Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Феноменология в истории методологической мысли

Феноменология как парадигма социально-гуманитарного познания сфор­мировалась в XXвеке, однако многие феноменологические идеи укоренены в философии Античности, Средневековья, Немецкой классической философии.

Предшественником феноменологии можно считать древнейшие представления о том, что каждая вещь имеет собственную душу. Философскую интерпретацию эта идея находит в учении Платона, где противопоставлятся надфизический мир чистых сущностей - идей, физиче­скому чувственному миру вещей. Платон определяет познание как «анамнез» - воспоминание того, что есть в глубинах человеческой души. Для характеристики анамнеза как метода Платон использует метафору «вторая навигация». Первая навига­ция есть попытка объяснить чувственное посредством чувствен­ного. Вторая навигация – отстранение от чувств и смещение на рациональное, на то, что может быть схвачено интеллектуально. Вторая нави­гация привела к пониманию двух планов бытия: феноменального - видимого и метафеноменального - невидимого, улавливаемого исключительно интеллек­том.

Учение Платона находит развитие и конкретизацию в средневековом христианском платонизме. В философии Средневековья формируется понятие «интенция», которая восходит к схоластике, различающей реальное и интенцио­нальное существование объекта. История поня­тия «интенция» восходит к схоластике, различающей реальное и интенцио­нальное существование объекта. В схоластике проводилось различение первой и второй интенцией. Первая интенция есть акт интеллекта, направленность на внешний объект и сформированное таким образом понятие об определениях вещи. Вторая интенция – акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления – абстрактные понятия, универсалии, логические законы.



Значительную роль в формировании феноменологического метода сыг­рало учение Иммануила Канта. Трансцендентальное по Канту – всякое позна­ние, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов. Философ рас­сматривает трансцендентальную философию как науку чистого, спекулятив­ного разума. Чистое знание, по Канту, знание, к которым не примешивается ничего эмпирического. Понятие «вещь в себе»- предметы познания существуют сами по себе, отдельно от логических и чувственных форм, при помощи которых они воспринимаются нашим сознанием.

Гегель - создатель феноменологии Духа как науки о Духе. Он вводит понятие «являющегося духа» как феномена. Цель гегелевской феноме­нологии - восхождение от обыденного сознания на высоту чистого разума. Основная идея гегелевской феноменологии духа состояла в том, что все объекты мира, в котором живет человек, включая культуру и самого человека – суть инобытие, предметное воплощение особой духовной сущности – «абсо­лютного духа». Предметный мир человека есть мир феноменов, за которым скрыт мир ноуменов.

Феноменология Э. Гуссерля помогает понять сущность вещей, но не факты. Гуссерль формулирует основные принципы методологии феноменологической редукции (отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию) — это переход от феноменов к структурам "чистого сознания".По мнению философа, только описание явлений (феноменов), предстающих сознанию человека, может помочь разобраться в вещах. Так, чтобы понять и разобраться в них, человек должен осуществить «эпохе», заключить в скобки свои воззрения и убеждения, касающиеся естественной установки, которая навязывает людям веру в существование мира вещей. Предметом феноменологии, согласно философу, является царство чистых смыслов и истин. Феноменология призвана превратить философию в науку строгую, то есть в теорию познания, которая способна дать четкое представление об окружающем мире.

Идеи Гуссерля развивает автор работ «Кризис ценностей», «Формализм в этике и неформальная этика ценностей» Макс Шелер. Разрабатывает феноменологию ценностей. Моральные нормы априорны, всеобщи, их основу составляют абсолют­ные ценности. Ценности обступают человека со всех сторон, их не надо изобретать, но обна­руживать и признавать необходимо. Метод обнаружения ценностей есть метод феноменологической редукции.

Оригинальную версию феноменологической редукции создает автор работ «Феноменология духа в сказке», ««Психология бессознательного», «Ар­хетип и символ», «Архетипы и коллективное

Юридическая феноменология.

Феноменология (греч. phainomenon – являющийся, logos – учение) - бук­вально - описание или изучение явлений. Феноменология – философское на­правление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяе­мый в психологии, социологии, юриспруденции и т. д., направленный на выяв­ление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуаль­ного знания к чистому.

Феноменология права – методология познания права, сложившаяся в XX веке и составившая теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права сформировалась в результате экстраполяции (распространения) идей философской феноменоло­гии в сферу юридической науки, где они были восприняты отраслевыми направ­лениями этой науки - административным правом, муниципальным правом и др. Обращение к философской феноменологии было обусловлено, согласно убеж­дению представителей феноменологической школы права, эффективностью феноменологии как методологии исследования правовой действительности. Таким образом, феноменологическая теория права возникает в результате при­менения феноменологического метода в исследованиях права в его реальной и идеальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что феноменологическая тео­рия права, прежде всего, это методология исследования права. Что касается не гносеологических, не познавательных (онтологических) аспектов этой теории, то таковые разработаны мало.

Суть феноменологии как методологии познания права сводится к тому, что конкретно-исторические системы права познаются посредством мыслен­ного вычленения идеальных структур, составляющих основу права. Феноме­нологическая редукция как метод исследования права направлена на выявление и описание его идеальной, чистой структуры. Феноменологическая редукция предполагает сведение эмпирического знания права к знанию чистому. Такого рода познание сводится, во-первых, к процедуре эпохе – процедуре отказа от всех суждений, которые касаются пространственно-временного, индивиду­ально-психологического, конкретно-исторического, социального существова­ния права; во-вторых, процедуре описания структуры, оставшейся после того, как процедура эпохе произошла. В результате применения феноменологиче­ских гносеологических процедур конкретизируется предмет познания, опреде­ляемый феноменологической школой права, при помощи понятий «эйдос», «чистая структура», «чистая форма», «идеальная конструкция», «ноэма», «но­эзис», «интенция». По мнению представителей феноменологического движения в юриспруденции, эти понятия открывают возможности объяснения явлений правовой реальности во всем их многообразии, сложности и взаимообуслов­ленности.

Таким образом, феноменология представляет собой оригинальную, про­дуктивную, синтезирующую разнообразные исследовательские подходы в понимании права, методологию. Феноменология как теория и методология познания права является частью неклассической юридической науки, отдельные элементы этого метода используются в рамках иных неклассических подходов – юриди­ческой герменевтики, аксиологии права. Необходимо констатировать, что фе­номенология права выступает как альтернатива социологическому и естест­венно-правовому подходам в понимании права, одновременно, в ее рамках осу­ществляется, в определенном смысле, синтез этих двух способов исследования права. Особенностью феноменологии права является ее ориентированность на исследование, с одной стороны, актуального права как социального процесса, происходящего в принципиально «открытом» жизненном мире, с другой сто­роны, потенциального права как универсальной идеальной основы права. Фе­номенологический подход может быть использован в качестве технологии ис­следования действующего позитивного права. В таком ракурсе в любой право­вой норме выявляется идеальная правовая структура, обусловливающая про­цесс реализации нормы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.