Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Этапы выполнения исследования

 

Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа.

1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования и связанных с ними актуальности темы в целом.

В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.

Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действия.

В процессе определения проблемы существует соблазн охватить исследованием как можно более широкий круг явлений, получить ответы на все вопросы. Подобная ошибка распыляет усилия исследователя, снижает качество исследования, делает его поверхностным. Следует ограничивать свои интересы решением конкретной проблемы.

Правильно определенная проблема связана с нахождением и защитой актуальности выбранной темы.

Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования. А актуальность темы подтверждает правильность выбора предмета и объекта исследования.

Объект исследования – то, что изучается. Объектами исследования могут быть предприятие, отрасль, национальное хозяйство со своей внутренней и внешней средой и системами, группы людей, психические феномены, физические объекты и т.п.

Предмет исследования – задача, проблема, процесс, система, метод, конкретная особенность, факт, явление. Предмет всегда уже объекта исследования.



Продуманные и четко сформулированные проблема, предмет и объект исследования, а так же описание актуальности темы работы позволяют уже на первом этапе исследования определить объем и направленность предстоящей работы, тематику литературы, с которой необходимо познакомиться, заранее позаботиться о методиках. Также это экономит время, затрачиваемое на исследование.

2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.

Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования. Кроме того, исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий.

В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия. Для устранения противоречий исследователь должен изучить литературу по избранной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в научных кругах относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначность в определении понятий найти не удалось, следует принять одну из наиболее распространенных в науке точек зрения и обязательно оговорить это в своей работе.

Работа с научной литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана работы.

Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в рекомендациях и советах по отбору литературных источников.

При работе с литературными источниками (для юридических и экономических направлений) в первую очередь студентом анализируются нормативные акты, затем изучается специальная научная литература и периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой. При использовании учебников и учебных пособий общее правило – они должны быть изданы не более чем 10 (десять) лет назад от года предполагаемой защиты ВКР.

Изучение литературы начинают с поисков соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг.

Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.

Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы. На основании конспектов и выписок из прочитанной литературы осуществляют аналитическое описание предмета исследования. Обычно его делают в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме.

В настоящее время, помимо печатных, существует множество иных информационных источников. Особый интерес представляют источники на электронных носителях. Это научное документальное кино, аудиокниги, электронные учебники, электронные статистические сборники и т.д. Так же в сети Интернет размещены сайты фирм и предприятий, научных журналов, научно-исследовательских институтов, академических сообществ и т.п., которые так же могут служить хорошими источниками информации для выпускной квалификационной работы.

Следует обращать особое внимание на выбор достоверных источников информации, т.е. таких, которые признаны научным сообществом. К таковым относятся официальные печатные органы государственной власти РФ, публикующие принимаемые законы и указы, научные и научно-методические газеты и журналы, рекомендованные ВАК России для опубликования основных научных результатов аспирантами и докторантами, научные монографии, сборники научных статей и докладов с научных конференций, учебники и учебно-методические пособия с грифами Министерства образования и науки РФ или Учебно-методических объединений вузов, академические энциклопедии и словари, а так же некоторые другие академические публикации.

Студенту в своей работе не следует ссылаться на популярные (в том числе и научно-популярные) газеты и журналы, околонаучную литературу (в том числе околонаучные Интернет-ресурсы). Не следует в качестве аргументов приводить идеи, теории и гипотезы маргинальных авторов, которые в парадигме современной науки пока принято считать непроверенными или лженаучными.

Теоретическая глава, основанная на обзоре литературных источников, заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу интересов самого студента. Обзор литературы, вместе с описанием выбранной для работы метода или методик исследования, как правило, являются черновым вариантом 1-й главы работы.

3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.

Анализ литературных источников дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.

Цельисследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы.

Гипотеза – это логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детерминирующими.

Гипотеза определяет главное направление поисков и исследования, является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

Формулирование гипотезы исследования – сложная задача, требующая настойчивой и кропотливой работы. Отсутствие гипотезы характеризует отсутствие проблемы или крайнюю нечеткость ее формулировки. В тоже время по некоторым направлениям подготовки при написании ВКР гипотеза исследования не требуется (например, Дизайн, Экономика, Менеджмент, Юриспруденция), хотя ее формулирование допускается.

При формулировке гипотезы следует соблюдать следующие условия:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. Предположение, сформулированное в гипотезе, носит вероятностный характер, это означает, что сделанное предположение справедливо лишь с определенной долей вероятности. В ходе исследования необходимо доказать достоверность вероятностного предположения.

Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы. Задач выдвигается столько, сколько необходимо для проверки гипотезы.

4 этап - выбор методов исследования.

Для проверки выдвинутой гипотезы (или решения, поставленных в ВКР задач) подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования.

Метод исследования – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций исследования. Они помогают регламентировать процедуру исследования и четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели.

Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.

5 этап – сбор фактического материала.

Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, нужно научиться владеть выбранными методиками.

Методика – это алгоритм или процедура проведения каких-либо нацеленных действий. Методика исследования определяется методом и предполагает технику исполнения – систему средств, приемов, инструментов. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.

Для владения выбранными методиками полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пилотажное, т.е. пробное исследование), что позволит учесть проблемы, как самой методики, так и работы с нею. После этого проводится необходимые процедуры по сбору первичной информации, при работе с людьми учитываются этические критерии, обращается внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.

В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и цифровыми расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы математического анализа.

6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.

На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц и графиков.

Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине. Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.

Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.

Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предлагают широкое использование в выпускной квалификационной (дипломной) работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, моделей, эскизных проектов, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.

Сбор и обработка фактического материала является самым трудоемким этапом в подготовке выпускных квалификационных работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и научного руководителя.

В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например Excel, SPSS, STATISTICA и др.).

В зависимости от типа выпускной квалификационной (дипломной) работы и того каким образом предполагается достичь ее основной цели исследование может включать или не включать в себя еще один этап.

7-й этап – апробация или проверка выдвинутых предложений и достигнутых результатов

Апробация или проверка выдвинутых предложений и достигнутых результатов может вестись различными способами – в этом студент должен проявить творческий, инновационный характер своего мышления.

Наиболее убедительный, но не самый простой в реализации из-за недостаточности времени или финансовых средств способ – это внедрение достигнутых результатов и предложений в хозяйственную (педагогическую, юридическую и т.п.) практику и оценка эффективности их использования.

На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.

 


4. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:

- титульный лист (см. Приложение 3);

- оглавление (содержание);

- введение;

- основной текст (главы, параграфы);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Объем основной части выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 40 стр. и не более 60 стр. печатного текста (без учета приложений).

Оглавление (содержание) включает перечисление всех частей работы с указанием страницы начала каждой части (см. Приложение 4).

Во Введении раскрываются: актуальность темы, ее значение для соответствующей отрасти науки, степень ее новизны и разработанности (с указанием основных источников), определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, перечисляются используемые методы сбора и анализа данных, раскрывается структура работы, указывается объем списка литературы, количество таблиц, схем и рисунков.

Примерная структура Введения приведена в Приложении 5. Объем Введения примерно составляет от 2 до 5 стр.).

Основной текст работы состоит из глав и параграфов, количество которых определяется спецификой работы. Объем основного текста составляет примерно от 80% до 90% от общего объема работы (без учета приложений).

В 1 главе основного текста обычно дается обзор источников соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме. В работах, представляющих теоретическое исследование, следует описать историю развития вопроса, раскрыть понятие и сущность изучаемого явления, рассмотреть существующие методические подходы к анализу данной проблемы и др. Рекомендуется остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, рассмотреть дискуссионные вопросы по теме. Текст ВКР не должен пересказывать существующие в научной литературе точки зрения, а свидетельствовать, что ее автор творчески их осмыслил и проанализировал. В работе следует обосновать почему автор придерживается той или иной концепции и аргументировать научную и практическую ценность результатов исследования.

Во 2 главе следует представить характеристику объекта исследования, провести экономический, финансовый, статистический и иной анализ собранного материала в рамках избранной темы. Проводятся практические исследования с помощью тех или иных методов и методик, выбор которых обоснован.

В 3 главе даются рекомендации к практическому применению полученных результатов и обосновывается их эффективность.

Таблицы и графики могут быть включены как в основную часть работы, так и в приложения (при большом их объеме).

Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Следует обратить внимание на переход от одной главы к другой. Объем всех глав ВКР должен быть примерно равным (от 12 до 17 стр.)

Особое значение должно придаваться ссылкам на использованные литературные источники. В теоретическом обзоре 1-й главы допустимо использовать любое количество цитат и заимствований текста, при условии обязательной ссылки на источник заимствования, который должен быть легко проверяем и, как правило, представлять авторитетное в научном мире, мнение. Все ссылки на источники обязательно должны быть правильно оформлены, т.е. в соответствии с правилами оформления ссылок. Как правило, это инициалы и фамилия автора, наименование работы, номер тома (если есть), город в котором издана работа (кроме журналов), наименование издательского органа, год (и/или номер) выпуска, страница, с которой была взята информация и т.д.

Каждая глава выпускной квалификационной работы должна заканчиваться выводами (не более 0,5 стр.). Текст каждого раздела работы следует начинать с нового листа.

Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в выпускной квалификационной работе. В нем следует сформулировать выводы, привести данные об эффективности внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем, указать перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение должно характеризовать как были выполнены поставленные во введении задачи. Объем заключения от 3 до 6 страниц.

Библиографический список (список литературы) включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании выпускной квалификационной (дипломной) работы. Список литературы должен содержать не менее 40 литературных источников, в том числе не менее 30% периодических изданий. Приветствуется использование научной литературы на иностранных языках, но в объеме не более 10% (если выпускная квалификационная (дипломная) работа не связана с изучением иностранных языков или зарубежного опыта). Печатные источники информации должны составлять большую часть библиографического списка (не менее 70%), кроме направлений/специальностей связанных с информатикой и вычислительной техникой, где допускаются ссылки на электронные информационные ресурсы до 70% списка литературы.

Варианты расположения литературы в списке:

- алфавитное;

- по типам документов.

Расположение материала в списках автор согласовывает с научным руководителем (правила составления см. Приложение 6).

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий) отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т.п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т.п.)

При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т.д., а внутри раздела – по алфавиту (автор или заглавие).

Приложения могут содержать: текстовые документы, образцы методик, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, расчеты. Они служат для иллюстрации или доказательства отдельных положений исследуемой проблемы. Приложения помещают после библиографии и нумеруют по порядку упоминания в тексте арабскими цифрами сплошной нумерацией (Приложение 1, Приложение 2…).

Включение приложений в состав выпускной квалификационной (дипломной) работы должно быть уместным и нести важную смысловую нагрузку. На все включенные в работу приложения в обязательном порядке должны быть указания в тексте работы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.