пример: "ненависть" сама по себе "отрицательная" эмоция, ничего хорошего в ней нет, т.к. как она может подвигнуть человека на нехорошие по-ступки вплоть до убийства. А если это "ненависть" к врагам Родины - как в период Великой Отечественной Войны - тогда это нормальное, достойнее, переживание, которое порой бобуждает человека на героические поступки.)
Отличие чувств от эмоций проявляется в так называемой амбивалентности чувств.
Она выражается в несогласованности, противоречивости нескольких испытываемых эмо-циональных отношений к объекту.
(Пример: можно уважать кого-то за трудолюбие и, при этом, осуждать за вспыльчивость.)
В силу своей сложности, чувства не появляются сами по себе. Чувствам необходимо научить, до них нужно дорасти.
(Пример: патриотизм просто так не появится, ему нужно учить - учить любви к Родине, умению радоваться чужим успехам (спортсменов страны) и т.д.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.