Пиши Дома Нужные Работы


Цель, задачи и информационная база аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками

Целью аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками является выражение мнения аудитора о достоверности отражения в учёте и отчётности показателей дебиторской, кредиторской задолженности [8, п.5]. Решение о проведении аудиторской проверки руководством ООО «ЕвроАзия - АП» обычно принимается по нескольким причинам:

- подтверждение достоверности отражения показателей дебиторской и кредиторской задолженности в отчётности;

-ограничение рисков наложения штрафных санкций в случае проведения налоговых проверок, в частности для определения расходной части при расчёте налогооблагаемой прибыли в организации.

Задачи данного вида аудита - установление правильности определения и отражения в учёте расчётов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

Проведение внутреннего аудита можно разделить на несколько этапов:

- планирование аудиторской проверки (с помощью рабочего документа «Задание на аудит»);

- проведение аудиторских процедур (с помощью рабочего документа «Аудиторский тест») [14, п.34];

- формирование результатов аудита (с помощью рабочего документа «Аудиторский отчет») [15, п.3].

В сфере аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками можно выделить задачи по детальной проверке следующих учетных моментов:

1. Договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), их соответствие действующему гражданскому кодексу, наличие условий договора не увеличивающих налоговую нагрузку.

2. Накладные, счета-фактуры оцениваются аудиторами, прежде всего на предмет правильного оформления. Ведь от правильного оформления этих первичных документов зависит вопрос возмещения налога на добавленную стоимость по приобретаемым ценностям в случае, если эти товары и сырье используется для деятельности, облагаемой НДС. Сопутствующей задачей аудитора является проверка правильности ведения раздельного учёта поступающих товаров с целью разделить товар, реализуемый в торговых точках, попадающих под режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

3. Принятая в организации учётная политика и объём отраженных в ней особенностей, касающихся деятельности организации, ведущего несколько направлений деятельности.

4. Задача аудита в области проверки актов сверок всегда является актуальной в плане подтверждения остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», отражаемых в отчетности предприятия. Таким образом, Задача аудита актов сверок с поставщиками поставлена как перед внутренними аудиторскими проверками, так и перед проверками независимыми аудиторами отдельно участка расчётов и подтверждения отчётности организации в целом.

5. Акты о зачёте взаимных требований устанавливают аудиторскую задачу по проверке правильности и своевременности отражения зачёта взаимных требований организации и его поставщиков в учётных регистрах по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и других счетах.

6. Дополнительной задачей аудита расчётов с поставщиками является проверка наличия регистрации договоров, по которым организация использует в своей деятельности нематериальных активов в виде программных продуктов для учёта продаж в оптовой и розничной торговле.

Во избежание рисков в отношениях проверяемого экономического субъекта и контролирующих органов задачей аудитора при проверке операций по расчётам входит обязательное изучение лицензий на применяемые организацией лицензируемые виды деятельности.

Обязанность аудитора планировать свою работу установлена п. 2 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №696. [19].

Для фиксации информации об арендных отношениях, полученной на этапе предварительного планирования аудита, можно использовать форму документа «Рабочий документ по сбору информации об арендованном имуществе». Такой документ составлен аудитором в ходе проверки деятельности по сдаче имущества в аренду (приложение 4).

Планирование проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает:

а) планирование проверки по существу - составление детализации проверки, то есть насколько детально будет проверятся данный участок. На этом этапе планирования аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками при большом количестве учётного материала ООО «ЕвроАзия - АП» аудиторы должны определить нужно ли проверить расчёты с каждым контрагентом, или достоверность аудиторского заключения не пострадает, если осуществить выборочную проверку;

б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Среди задач, решаемых при аудиторской проверке, особое место занимает анализ обнаруженных искажений и выявление их причин с использованием терминологии Положения по бухгалтерскому учёту "Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности" (ПБУ 22/2010) могут послужить обоснованием факторов модифицирования аудиторского заключения, что отражено в соответствующих стандартах (рис. 12).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Суждение аудитора о степени распространения влияния (возможного влияния)│

│ искажения на бухгалтерскую (финансовую) отчетность │

└────────────────┬───────────────────────────────────────┬────────────────┘

/│\ /│\

┌────────────────┴─────────────────┐ ┌───────────────────┴────────────────┐

│Искажение отчетности как следствие│ │ Искажение отчетности в результате │

│ ошибки в классификации имущества │ │ недобросовестных действий │

└────────────────┬─────────────────┘ └───────────────────┬────────────────┘

/│\ /│\

┌────────────────┴─────────────────┐ ┌───────────────────┴────────────────┐

│ Причина ошибки: неверная │ │ Недобросовестные действия, │

│ интерпретация учетной ошибки │ │ направленные на завышение стоимости│

│ в части применения стоимостного │ │ оборотных активов, фальсификацию │

│ критерия для включения активов │ │ данных для анализа ликвидности │

│ в состав основных средств │ │ баланса │

└──────────────────────────────────┘ └────────────────────────────────────┘

Рис. 12. Пример анализа искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеющих отношение к представлению и раскрытию информации

 

Основу аудиторской проверки составляет аудиторская документация. Документация может быть простой по форме и относительно краткой для аудируемых лиц, осуществляющих несложную по характеру хозяйственную деятельность. Аудитору нет необходимости детально документировать свое понимание деятельности аудируемого лица. Основные аспекты, подлежащие документированию, включают только ту информацию, на которой основывается аудиторская оценка рисков существенного искажения бухгалтерской отчётности.

