Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВОПРОС 5. Активность и направленность личности.

Личность характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.
Личность любого человека отличается направленностью.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

ТЕМА 16. Деятельность, структура и генезис.

ВОПРОС 1. Понятие деятельности и ее структура.

Деятельность всегда присутствует в жизни человека.
Другими словами нормальное состояние человека - это деятельное, активное состояние.
Человек всегда проявляет активность, так или иначе. Эта активность может быть внешняя (различные движения) или внутренняя (когда читает или думает).
Однако это деление условно, т.к. и мыслительная деятельность сопровождается мышечной активностью (правда очень незначительной).
Таким образом, любая деятельность человека связана с внешним движением, мышечным движением. "Мыслить про себя" это значит "проговаривать про себя".
Деятельность это то, что отличает человека от животного, от поведения животного.
Деятельность человека в отличие от поведения животных:

Носит сознательный характер (человек определяет цель, задачи, предвидит результат).

Связана с орудиями труда (изготовление, употребление, хранение).

Носит общественный характер (она осуществляется в обществе и для общества).

Деятельность человека связана с требованиями общества, определяется конкретными общественно-историческими условиями.

Посредством деятельности человек:



Познает окружающий мир.

Создает материальные и духовные ценности.

Изменяет окружающую действительность, преобразует ее.

Деятельность формирует и изменяет и самого человека, его волю, характер, способности.
Деятельность человека неразрывно связана с психическими процессами.
Она не может протекать без них.
В то же время, сами психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности.
Любая деятельность характеризуется наличием цели . (Нет цели - нет деятельности.)
Деятельность вызывается определенными мотивами. Поэтому деятельность характеризуется по уровню мотивации, т.к. мотивы могут быть и личными, и социальными (общественными).
Кроме того, в структуру деятельности входит действие, как отдельный элемент, акт деятельности.
Действия также имеют цели, в их основе также лежат мотивы, поэтому действия всегда осознанны.
При этом степень осознанности может быть разной: от вполне осознанных до импульсивных действий.
Действия могут быть двух видов:

1. практические (манипулирование предметами, конструктивные действия и т.д.);

Умственные.

Следующей единицей деятельности, способом выполнения действия является операция, определяемая наличной (внешней или мысленной) ситуации.
Поэтому, операции не имеют мотивов и целей.

Операции это как правило автоматизированные акты, входящие в состав какого-либо действия.
В деятельности (в ходе ее выполнения) выделяют акцептор результатов действия (ввел понятие П.К. Анохин в 1955 г.).
Акцептор результатов действия представляет собой "информационный эквивалент результата", с которым мы сравниваем реально получаемый результат (продукт).

ВОПРОС 2. Виды деятельности.

Различают три основных вида деятельности.

Игровая деятельность. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Цель игры - сама игра. Протекает при наличии интереса. В игре формируются, развиваются различные психические свойства, способности.

Учебная деятельность. Цель этого вида деятельности - получить знания, выработать навыки и умения.

Трудовая деятельность. Цель - получение конкретного продукта с помощью орудий труда.

Игровая и учебная деятельности - это, по сути, подготовка к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность - ведущая у человека, т.к. наибольший период в жизни человек трудится.
Выделяют еще спортивную деятельность и общение как своеобразный вид деятельности.

ВОПРОС 3. Потребности, мотивы и деятельность.

Субъект, как индивид рождается наделенным различными потребностями.

Потребность не задает направление деятельности, а может только побуждать к какой-либо форме активности.
Чтобы направлять деятельность потребность должна стать мотивом, т.е. деятельность должна опредметится.
Пример:

ЖАЖДА

ПОТРЕБНОСТЬ,
вызванная необходимостью утолить жажду

МОТИВ,
в который превращается потребность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
выпить (воды) или съесть (мороженое)

Изначально считалось, что Потребность и Деятельность связаны системой

П → Д


Это значит, что деятельность осуществляется "реактивно", под влиянием потребности ее вызвавшей.
Но А.Н. Леонтьевым была предпринята попытка преодолеть это представление.
По А.Н. Леонтьеву должно быть так:

Д → П → Д


Понятие "реактивность" им заменена понятием "активности".
Деятельность побуждается аффектом, т.е. мотивом.
Мотив не прямое отражение потребности, а форма проявления потребности.
Зачастую мотивы не осознаются: сознание происходит, если возникнет препятствие. Здесь и проявляется активность.
Если мотив осознается, то он выступает как общая "цель". Активность будет проявляться в стремени к этой цели.
Т.о. активный субъект воздействует на пассивный объект через деятельность.

S (активный) → Д → О (пассивный)

ВОПРОС 4. Развитие деятельности, интериоризация, экстериоризация.

С момента появления, деятельность все время развивается, все больше опосредуется орудиями труда (см. рисунок) и, поэтому, все больше усложняется.
Раньше деятельность осуществлялась непосредственно: усилие направлялось прямо (непосредственно) на объект действия.

Деятельность копать

 

Объект яма, к ней прилагаются усилия рук, пальцев

 


Затем деятельность стала осуществляться опосредованно: усилие прилагалось к орудию труда и через него к объекту деятельности.

Деятельность копать

 

Орудие труда лопата, к ней прилагаются усилия

 

Объект яма, на нее воздействует орудие труда

 


Сейчас деятельность еще более опосредована. Современную деятельность надо осваивать, ей необходимо учиться: усилие прилагается к средствам управления орудиями труда.
С этим связаны процессы интериоризации и экстериоризации

Деятельность копать

 

Орудие труда (экскаватор)
УПРАВЛЕНИЕ (кнопки, рычаги) МЕХАНИЗМЫ (ковш, гусеницы)

 

Объект (яма, на нее воздействует ковш экскаватора)

 

ТЕМА 17 группа и коллектив

ВОПРОС 1. Понятие о группах.

Общество состоит из множества различных групп.
Признаки лежащие в основе выделения групп различны.
Это в частности характер выполняемой деятельности, социальная или классовая принадлежность, структура, композиция, уровень развития, отношения между членами группы, особенности коммуникации и т.д.
В отечественной психологии изучение групп основывается на "концепции деятельностного опосредования межличностных отношений". Разрабатывал эту концепцию А.В. Петровский.
Им сформулированы 3 пункта (вопроса) в изучении группы:

Каковы условия возникновения такой психологической реальности как группа?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.