ВОПРОС 5. Активность и направленность личности. Личность характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Личность любого человека отличается направленностью. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
ТЕМА 16. Деятельность, структура и генезис.
ВОПРОС 1. Понятие деятельности и ее структура.
Деятельность всегда присутствует в жизни человека. Другими словами нормальное состояние человека - это деятельное, активное состояние. Человек всегда проявляет активность, так или иначе. Эта активность может быть внешняя (различные движения) или внутренняя (когда читает или думает). Однако это деление условно, т.к. и мыслительная деятельность сопровождается мышечной активностью (правда очень незначительной). Таким образом, любая деятельность человека связана с внешним движением, мышечным движением. "Мыслить про себя" это значит "проговаривать про себя". Деятельность это то, что отличает человека от животного, от поведения животного. Деятельность человека в отличие от поведения животных:
Носит сознательный характер (человек определяет цель, задачи, предвидит результат).
Связана с орудиями труда (изготовление, употребление, хранение).
Носит общественный характер (она осуществляется в обществе и для общества).
Деятельность человека связана с требованиями общества, определяется конкретными общественно-историческими условиями.
Посредством деятельности человек:
Познает окружающий мир.
Создает материальные и духовные ценности.
Изменяет окружающую действительность, преобразует ее.
Деятельность формирует и изменяет и самого человека, его волю, характер, способности. Деятельность человека неразрывно связана с психическими процессами. Она не может протекать без них. В то же время, сами психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Любая деятельность характеризуется наличием цели . (Нет цели - нет деятельности.) Деятельность вызывается определенными мотивами. Поэтому деятельность характеризуется по уровню мотивации, т.к. мотивы могут быть и личными, и социальными (общественными). Кроме того, в структуру деятельности входит действие, как отдельный элемент, акт деятельности. Действия также имеют цели, в их основе также лежат мотивы, поэтому действия всегда осознанны. При этом степень осознанности может быть разной: от вполне осознанных до импульсивных действий. Действия могут быть двух видов:
1. практические (манипулирование предметами, конструктивные действия и т.д.);
Умственные.
Следующей единицей деятельности, способом выполнения действия является операция, определяемая наличной (внешней или мысленной) ситуации. Поэтому, операции не имеют мотивов и целей.
Операции это как правило автоматизированные акты, входящие в состав какого-либо действия. В деятельности (в ходе ее выполнения) выделяют акцептор результатов действия (ввел понятие П.К. Анохин в 1955 г.). Акцептор результатов действия представляет собой "информационный эквивалент результата", с которым мы сравниваем реально получаемый результат (продукт).
ВОПРОС 2. Виды деятельности.
Различают три основных вида деятельности.
Игровая деятельность. Игра имеет большое значение для развития ребенка. Цель игры - сама игра. Протекает при наличии интереса. В игре формируются, развиваются различные психические свойства, способности.
Учебная деятельность. Цель этого вида деятельности - получить знания, выработать навыки и умения.
Трудовая деятельность. Цель - получение конкретного продукта с помощью орудий труда.
Игровая и учебная деятельности - это, по сути, подготовка к трудовой деятельности. Трудовая деятельность - ведущая у человека, т.к. наибольший период в жизни человек трудится. Выделяют еще спортивную деятельность и общение как своеобразный вид деятельности.
ВОПРОС 3. Потребности, мотивы и деятельность.
Субъект, как индивид рождается наделенным различными потребностями.
Потребность не задает направление деятельности, а может только побуждать к какой-либо форме активности. Чтобы направлять деятельность потребность должна стать мотивом, т.е. деятельность должна опредметится. Пример:
ЖАЖДА ↓ ПОТРЕБНОСТЬ, вызванная необходимостью утолить жажду ↓ МОТИВ, в который превращается потребность ↓ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ выпить (воды) или съесть (мороженое)
Изначально считалось, что Потребность и Деятельность связаны системой
Это значит, что деятельность осуществляется "реактивно", под влиянием потребности ее вызвавшей. Но А.Н. Леонтьевым была предпринята попытка преодолеть это представление. По А.Н. Леонтьеву должно быть так:
Понятие "реактивность" им заменена понятием "активности". Деятельность побуждается аффектом, т.е. мотивом. Мотив не прямое отражение потребности, а форма проявления потребности. Зачастую мотивы не осознаются: сознание происходит, если возникнет препятствие. Здесь и проявляется активность. Если мотив осознается, то он выступает как общая "цель". Активность будет проявляться в стремени к этой цели. Т.о. активный субъект воздействует на пассивный объект через деятельность.
S (активный) → Д → О (пассивный)
|
ВОПРОС 4. Развитие деятельности, интериоризация, экстериоризация.
С момента появления, деятельность все время развивается, все больше опосредуется орудиями труда (см. рисунок) и, поэтому, все больше усложняется. Раньше деятельность осуществлялась непосредственно: усилие направлялось прямо (непосредственно) на объект действия.
| →
| Объект яма, к ней прилагаются усилия рук, пальцев
|
| Затем деятельность стала осуществляться опосредованно: усилие прилагалось к орудию труда и через него к объекту деятельности.
| →
| Орудие труда лопата, к ней прилагаются усилия
|
| →
| Объект яма, на нее воздействует орудие труда
|
| Сейчас деятельность еще более опосредована. Современную деятельность надо осваивать, ей необходимо учиться: усилие прилагается к средствам управления орудиями труда. С этим связаны процессы интериоризации и экстериоризации
| →
| Орудие труда (экскаватор)
| УПРАВЛЕНИЕ (кнопки, рычаги)
| МЕХАНИЗМЫ (ковш, гусеницы)
|
| →
| Объект (яма, на нее воздействует ковш экскаватора)
|
|
ТЕМА 17 группа и коллектив
ВОПРОС 1. Понятие о группах.
Общество состоит из множества различных групп. Признаки лежащие в основе выделения групп различны. Это в частности характер выполняемой деятельности, социальная или классовая принадлежность, структура, композиция, уровень развития, отношения между членами группы, особенности коммуникации и т.д. В отечественной психологии изучение групп основывается на "концепции деятельностного опосредования межличностных отношений". Разрабатывал эту концепцию А.В. Петровский. Им сформулированы 3 пункта (вопроса) в изучении группы:
Каковы условия возникновения такой психологической реальности как группа?
|