Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Деятельность Правительства демократической республики «Гимназист»

Заместитель директора по ВР Сухотько Ольга Николаевна

 

 

Ставропольский край, Петровский район,

Г. Светлоград, ул.Комсомольская, 16,

Телефон: (865 - 47)4 – 05 – 34 E-mail: gim1-svetlograd@yandex.ru 2015г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1

Ставропольский край, Петровский район,

Г. Светлоград, ул.Комсомольская, 16,

Телефон: (865 - 47)4 – 05 – 34 E-mail: gim1-svetlograd@yandex.ru

Директор – Бородаенко Владимир Алексеевич

Рабочий телефон/факс: 8(865 - 47) 4-30-65

Введение

Изменения в системе образования РФ в последние два десятилетия непосредственно связаны с процессом демократизации. Многие проблемы, которые приходится решать в этот период, требуют пристального внимания педагогической общественности и органов управления образованием.

Более четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования.

Модернизация образования ставит перед школой задачу воспитания свободной, активной, инициативной, самостоятельной личности, осознающей своё достоинство и достоинство других людей. Вместе с тем, для многих современных подростков характерны такие личностные качества, как тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, которые зачастую приводят к внутреннему конфликту, искусственной задержке их личностного развития. Все это мешает им занять активную социальную и жизненную позицию.



В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу учащимся прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа учащихся к организации своих сверстников.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу подростков, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Пояснительная записка

В отечественной системе образования произошли существенные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых условиях. В качестве главного результата выдвигается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за свое собственное благополучие, так и благополучие общества. Перед школой стоит задача – передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылкой для успешной самореализации личности после окончания обучения, её социализации. При этом в основе обновления содержания образования лежит идея формирования ключевых компетенций, одной из которых является «компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя)».

Гражданское образование не новое направление в образовательной политике. Философия гражданского образования закладывалась еще в древней Греции (Платон, Аристотель и др.), ей уделяли большое внимание просветители 18 века (Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский). Новое звучание теория воспитания гражданина получила в 19 - начале 20 века в утопических системах Р. Оуэна, А. Сен-Симона, социалистической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, русских демократов - В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко. А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, И.С. Марьенко. В.А. Сухомлинский, Г.Н. Щукина и др. Исследования теоретического и прикладного характера многих философов, педагогов, психологов последнего десятилетия посвящены вопросам гражданского образования (А.Г. Асмолов, И.д. Фрумин. А.С. Тубельский, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург).

К настоящему времени в России накоплен определенный опыт внедрения гражданского образования, который обобщенно представлен в виде нескольких моделей:

- I модель - ситуационное моделирование (акцент на информацию по конкретным темам и разделам дисциплин, разбор конкретных сложных ситуаций),

- II модель: предметный подход (принцип приоритета самостоятельных дисциплин),

- III модель — интегрированная (обществоведческое образование, курс «Обществознание»)

- IV модель — институциональная (организация демократического уклада школьной жизни, создание правового пространствагимназии)

- V модель — организация проектной деятельности (принцип отбора сценариев школьной культуры, материалы сценариев могут быть использованы как модульные курсы по граждановедению)

Мы придерживаемся четвертой модели гражданского образования, которая подразумевает организацию демократического уклада школьной жизни, введение ученического самоуправлениякак важного условия гражданского образования.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем гимназии. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Светлограда является одной из крупных школ города.

Главная задача гимназии – воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной.

Актуальность проблемы создания и функционирования в гимназии модели ученического самоуправления обусловлена, прежде всего, кардинальными изменениями в социокультурной ситуации: в мире происходит ускорение темпов жизни, растет значимость диалога между людьми в различных сферах жизнедеятельности, качественно новым образом встает проблема развития и использования человеческого потенциала. В связи с этим возрастает актуальность самореализации личности; предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, усиливается влияние человеческого фактора на различные стороны действительности. Таким образом, общество нового века порождает и новую антропологическую реальность: человек все больше выступает субъектом собственной жизнедеятельности и общественных отношений, несет ответственность за принимаемые решения. Это, в свою очередь, потребует от современной молодежи соответствующих умений - самостоятельно анализировать ситуации и свои возможности, ставить цели, организовывать свою деятельность, осуществлять рефлексию и корректировку ее результатов, осуществлять нравственный выбор.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Целеполагание.

Цель– создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и содружества учителей и обучающихся разного возраста.

 

Основными задачами самоуправления в гимназии являются:

1. Координация деятельности членов ученического самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.

2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, обучающихся гимназии.

3. Осуществление взаимодействия с администрацией гимназии, учителями, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.

4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив обучающихся.

5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.

6. Организация взаимодействия членов самоуправления и администрации гимназии в решении важных вопросов.

7. Защита прав учащихся.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
- принцип гуманизма (уважение человеческого достоинства и интересов личности);
- принцип демократичности (свободное обсуждении и решение вопросов, коллегиальности, гласности);
- принцип законности (соблюдение нормативно-правовой базы);
- принцип равноправия (равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации);
- принцип выборности (соответствующие полномочия в результате полномочных выборов);
- принцип обновляемости и преемственности (периодическое обновления состава органов самоуправления и их руководителей, а также обеспечение преемственности);
- принцип открытости и гласности (обеспечение оперативной и достоверной информации);
- принцип целесообразности ( реализация потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);
- принцип объединения (добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни);
- принцип функционального самоопределения (участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия).

Позиционный блок

Структура ученического самоуправления – органическая часть общей организационной структуры управления и самоуправления воспитательной системы гимназии. Поэтому целесообразно представить органы ученического самоуправления во взаимосвязях трех уровней:

воспитательной системы гимназии – организационная структура управления и самоуправления воспитательной системы гимназии;

органов самоуправления гимназии – место ученического самоуправления в структуре органов самоуправления гимназии;

самоуправления первичного коллектива учащихся – структура органов самоуправления класса.