На предварительном этапе проверки составляются следующие рабочие документы:

- опросный лист для оценки контроля;

- расчёт уровня существенности;

- план, программа аудита.

На основном этапе проверки аудитор составляет документы по сопоставление данных отчётности и бухгалтерского учёта по анализируемому участку. Заключительный этап аудита сопровождается составлением сводной таблицы замечаний и предложений по их устранению, составлением письма для руководства аудируемой организации.

Все факты хозяйственной деятельности аудируемого лица основываются на аудиторских доказательствах. Под доказательством в области аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается факт (например факт несвоевременного отражения списания просроченной кредиторской задолженности), который может служить подтверждением или опровержением другого факта (в данном случае несвоевременно проведенной инвентаризации задолженности кредиторской задолженности), либо процесс получения сведений об определенном факте, которые позволяют с той или иной степенью достоверности сформировать мнение и составить аудиторское заключение о состоянии бухгалтерского учёта расчётов в организации [11, п.5].

По строке «Кредиторская задолженность» бухгалтерского баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчётную дату, и указывается задолженность: перед поставщиками и подрядчиками по, перед прочими кредиторами. В процессе аудита расчётов с поставщиками ООО «ЕвроАзия - АП» были получены следующие доказательства по данному вопросу: сальдо в балансе ООО «ЕвроАзия - АП» соответствует данным бухгалтерского учёта. Для получения данного утверждения были использованы дополнительные данные, представленные с материалами для проверки бухгалтерией ООО «ЕвроАзия - АП», а именно справка - расчёт бухгалтерии по состоянию кредиторской задолженности для расшифровки суммы, отраженной в бухгалтерской отчётности.

Одним из важных средств контроля за учётом дебиторской и кредиторской задолженности является инвентаризация. Инвентаризация проводится, как правило, на конец отчётного периода и позволяет оценить реальность остатков дебиторской и кредиторской задолженности.

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) при формировании учётной политики ООО «ЕвроАзия - АП» утверждён порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

В ходе инвентаризации путём документальной проверки особенно важно установить правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. Акт о проведении инвентаризации представлен в приложении 3. В случае обнаружения просроченной кредиторской задолженности бухгалтерия ООО «ЕвроАзия - АП» передает информацию в юридический отдел для дальнейшей работы.

Для взыскания долгов установлен общий срок исковой давности - три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ). При этом, исходя из ст. 197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности - сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Кроме того, ст. 203 ГК РФ установлена возможность перерыва течения срока исковой давности. Срок прерывается в следующих случаях: предъявлением иска в установленном порядке; совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Соответственно, подписание акта сверки взаиморасчётов приводит к перерыву срока исковой давности.

Если срок исполнения договором не предусмотрен либо определен моментом востребования, то течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ) [1,п.2.ст.200]. Такие обязательства должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Течение исковой давности начинается на восьмой день после выставления требования. Документом, подтверждающим требование кредитора, будет являться полученное от него письмо, претензия или иск.

В обязательном порядке инвентаризация расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ЕвроАзия - АП» проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», далее - Закон №129-ФЗ; п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н). И если основные средства разрешено «пересчитывать» один раз в три года, то для расчётов с контрагентами послаблений не установлено.

При составлении графика инвентаризаций руководство ООО «ЕвроАзия - АП» учитывает факт отсутствия в законодательстве причин наложения штрафных санкций за не проведение инвентаризации. Инспектор вправе оштрафовать фирму за недостоверность данных учёта и отчётности (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Не смотря на это инвентаризация расчётов с поставщиками проводится бухгалтерией ООО «ЕвроАзия - АП» в обязательном порядке перед составлением квартальной и годовой бухгалтерской отчётности, а так же каждый раз, когда возникает необходимость урегулирования спорных вопросов при расчётах с поставщиками.

Инвентаризация расчётов с поставщиками и подрядчиками является довольно значимым явлением в аудите. Несмотря на то, что у налоговых органов нет оснований штрафовать организацию в случае отсутствия инвентаризаций, ввиду заинтересованности всех сторон сделки инвентаризация расчётов проводится ежеквартально и чаще. Форма акта утверждена законодательно и предусматривает отражение всех необходимых показателей для того, чтобы охарактеризовать общую картину по расчётам с поставщиками.

 

Планирование аудиторской проверки операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками

Основные этапы и содержание выполняемых работ в рамках аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками (с условным разделением применяемых в ходе аудита стандартов аудиторской деятельности), представлены в таблице 11.

Таблица 11






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.