Современная наука и практика пытаются развести понятия «самоуправление» и «соуправления». Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление.

В нашей гимназии педагоги – кураторы стараются оказывать консультативное, тьюторское сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.

Ожидаемые результаты:

Повышение гражданской позиции обучающихся;

Повышение заинтересованности в развитии;

Возможность участия всех детей в управлении гимназии в соответствии с их способностями и возможностями;

Увеличение занятости детей во внеурочное время;

Улучшение нравственного, физического здоровья обучающихся;

Активизация творческой деятельности обучающихся;

Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

Организационный блок

Сложившаяся в гимназии структура ученического самоуправления работает уже несколько лет и полностью себя оправдывает. Ученическое самоуправление в гимназии осуществляет избранный Президент и Дума Демократической республики «Гимназист» МБОУГ №1, которое формируется в процессе правовой деловой игры и действует на основании Конституции Демократической Республики гимназии.

В соответствии с иерархией структуры органов самоуправления гимназии выделяются четыре основных уровня ученического самоуправления:

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата на роль Президента ученического самоуправления.

Второй уровень -ученическое самоуправление в классах.

Собрание класса

  • Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому обучающемся право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности классного коллектива.
  • Рассматривает и утверждает план работы класса.
  • Выбирает совет класса.
  • Заслушивает отчет о выполнении решений класса отдельными учениками.

Совет класса

- собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще.

- планируется работа классного коллектива

- подводится итог работы за определенный промежуток времени;

- выбираются два представителя класса в Школьную Думу.

Третий уровень (школьное самоуправление). Школьная дума – исполнительный орган самоуправления – состоит из представителей классных коллективов 5 – 11 классов (по 2 человека), избранных на классных собраниях коллективами классов. Школьная Дума действует и имеет полномочия в рамках «Положения о школьной думе». Созывается по мере необходимости не реже 1 раза в месяц.

В Школьную Думу входят представители 5 – 11 классов. Руководит Думой Президент демократической республики «Гимназист», который избирается на выборах тайным голосованием 1 раз в 2 года.

Школьная Дума:

- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся гимназии, планирует и организует внеклассную и внеурочную деятельность;

- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в гимназии;

- устанавливает шефство;

- готовит и проводит собрания или конференции учащихся гимназии;

- организует выпуск газеты «Гимназические вести»;

- на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших общегимназических мероприятий, заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (министерств) органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения;

- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.

Четвертый уровень .

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся (конференция), проводимое 2 раза в год. Состоит из учащихся 5 – 11 классов, представителей от педагогического коллектива и родительских комитетов.

Нормативно – правовой блок

Правовой основой развития ученического самоуправления в МБОУГ №1 являются:

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №671 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

2. Конвенция ООН о правах ребенка

3. Конституция РФ

4. Семейный кодекс РФ

5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

6. Закон Российской Федерации «Об образовании РФ» от 29.12.2013 года № 273-ФЗ

7. Закон Российской Федерации « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

8. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120- ФЗ от 1999года

9. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы"

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

11. Устав МБОУГ№ 1

12. Программа развития МБОУГ №1 до 2017 года

13. Локальные акты МБОУГ №1:

14. Положение об ученическом самоуправлении.

15. Положение об ученической конференции.

16. Положение о школьной думе.

17. Положение о выборах в ученическое самоуправление гимназии

 

Содержательный блок.

Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами. Создание действенных органов самоуправления, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, способствует формированию у обучающихся отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщению ученического коллектива и каждого учащегося к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в гимназии. Такими видами деятельности являются:

Ø Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

Ø Экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в гимназии, благоустройство кабинетов, организация дежурства;

Ø Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;

Ø Художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

Ø Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

Ø Информационная деятельность – письменная и фото информация о жизни классов гимназии;

Ø Профилактическая деятельность – организация дежурства по гимназии, контроль за посещаемостью и порядком.

Ø Краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий и др.

Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все обучающиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются Министерствами труда и порядка, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел и др. Каждый орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя), которые составляют Совет класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

Сфера деятельности классного самоуправления:

Председатель Совета класса:

-организует и планирует его работу,

-созывает заседания Совета и председательствует на них,

-организует на заседании ведение протокола, подписывает решения Совета.

Староста класса:

-составляет план работы на четверть совместно с классным руководителем ( на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий);

-формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий;

-контролирует выполнение поручений;

-организует дежурство по классу, гимназии.

Деятельность Правительства демократической республики «Гимназист»

Министерство образования

Цели:

- обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе гимназии; способствует

- сознательному отношению обучающихся к учебной деятельности;

решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему консультаций, олимпиад, предметных недель). От

каждого класса в центр входят по одному человеку, проявляющему успешность в образовательном процессе. Министерство работает под руководством заместителя директора по учебной работе.

Функции и дела:

- проводит рейды по контролю посещаемости;

- проводит рейды по контролю наличия учебных принадлежностей;

- организует участие классов в предметных неделях;

- организует участие учащихся класса в конкурсах, олимпиадах;

- анализирует итоги успеваемости и посещаемости.

Порядок работы:

Министерство работает в соответствии с планом. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц в кабинете заместителя директора по учебной работе. Решения Министерства доводятся до обучающихся.

Министерство образования имеет право:

накладывать дисциплинарные взыскания на учащихся нарушителей учебной дисциплины:

готовить вопросы на заседания педагогического совета;

ходатайствовать перед администрацией о поощрении учащихся;

принимать участие в разрешении конфликтов, споров между учителями и учащимися.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.